
«Вечный кандидат в депутаты» - так иронично называет сама себя Майра Абенова из Семея. Майру Жамантаевну хорошо знают не только жители столицы области Абай и всего Восточно-Казахстанского региона, но и в стране, и далеко за её пределами. Бурные перемены 90-х годов прошлого века превратили учителя математики в общественного деятеля, политика. Защита прав человека стала смыслом её жизни. Прошло три десятка лет, но неизменными остались убеждения Майры Жамантаевны, её обострённое чувство социальной справедливости, горячее желание «развернуть» государство в сторону народа, провести такие реформы, которые позволят обеспечить реальное участие населения в подготовке и принятии решений, в управлении страной.
Да, пока успехов на этом тернистом пути немного. Пока правящий класс и защищающая его интересы власть никого не подпускают даже на низовой уровень местного управления. Майра Абенова поэтому и подшучивает над собой, действительно являясь «вечным кандидатом» - много раз она участвовала в выборах, но победу одержать так и не удалось. Хотя, если бы избирательный процесс проходил открыто и честно, то победа была бы безоговорочной.
- Сколько раз я баллотировалась - уже и не сосчитать. Участвовала во всех выборах, начиная с 1998 года, когда до меня дошел смысл конституционной нормы: гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным, - рассказывает Майра Абенова.
- На первых выборах я выдвигалась в областной маслихат Восточно-Казахстанской области. Это отдельная история. Как я позже узнала, оказывается, по неофициальным каналам в мой избирательный штаб даже поступало предложение, чтобы я подала заявление о снятии с выборов за хорошее вознаграждение. Но люди, работавшие в моём штабе, даже не стали передавать мне это «весьма заманчивое» предложение, зная мой ответ. Жаль, я поздно узнала, сейчас бы загорала на Канарах (шутка).
В разные годы выдвигалась в гормаслихат Семея (у меня принцип выдвигаться по округу, где сама живу), несколько раз была в партийных списках ОСДП (Общенациональной социал-демократической партии). Доводилось быть и руководителем регионального штаба. Короче, Закон «О выборах» знаю, как «Отче наш». Да, один раз участвовала в довыборах в городской маслихат в своем округе. Последний раз участвовала в выборах в 2023 году, выдвигалась в областной маслихат уже области Абай. По 15 из 17 участковым избирательным комиссиям я опережала своего оппонента на 700 голосов. Они сделали так, что в двух деревнях, где общее количество населения не превышает 1300 человек, в выборах приняло участие, чуть ли не 100%, 99% из которых проголосовали за моего оппонента. Вот так по двум сельским участкам у меня отобрали победу.
Кстати, по 15 участкам явка была в среднем 25%, из них 10% голосовали против всех. Т. е «выбор» сделан лишь 15% избирателей. Остальным 85% - все «по барабану» и это очень опасно, - делится своими размышлениями Майра Жамантаевна.
Наверное, потому людям и «по барабану» выборы в маслихаты, что народ уже не видит никакого смысла в их существовании, хотя маслихаты громко называются «представительной властью». Отсекая таких принципиальных, неравнодушных, независимых кандидатов, как Майра Абенова, исполнительная власть делает маслихаты придатком акиматов, вся функция представительного органа сводится лишь к поднятию рук «за» подготовленные в акиматовских кабинетах решения. Простой и наглядный пример. Ни один маслихат из тех регионов, в которых введено новое время на час назад, не принял обращение депутатов к президенту, правительству о жизненной необходимости возврата к прежнему часовому поясу. Поэтому и бились за отмену перевода времени лишь общественники, неравнодушные граждане с активной и ответственной жизненной позицией. А депутаты не защитили интересы своих избирателей. Лишь некоторые депутаты в соцсетях выразили своё отрицательное отношение к новому времени. Но на этом всё и ограничилось. А ведь если бы маслихаты восточных, северных и центральных регионов страны выступили с обращениями за возврат прежнего времени, даже если бы такие обращения направили хотя бы отдельные депутаты, даже 10-20 депутатов по собственной инициативе, вряд ли президент мог бы заявить, что нужно в этом вопросе поставить точку и прекратить дискуссию.
А ведь маслихат обладает немалой властью и большими полномочиями. Согласно Закону «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК» - «местный представительный орган (маслихат) — выборный орган, избираемый населением области, города или района, выражающий волю населения и в соответствии с законодательством РК, определяющий меры, необходимые для ее реализации, и контролирующий их осуществление». Ясно и чётко. Для депутатов реализация воли населения должна стать главной целью их деятельности.
В компетенцию маслихата входит «рассмотрение отчетов руководителей исполнительных органов и внесение в соответствующие органы представлений о привлечении к ответственности должностных лиц государственных органов, а также организаций за невыполнение решений маслихата». Значит, депутаты могут заслушать любого руководителя и внести представление о его ответственности.
Маслихат рассматриват отчёт акима о проделанной работе. Вопрос этот очень серьёзный. Ведь по итогам отчёта депутаты могут вынести вотум недоверия акиму.
Вот что гласит закон: «Основаниями для рассмотрения маслихатом вопроса о выражении недоверия акиму являются: 1) двукратное неутверждение маслихатом представленных акимом отчетов об исполнении планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета». И если в первый раз президент или вышестоящий аким могут не согласиться с вотумом депутатов, то во второй раз уже обязаны освободить от должности вызвавшего депутатское недоверие главу исполнительной власти.
Какие ещё полномочия нужны? Господа депутаты, действуйте, проявляйте свою гражданскую позицию, выражайте волю населения, и реализуйте эту волю. Если бы в маслихатах были депутаты с такой гражданской позицией, с такими убеждениями, как у Майры Абеновой, наверное, чиновники исполнительной власти работали бы более ответственно. Чиновники в таких условиях знали бы, что депутаты держат их деятельность под контролем и ведут строжайший учёт бюджетных средств.
При действующем выборном законодательстве надеяться на открытые, честные, справедливые выборы вряд ли возможно. Акиматы найдут любую возможность, чтобы отсечь неугодных кандидатов либо уже на стадии регистрации, либо в ходе избирательной кампании, либо уже на стадии голосования. Поэтому выборы стали такими скучными и унылыми, предсказуемыми. Ведь действительные лидеры общественного мнения в них уже не участвуют. А «конкуренция» стала чисто показной, когда есть «основной» кандидат и парочка статистов.
В проведении выборов нет мелочей.
- По закону во всех участковых избирательных комиссиях должны быть списки избирателей соответствующего участка, заверенные подписью и печатью акима. Каждый сознательный избиратель имеет право проверить себя в этих списках. Перед последними выборами я посетила 6 своих участков, только в трёх из них мне удалось убедиться в наличии списков, в двух комиссиях пытались доказать, что список есть, но он... в компьютере! Никем не заверенный рабочий вариант! Член другой комиссии, сама преподаватель права в одном из уважаемых ВУЗов города, лепетала об указании председателя никому не выдавать секретный документ. Хотя к перечню государственных секретов список избирателей, за который несет ответственность местный исполнительный орган, не входит, - рассказывает Майра Абенова.
А ведь полные и точные списки избирателей играют огромную роль. Любая неточность даёт возможность манипулировать с дополнительным списком, что может сказаться на итогах голосования. Наверное, давно пора неравнодушным гражданам, которые не хотят, чтобы их голос был украден, объединяться в инициативные группы за честные выборы и начинать хотя бы с порядка в списках избирателей. Работы в этом направлении непочатый край, сломать механизм манипуляции на выборах не так просто, но делать это нужно, если мы хотим, чтобы наша жизнь изменилась к лучшему.
А вот когда нет вмешательства власти, никаких манипуляций, когда голосование открытое и честное, то и побеждают самые достойные. Именно так Майра Абенова стала победителем национального конкурса «Народный любимец»! Причём, Майра Жамантаевна сама не выдвигалась на участие в конкурсе. Её выдвинул народ.
- Я узнала в этом году и то случайно, когда вдруг оказалась в числе выдвинутых на номинацию «Общественник». Десять номинаций и никаких денежных призов! Только звание. Это значит, никто не умрет от зависти! Выдвижение абсолютно демократично. У меня даже согласия не спрашивали! Но я не скромная, согласилась, - рассказывает Майра Абенова.
- Мне очень понравился принцип и глубокий смысл участия в этом процессе. Не знаю, как проходило у других, лично у меня телефон весь день разрывался от сообщений, вопросов, выражения поддержки.
И это, поверьте, дорогого стоит, и очень важно, когда каждый воспринимает свое участие, как свое дело, а значит, и результат может считать и своей победой. Хочу, чтобы это настроение общего достижения память каждого участника запомнила и стала алгоритмом на всех будущих выборах. Кого угодно. Но СВОЕГО!!! Я в этом участвовала, честно говоря, только потому, что увидела возможности для осознания людьми своей значимости в выборном процессе, – делится впечатлениями Майра Жамантаевна.
Мы поздравляем Майру Абенову с заслуженным званием «Народный любимец»! Пусть поскорее наступит время, когда на выборах всех уровней будут побеждать не те, кто угоден власти, а вот такие народные любимцы, настоящие лидеры, готовые посвятить свою жизнь защите прав простого трудового человека!
Последние 4 года Майра Абенова руководит общественным объединением «Комитет Полигон 21» и занимается вопросами поддержки и реабилитации пострадавших от испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне. Недавно она побывала в Нью-Йорке на третьей встрече стран - участниц Договора о запрещении ядерного оружия, проходившей под эгидой ООН. Об этом событии более подробно в следующем материале.
Денис Данилевский