Ленинские чтения. Даже «очаровательный империализм» Трампа – это империализм. 22 апреля – 155 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина

Газета "Flash!"

Империализм в исполнении нынешнего президента США Дональда Трампа можно иронически назвать «очаровательным». Действительно, есть что-то особенное, какой-то шарм  у главы Соединённых Штатов. Он отличается резкостью и прямотой, необычными инициативами и предложениями, не видит ничего страшного в том, чтобы отказаться от своих слов и отыграть назад, и просто неиссякаемой энергией в формировании мировой повестки дня. С момента его прихода в Белый Дом мир просыпается и засыпает с одним вопросом: а что сегодня сказал Трамп?

 Но, если внимательно разобраться, ничего нового даже в такой экстравагантной манере президента США нет. Главное не в форме, а в сути. Обо всём этом  написал в 1916 году Владимир Ильич Ленин в своей книге «Империализм, как высшая стадия капитализма» (Полное собрание сочинений, 5-е издание, том 27, стр. 299-426).

 Империализм Трампа – это всего-навсего империализм, развивающийся по своим объективным законам, впервые сформулированным и сведённым воедино Лениным.

  Империализм сегодня переживает острейший кризис. Трамп объявил тарифную войну почти всем государствам мира. Таможенные пошлины на импорт увеличены его указом от 10% до 145. Вроде бы рушится главный принцип капитализма – свободная торговля. США вводят невероятные меры протекционизма для внутренней экономики, вслед за ними ответные меры принимают и другие страны.  Вроде бы рушится глобализм, т.е. влияние мощнейших корпораций на всю мировую экономику и мировую политику.

 Вот что об этом пишет Ленин. «Капиталисты делят мир не по своей особой злобности, а потому, что достигнутая степень концентрации заставляет становиться на этот путь для получения прибыли; при этом делят они его «по капиталу», «по силе» - иного способа дележа не может быть в системе товарного производства и капитализма».  Ленин подчёркивает, что силовые  изменения могут происходить как чисто экономические, так и внеэкономические, например, военные. Ещё одна мысль: «Различия между отдельными капиталистическими странами, например, в отношении протекционизма или свободной торговли, обусловливают лишь  различия в форме монополий».

 Почему Трамп пошёл на тарифную войну, т.е. на изменение ситуации силой, и пока чисто экономическими методами? Как раз потому, что изменилось положение монополий в отдельности, и монопольного господства США как государства. Полвека назад Китай только открывался миру и постепенно становился промышленной площадкой для ведущих корпораций, в первую очередь, американских. Капитал устремился в Китай, и это важнейший объективный закон империализма – вывоз капитала. Финансы идут туда, где будет получена наибольшая прибыль. Китай привлёк дешёвой и довольно подготовленной рабочей силой. Сегодня Китай сам стал промышленным и финансовым монополистом.  Производства многих американских компаний размещены в КНР. Торговый баланс между США и КНР складывается не в пользу Штатов.

 Известный российский экономист Валентин Катасонов считает, что цель американского империализма нисколько не изменилась – это захват всего мира. Но речь идёт уже не о таком глобализме, который установился перед приходом Трампа.  Этот глобализм был основан на финансовой и промышленной экспансии транснациональных корпораций в развивающиеся страны, переносе в них производства. Трамп, полагает Катасонов, хочет сделать основой мощи американского империализма собственную промышленность, и экономически захватить  весь мир уже  американскими товарами. Интереснейшее  интервью с Валентином Катасоновым можно посмотреть по ссылке https://bastyon.com/index?v=511abb863bc4f965edf842c230a4774a2f3f78e2970066f321dda875c9850f01

Но не только ростом собственной экономики и товарной экспансией хочет укрепить позиции американского империализма президент США. Он прямо, без всякого дипломатического этикета говорит и о территориальных притязаниях Штатов. А это ещё один важнейший объективный признак империализма – раздел мира между великими державами, борьба за передел мира, «борьба за хозяйственную территорию».

  Американский президент не скрывает своих планов территориальной экспансии. А планы просто впечатляющие. Здесь и Канада, как 51-й штат, и Гренландия, и Панамский канал, и Сектор Газа. Конечно, сложно представить Канаду в составе Штатов, в этом случае, видимо, взята на вооружение тактика «сначала сильнее напугать». А вот присоединить Гренландию – вполне реальный вариант, дающий возможность усиления контроля за Арктикой, и участия в неизбежной схватке за арктические ресурсы.

 В орбите империалистических интересов США и Украина. Предстоящая сделка по редкоземельным металлам, плавно превратившаяся в сделку по инфраструктуре и полезным ископаемым – наглядный пример передела сфер влияния «по силе». Сначала один президент поставляет оружие, а потом другой президент ставит условие – за поставки нужно рассчитаться. Поскольку денег нет, рассчитывайтесь ресурсами. В итоге вся инфраструктура Украины, включая морские порты, все полезные ископаемые, в случае оформления сделки, фактически перейдут под контроль США под благовидным предлогом создания фонда послевоенного восстановления.

 Ленин в своей работе даёт чёткую и ясную оценку войн в период империализма. «Доказательство того, каков истинный социальный, или вернее, истинный классовый характер войны содержится, разумеется, не в дипломатической истории войны, а в анализе объективного положения командующих классов во всех воюющих державах. Чтобы изобразить это объективное положение, надо взять не примеры и не отдельные данные, а непременно совокупность данных об основах хозяйственной жизни во всех воюющих державах и всего мира».

 Война – это неизбежное последствие империализма. Высшая стадия капитализма в основном сформировалась к концу XIX века. За эти сто с лишним лет уже произошли две мировые войны, унесшие десятки миллионов жизней, и бесчисленное количество региональных войн. Через войны империализм разрешает свои острейшие противоречия, продляет своё существование. Империалисты, кроме других важных целей, в таких войнах решают и ещё одну, и, пожалуй, главную для них задачу – не допускают единства пролетариата в борьбе с буржуазией за свои жизненные  интересы. Вместо единства трудящиеся убивают друг друга в войнах, наивно  думая, что по ту сторону окопа и находится их главный враг другой национальности, другого вероисповедания или просто житель другой страны.  Пока империалистам этот приём успешно удаётся. На наших глазах происходят страшные трагедии. Четвёртый год длится империалистическая война между Россией и Украиной. Десятки тысяч палестинцев, мирных жителей, детей, гибнут в Секторе Газа, этот клочок земли израильские военные превращают в груду развалин, а великий миротворец Трамп заявил о планах переселить палестинцев и построить на месте Газы, на палестинских костях, курорт мирового уровня.  Тихо и незаметно для «мирового цивилизованного  сообщества»  произошёл исход более ста тысяч армян из Карабаха, где они жили веками. Ну, а про кровопролитные конфликты в других, более отдалённых районах мира, в Азии или Африке,  мы узнаём эпизодически, а можем и вообще не узнать, такие новости явно не в топе мировой сводки. Платье какой-нибудь звезды шоу-бизнеса явно интереснее, чем гибель  «туземцев».

 «Капитализм перерос во всемирную систему колониального угнетения и финансового удушения горстью «передовых стран» гигантского большинства населения земли. И делёж этой добычи происходит между 2-3 всемирно могущественными, вооружёнными с ног до головы хищниками, которые втягивают в свою войну из-за дележа добычи всю землю», - такой вывод сделал Ленин. Прошло более 100 лет, и ничего пока не изменилось. Разве что список «хищников» чуть расширился.

  Но есть и ещё один вывод Владимира Ильича. «Монополии, олигархия, стремление к господству вместо стремления к свободе, эксплуатация всё большего числа маленьких или слабых наций небольшой горсткой  богатейших или сильных наций – всё это породило те отличительные черты империализма, которые заставляют характеризовать его как паразитический или загнивающий капитализм». Кто-то из немногочисленных читателей усмехнётся – какое же это «загнивание»? Нам бы так погнить. В том-то и дело, что нам, как жителям страны периферийного капитализма так «погнить» не удастся. Загнивание проявляется  именно в способах существования империализма – эксплуатации, войнах, переделе мира, финансовых спекуляциях. Ленин тут же пишет, что «было бы ошибкой думать, что эта тенденция к загниванию исключает быстрый рост капитализма». Но сама тенденция неумолима. Далее Владимир Ильич даёт ещё одну важную характеристику империализма – это «переходный, или, вернее, умирающий капитализм». Ленин обращает внимание на тот факт, что гигантские монополистические корпорации неизбежно порождают высочайший уровень обобществления производства. В этих условиях ещё сильнее проявляется главное противоречие капитализма – между общественным характером производства и частным характером присвоения. «Общественные средства производства остаются частной собственностью небольшого числа лиц».  В создании материальных благ участвуют миллионы, а прибыль присваивают десятки, в лучшем случае сотни олигархов. Поэтому империализм, как высшая стадия капитализма выступает как «какой-то новый общественный порядок, переходный от полной свободы конкуренции к полному обобществлению».

 А государственно-монополистический капитализм – это уже, по словам Ленина, последняя ступенька к социализму. И такой ход истории неумолим. Вопрос только во времени и конкретном стечении обстоятельств. И как бы ни старались Трамп и другие деятели продлить жизнь высшей стадии капитализма, он обречён.

 

Денис Данилевский, преподаватель истории, обществоведения, основ государства и права

 

Иллюстративное фото из Интернета