И это все Onay!

Газета "Flash!"

С 7 апреля общественный транспорт в Усть-Каменогорске перешёл на систему электронной оплаты за проезд Onay. Немало испытаний и страданий выпало на долю значительной части горожан в связи с переходом на новую систему. Особенно досталось старшему поколению и другим жителям, имеющим право на льготный проезд.

 И до сих пор, спустя более двух недель после запуска Onay, страдания людей продолжаются.

 Рассказывает жительница Усть-Каменогорска Людмила Болотова.

- Моей маме на днях исполнится 85 лет. Она попросила съездить с ней, оформить льготную карту и вернуть деньги с транспортной карты Oskemencard, действовавшей при прежней системе. У мамы сахарный диабет, в любой момент она может почувствовать себя плохо, поэтому в дальних и продолжительных передвижениях я обязательно сопровождаю её.

 Мы сели в трамвай на Центральном рынке, и обратили внимание, что в салоне много пассажиров, и преимущественно пожилого возраста. Вместе с нами все они вышли на остановке «Трамвайный парк» и поспешили на другую сторону улицы Мызы. Там в небольшом помещении теперь располагается Центр управления пассажирскими перевозками. Войдя, мы увидели, что в тесном помещении уже человек 40, и прибавилось ещё почти столько же. Никакой наглядной информации нет, непонятно, куда идти, к кому обращаться. Наконец, кое-как выяснили, что здесь оформляют льготные карты, а для возврата денег нужно идти на территорию трамвайного парка в управление.

- Около часа нам пришлось потратить на получение заветной льготной карты. Пожилым людям приходится стоять, сидеть практически негде, - продолжает рассказ Людмила. – Пока ждали своей очереди, насмотрелись всякого. Были даже слёзы. Одна женщина плакала, потому что ей отказались выдавать карту. Живёт она в Усть-Каменогорске, но регистрация в Шемонаихе. Помнится, что когда ещё только заговорили о новой системе, всех успокаивали, что нужно будет просто обменять прежнюю льготную карту на новую. А получается вот как! Если человеку выдали ранее такую карту – почему сейчас лишили?

 Потом мы пошли в трамвайный парк забрать деньги с прежней карты. Здесь картина была такой же тоскливой и ужасной. 8 стульчиков на весь тесный и длинный коридор, а очередь человек 50. Измученные люди вынуждены стоять и ждать не по своей воле, а по прихоти власти. Хорошо, что сотрудницы, выдававшие деньги, обедали по очереди, и перерыва в работе не было. Хотя бы до этого додумались. Зачем всё это затеяли, если прежняя система уже работала, и всё было отлажено? Нужно было всего лишь сделать мобильное пополнение карты – и всё. Что даёт Onay простому пассажиру? Улучшилось движение транспорта? Появились новые маршруты? Автобусы стали раньше выходить на линию и работать до позднего вечера? Мы не знаем всех причин, по которым убрали систему Oskemenbus. И никогда не узнаем. Но, как говорил поэт, «если на небе зажигаются звёзды, значит, это кому-то нужно». А простой народ в итоге мучается в очередях.

 С облегчением, словно вырвавшись из плена, мы с мамой вышли на улицу. Двинулись на остановку. Подошёл трамвай, старый, ещё советский. Глядя на него, можно было подумать, что его покусали. Ломтями свисала пожухлая краска, на огромной площади она вообще отвалилась. Вагон покачивался, словно больной человек. Наверное, Onay нам поможет? – завершает свой рассказ Людмила.

 Начавшись ещё при правлении Жаксылыка Омара, мутная история с новой системой электронной оплаты продолжается до сих пор. Но в сознании горожан вся эта передряга связана уже с новым руководителем Усть-Каменогорска Алматом Акышовым. Он лично ездил в Алматы для ознакомления с системой Onay. Под его руководством прошел запуск системы, и нужно прямо сказать, что новый аким не справился с задачей. Плавного и безболезненного перехода не получилось. Все необходимые для этого управленческие и организационные мероприятия не были продуманы. Народ оказался  предоставлен сам себе. Хотите льготные карты – это ваши проблемы. Нужно вам снять деньги с прежней карты – тоже ваши проблемы. Власть в очередной раз показала своё отношение к простым людям, к старикам. Как всегда упорно молчат городские депутаты во главе с председателем маслихата Усть-Каменогорска Александром Светашем. Они не созвали экстренное заседание, не вызвали всех ответственных за переход к новой системе должностных лиц, не потребовали принять немедленные меры для создания удобства горожанам, не поставили вопрос об ответственности чиновников, и, в первую очередь, акима города.  

 Впрочем, всё прошло как обычно. Наивно надеяться на другое. И ещё один момент. Судя по всему, у руководства Усть-Каменогорска какая-то особая взаимосвязь с южной столицей в вопросах общественного транспорта. Из Алматы были закуплены старые немецкие трамваи. Бюджету это обошлось в 118,5 млн. тенге и 87 млн. доставка. Закупили 13 трамваев. Сейчас на ходу всего несколько вагонов.

 Теперь вот внедрили именно систему Onay, принадлежащую ТОО «Транспортный холдинг г. Алматы». Хотя, к примеру, рядом, в Семее, действует система Avtobus с гораздо более расширенными функциями. В чём секрет такой тесной взаимосвязи с Алматы?

 

                        Денис Данилевский

Фото предоставлено Л. Болотовой