Мост длиной в 18 лет

Газета "Flash!"

На недавнем заседании ВК областного акимата руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржан Жумадилов сообщил, что проект строительства нового моста через Иртыш в Усть-Каменогорске в створе ул. Серикбаева с выходом на левый берег в районе Меновного  вроде бы начинает своё воплощение в жизнь. Сейчас ТОО «Казахпромтранспроект»  ведёт разработку проектно-сметной документации. По словам главного автодорожника области  строительство возможно начнётся в 2026 году. Ориентировочная стоимость  - 115 млрд. тенге. 

 Сейчас уже не все помнят, что этот важнейший для города мост планировали начинать строить  в теперь уже далёком 2007 году.

 Вот что писали мы тогда  в нашей газете «Flash!». На вопросы редакции отвечает заместитель генерального директора НПО «Мостовик» (г. Омск, Россия) Валерий Вихрев. Валерий Иванович до переезда в Омск много лет руководил предприятием «Водоканал» в Усть-Каменогорске.

- Проект строительства моста был презентован во время визита акима ВКО Жаныбека Карибжанова в Омск. Мост длиной в 420 метров по оценке технико-экономического обоснования стоит в ценах 2007 года 12,2 млрд. тенге. Срок реализации проекта мы предполагаем до 2016 года. (Статья  «Каким будет новый мост?», «Flash!», №21, 03.11. 2007 г.).

 Но уже через месяц в газете опубликована статья под красноречивым названием «Утонуть в бюрократической реке» (№24, 15.12. 2007 г.). Здесь уже Валерий Иванович делится печальными мыслями:

- Наше НПО разрабатывает технико-экономическое обоснование на строительство моста. ТЭО готово. Обоснование для окончательного утверждения должно пройти главную государственную  экспертизу в Астане. Но пока мы не можем сдать ТЭО в столицу Казахстана. У нас ещё нет заключения государственной экологической экспертизы. А пройти экологическую экспертизу мы не можем, т.к. нет акта выбора земельного участка под строительство. Вернее, он есть. Но его уже дважды теряли. Где теряли – непонятно. То ли в городском отделе земельных отношений, то ли в отделе ЖКХ. Заказчиком проекта выступает областной департамент пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Он и заказывал акт выбора. Но нерадивые работники почему-то упорно акт теряют. Мы пошли к экологам, чтобы нам дали заключение по экологической экспертизе без этого злополучного акта. Тем более, что это возможно. Но экологи стоят на своём – давайте нам акт. 

  Поясним, что тогда ещё не было электронного документооборота, и «потерять» бумажный вариант чиновники вполне могли. По нерадивости или осознанно – теперь история об этом умалчивает.  Судя по дальнейшим событиям, проекту возведения моста так и не удалось преодолеть бюрократические препоны.  К сожалению, Валерий Вихрев потратил много сил на доказательство очевидного, но так и не смог продвинуть проект дальше бумажного варианта. Валерий Иванович скончался, не реализовав свою мечту. Переехав в силу вынужденных обстоятельств в Омск, он всегда оставался душой в Усть-Каменогорске, и очень хотел помочь городу  в решении важнейшей транспортной проблемы. Задумка моста была очень оригинальной. На центральной опоре в самой высокой точке планировалось установить огромную  шарообразную конструкцию, а в ней открыть ресторан и смотровую площадку, которые могли стать излюбленным местом отдыха горожан (на снимке 3).

 Вновь к этому вопросу вернулись уже в период правления Даниала Ахметова. «В 2015 году он дал  обещание возобновить работу над проектом строительства переправы. Возведение моста включили в список 10 приоритетных инвестиционных проектов области. В 2016- 2017 годах было разработано технико-экономическое обоснование проекта. На проектно-сметную документацию средства в областном бюджете не выделили (требовалось 500 млн. тенге). Теперь ТЭО уже устарело (на него потратили 67 млн. тенге), нужно разрабатывать новое. Без ТЭО и ПСД средства из бюджета не выделят» - это отрывок из статьи «Без моста и жизнь не та», 18.04. 2023 г. https://flashpress.kz/blog/flash/178285.html

 В 2017 г. стоимость строительства оценивалась уже в 62 млрд. тенге. При этом пришлось разработать новое ТЭО, но десятки миллионов ушли в никуда.

 И вот третий подход к строительству моста. Теперь уже нужно по предварительным подсчётам 115 млрд. Затраты выросли на 103 миллиарда по сравнению с 2007 годом. Конечно, за 18 лет цены взлетели. Но всё-таки увеличение более чем на 100 миллиардов!  Давайте сравним стоимость моста сейчас и 18 лет назад в долларах. На 31 декабря 2007 г. курс тенге к доллару составлял 120,12. https://freecurrencyrates.com/ru/exchange-rate-history/USD-KZT/2007/cbr

 Делим 12,2 млрд. тенге на 120,12, получаем 101,5 млн. долларов. Курс на сегодня 503.94. 115 млрд. тенге -  это 228,2 млн. долларов. Итого в долларовом выражении стоимость моста возросла более чем в два раза.  Кстати, самый длинный мост в Казахстане через Бухтарминское водохранилище протяжённостью в 1,3 км обошёлся в 61,4 млрд. тенге. Он был открыт в конце прошлого года. Протяжённость будущей мостовой переправы в Усть-Каменогорске 420 метров.

 А ведь можно и нужно было построить этот мост гораздо дешевле и раньше, и уже лет 10 он бы служил городу.  Кстати, источник финансирования пока не определён. Вполне возможно, что власти города и области возьмут кредит у Всемирного банка. Об этом на своей странице в Инстаграм 22 января сообщил аким Усть-Каменогорска Алмат Акышов.
 «Сегодня встретился с представителями Всемирного банка, которые с рабочей поездкой находятся у нас в области. Обсудили ряд проектов по развитию городской инфраструктуры. В частности, реконструкцию моста через реку Иртыш и кольцевую дорогу, строительство ещё одного моста для разгрузки магистралей, а также модернизацию тепловых сетей и строительство котельных. До 2029 года планируется обновление Согринской и Усть-Каменогорской ТЭЦ». Пока, как сообщает градоначальник, «представители Всемирного банка выразили готовность поддержать проекты по модернизации тепловых и канализационных сетей, а также по улучшению экологической ситуации». https://www.instagram.com/reel/DFIiYL0IpF0/?igsh=M2gxNmN2MG0ydGs0

 Если действительно руководство региона влезет в кредит размером в 115 млрд. тенге, то этот долг ляжет тяжёлым бременем на экономику города и ВКО. За 2015-2023 годы в период правления Ахметова были взяты кредиты у Европейского банка реконструкции и развития на общую сумму в 22,6 млрд. тенге. Рассчитываться за них приходится до сих пор. Только для оплаты банковских процентов по займам для Оскемен Водоканал и УК тепловых сетей в областном бюджете 2023 года было выделено более 402 млн. тенге. Какие проценты придётся платить Всемирному банку в случае займа в 115 миллиардов  – можно только предполагать. Ясно, что условия будут кабальными, а рассчитываться придётся народными, бюджетными средствами. Так что история с ещё не построенным  мостом через Иртыш продолжается. Когда и как она завершится – пока даже сложно предположить.

 

       Денис Данилевский

На фото: 1. – слайд на заседании областного акимата 17 марта 2025 г.;  2 - статья 2007 г.; 3- эскиз моста разработки 2007 года.