ЮРИЙ ЛИ: НА СВОБОДУ С ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ

Газета "Flash!"

На днях в Усть-Каменогорск из мест заключения вернулся Юрий Павлович Ли, один из бывших совладельцев «Трамвайного парка», также известный многим, как кандидат в депутаты Мажилиса Парламента РК в 1999 и 2004 годах. В январе 2007 г. решением горсуда Ю.П. Ли был приговорён к 6 годам лишения свободы за то, что по версии следствия и суда, недоплатил в бюджет порядка 18 млн. налогов, и изымал наличные средства в кассе своего предприятия. Хотя поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Ю.П.Ли послужило… его собственное заявление о хищениях в «Трамвайном парке».

Данное интервью – эксклюзив, его дал нашему изданию известный предприниматель и политик сразу, оказавшись на воле.



— Юрий Павлович, я так понимаю, Вы не сбежали?

-Нет, конечно. Выпустили условно-досрочно. В колонии я работал, режим не нарушал, пользовался заслуженным авторитетом и у администрации, и среди сидельцев. В заключении отбыл 3 года 4 месяца.



— Где Вас содержали? Как сиделось?

— В «тридцатке» (ОВ-156/3). Ну а сиделось по-разному. Бывали и тёмные, и светлые дни. Передадут с воли яблоко – сидишь, вдыхаешь его запах долго-долго, прежде чем съесть. Там это не просто яблоко, а знак! Что о тебе помнят, любят, уважают… И от этого становилось легче, передавалась добрая энергия людей, собравших посылку. Когда у меня начались неприятности – пятая часть знакомых от меня отвернулась, предали некоторые друзья, и кое-какие родственники. Бог им судья! Но большинство – не бросили в беде. Писали, передавали продукты и книги. Всем им низкий поклон и моя искренняя благодарность!



— Упомянули имя Божье – приобщились к Всевышнему?

— Знаете, да. Я там многое переосмыслил, жизнь, дела. В колонии ведь есть православная церковь, так вот там я был помощником священника. Пономарь – так называли меня многие. Внимательно изучал Библию, держал пост. Не пил, не курил, занимался спортом. Читал книги, правильные газеты – «Время», «Республика», «Свобода слова», и, конечно же, вашу «Flash!». Многих отчаявшихся людей наставил на правильный путь. Там таких немало – и наркоманы, и ВИЧ-больные, и просто несчастные люди, не нашедшие себя в жизни.



— Тяжело было на зоне? Непривычный уклад, быт…

— Конечно, не легко. Но я отсидел достойно – все скажут! Чтоб Вы знали – на зоне много нормальных, порядочных людей. Когда привезли туда, меня встретил Коба – авторитетный человек, «бродяга» со стажем. Всё про меня уже знал – там пробивают информацию быстро. Сказал – живи, как хочешь, мол, знаю, что поступать правильно будешь. Конечно, на первых порах пришлось и подраться со всякими беспредельщиками, порой были серьезные угрозы… Но я отстоял своё право на место под солнцем, со временем приобрёл заслуженный авторитет. Забавно, но иногда даже автограф просили… Когда сидел, у меня родился внук, недавно его увидел, так что я теперь молодой дедушка в 46 лет! Очень рад этому.



— Юрий Павлович, что же произошло тогда с Вами, с трамвайным парком? Слухи ходили разные… Не пора ли приоткрыть завесу?

— Не пора. Во всяком случае, все нюансы – ещё рано. Но, кое-что скажу. Всё время, что я сидел – я бился за то, чтобы законным образом доказать свою невиновность. Непрерывной чередой шли судебные заседания, на которые меня возили в спецфургоне. Я писал в Генеральную прокуратуру. И в 2008 году пришёл надзорный протест за подписью Генпрокурора Р. Тусупбекова (ныне министр юстиции) – там было заявлено о необходимости дополнительного расследования и пересмотре уголовного дела в ином составе суда. Но… ни горсуд Усть-Каменогорска, ни облсуд тогда не приняли во внимание протест Генпрокуратуры. Странностей за эти годы было немало…



— Например?

— С ноября 2006 г. по январь 2007 г. процесс по моему делу пыталась объективно освещать журналист республиканской газеты «Закон и Правосудие» Оралгайши Жабагтайкызы. Специально приезжала из Астаны, выпустила несколько статей. А 22 января 2007 года она выехала на рейсовом автобусе из столицы, чтобы поспеть на оглашение приговора 23 января, но в Усть-Каменогорск так и не доехала! Пропала. Её не нашли до сих пор. Редактор её издания бил во все колокола, дошёл до зарубежного Би-Би-Си, но даже после этого подвижек в расследовании не произошло. Теперь и он сидит в колонии на Балхаше. Я не утверждаю категорически, что всё это из-за журналистского расследования, которое сотрудники газеты вели по моему делу – занимались они и другими темами, например, хищениями сырья и готовой продукции в крупной металлургической корпорации. Но, совпадения любопытны…



— Прямо детектив, честное слово! Но что Вам инкриминировали на суде?

— То, что я взял из кассы трамвайного парка 3 или 4 млн. тенге. Причём, сколько именно – следствие так и не определилось. Взял, якобы, по расходным ордерам, но сами эти ордера с моей подписью так и не предоставили – ни во время следствия, ни на суде. Ещё вменяли в вину неуплату налогов – около 18 млн. тенге. Потом эту сумму раскидали на меня, С.З. Зеленкова и даже покойного Юрия Сергеевича Им. Да- да, в отношении последнего тоже возбудили уголовное производство! Дело прошлое, но изымать наличные из кассы я не мог – был строгий учёт средств: кондукторы отчитывались за каждый пронумерованный билет. Сдавая деньги в кассу, получали чеки, которые подшивались… Факты хищений не подтвердили четыре экспертизы. Все доводы суда были основаны исключительно на предположениях, и это подтвердила Генеральная прокуратура. Юридический нонсенс, да и только! Что касается налогов – мне инкриминировали их укрывательство. Но в 2002-2003 годах я находился на госслужбе, был заместителем у А.Гусинского в Агентстве по регулированию естественных монополий. С января 2003-го до октября 2004-го – возглавлял ОАО «Трамвайный парк». В октябре 2004-го я уволился оттуда и занимался деятельностью своей фирмы «Элит-Пласт», был президентом Федерации таэквондо по ВКО, работал председателем общественного объединения «Усть-Каменогорск – наш общий дом». Так вот, пока я возглавлял правление трамвайного парка – с налогами был полный порядок. Это показали многочисленные свидетели на суде. А кутерьма с финансами началась в конце 2005 года, и продолжилась в 2006 году. Я сам обратил на это внимание! Написал заявление в финполицию. И пострадал. Из свидетеля, заявившего о хищениях – меня сделали обвиняемым. Арестовали в ноябре 2006 г. прямо в БСМП, где я лежал с острым приступом панкреатита, и сопроводили в СИЗО. Очень спешили с судом – весь ноябрь 2006-го процесс шёл непрерывно, с утра до вечера в ускоренном темпе. Уверен, что весь сыр-бор разгорелся из-за моих акций – их у меня было порядка 30%. И за них со мной практически не рассчитались – я получил менее 10% от обговоренной суммы! И намерен теперь оспорить неуплату в суде. Сейчас я подал иск о возмещении мне недостающих денег со стороны бывших владельцев. В начале апреля состоится суд.



— Ваши планы на будущее?

— Есть интересные предложения из Экибастуза, Астаны, Москвы. Кроме получения дохода в бизнесе я всегда стремился делать что-то полезное людям. Взять для примера тот же трамвайный парк – его я хотел поднять, оснастить современными вагонами, а затем запустить троллейбусы. Для этого всё было практически готово, даже разработаны маршруты. Но… не успел. В нашем экологически неблагополучном городе эти виды транспорта нужны, как воздух! Как глоток чистого воздуха. А теперь до меня доходят слухи, что на территории трамвайного парка хотят создать очередной торговый центр, и уже подана заявка на экологическую экспертизу его строительства. Так что, не исключен вариант, что при таком развитии событий скоро не только о троллейбусах – о трамваях нам всем придётся забыть…



Подготовил Сергей ВАСИЛЬЕВ