
Жители Усть-Каменогорска наверняка хорошо помнят, в какой газовой камере им пришлось пережить конец ноября прошлого года. Впервые в истории города из-за удушающего газа занятия в школе были отменены, уроки проводили в дистанционном формате.
19 ноября Казгидромет разослал штормовое предупреждение о неблагоприятных метеоусловиях II степени на следующие сутки. 20 ноября 2024 г. в районе Бульвара Гагарина стоял страшный смог, о чём жители сразу же поделились видео в соцсетях. Превышение нормы выбросов было зафиксировано замерами департамента экологии практически по всем вредным веществам - оксиду углерода, взвешенным частицам РМ 2,5, диоксиду серы и диоксиду азота.
Самое высокое превышение было зафиксировано по выбросам хлороводорода, особо опасного химического вещества – в 9,9 раза выше нормы!
Замеры специалисты – экологи провели в 14.20. Однако, немедленного сообщения об угрозе жизни и здоровью горожан так и не последовало. Лишь в 19.25 экологи разместили информацию о превышении предельно-допустимых концентраций вредных веществ. Но оповещение было чисто формальным – в чате журналистов. Чиновники от экологии, видимо, посчитали, что дальше уже информацию распространят журналисты. Да, работники СМИ, блогеры свой долг выполнили, и поздно вечером горожане узнали, чем они дышали весь этот день. Но почему, зная о сверхвысоком содержании в атмосфере хлороводорода в сочетании с другими вредными веществами, ни департамент экологии, ни городской акимат, не сделали экстренное сообщение горожанам о грозящей им опасности, не приняли никаких мер для защиты жизни и здоровья людей? Хотя они обязаны это сделать по закону.
Этим вопросом задался известный юрист, правозащитник, руководитель общественного объединения «Право и Справедливость» Алексей Божков. Поскольку в ответ на его обращения в государственные органы поступили формальные отписки, он обратился в суд с иском к акиму города, с привлечением в качестве заинтересованных лиц акима области, департамента экологии, Казгидромет, ДЧС ВКО, управления по мобилизационной подготовке, территориальной обороне и гражданской защите ВКО и городского отдела внутренней политики.
12 марта Специализированный межрайонный административный суд ВКО принял решение.
«Судом установлено, что аким города действий, предусмотренных пунктом 2 статьи 210 Экологического кодекса, а именно обеспечение незамедлительного распространения необходимой информации среди населения, введение временных мер по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период НМУ, не принял.
Согласно пункту 1 статьи 211 Экологического кодекса при ухудшении качества атмосферного воздуха, которое вызвано аварийными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и (или) здоровью людей, принимаются экстренные меры по защите населения в соответствии с законодательством РК о гражданской защите.
Факт ухудшения качества атмосферного воздуха, который вызван выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и при котором была создана угроза жизни и здоровью людей судом установлен. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что у ответчика имелись основания принять экстренные меры по оповещению населения о превышении хлороводорода и защите населения в соответствии с законодательством РК о гражданской защите.
Суд также обеспокоен длительным бездействием акима города по улучшению качества атмосферного воздуха в городе Усть-Каменогорске с ноября 2024 года по настоящее время» - это выдержки из решения суда.
Суд признал незаконным бездействие акима города Усть-Каменогорска по отсутствию оповещения населения о значительном превышении хлороводорода и необходимости проведения защитных мероприятий в рамках гражданской защиты.
Также приняты два частных определения. В адрес акима области о принятии мер по фактам нарушения законности, допущенных акимом г. Усть-Каменогорска. И в адрес Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии и природных ресурсов РК для принятия мер по фактам нарушения законности, допущенных департаментом экологии ВКО. «Судом установлено, что Департамент экологии акиму города письмо о сложившейся ситуации не направлял. Кроме того, Департаментом экологии действенных и своевременных мер в соответствии с Экологическим кодексом по установленному факту превышения загрязняющих веществ в атмосферном воздухе города Усть – Каменогорска 20 ноября 2024 года на момент вынесения решения не предпринято». В месячный срок аким области и главное экологическое ведомство страны должны известить суд о принятых мерах.
Кстати, областной акимат ещё в декабре прошлого года в отписке Алексею Божкову сообщил, что аким г. Усть-Каменогорска Жаксылык Омар освобождён от должности в связи с истечением срока полномочий. Хотя теперь судом установлено, что он действовал незаконно, и за это его вполне могли освободить совсем по другим мотивам и с другой формулировкой. В качестве «козла отпущения» нашли заместителя руководителя городского отдела ЖКХ Рашида Шерубаева. Именно ему за бездействие объявили замечание.
Представитель акима города вообще в суде выдвигал совсем «детские» оправдания, что, якобы аким был не в курсе об НМУ! И ничего не знал о превышении выбросов хлороводорода. Странно, когда простые горожане знают и об НМУ, и о выбросах, а вот руководитель города, у которого масса подчинённых, ничего об этом не ведает!
Ещё один странный довод представителя акима УК: «В данный момент разработан алгоритм действий при НМУ по оповещению населения, разработанный экологическим бюро «Өскемен тынысы» при маслихате ВКО». А к чему упомянуто экологическое бюро? Ведь это общественники. А чиновники чем занимаются?
Помнят ли в городском акимате, что ещё 20 лет назад, 4 мая 2005 года был принят «План действий при угрозе и возникновении нештатных ситуаций, связанных с неблагоприятной экологической обстановкой»? Об этом событии мы писали в газете «Flash!» №7 от 20.05. 2005 г., статья «Долгожданные правила».
Приняли этот план в ситуации, похожей на события конца прошлогоднего ноября. Такой же удушающий газ накрыл Усть-Каменогорск 4 марта 2005 г. Лишь к полудню горожанам порекомендовали закрыть форточки и не выходить на улицу. Тогда впервые в истории четырём жителям города врачи поставили диагноз «Отравление неизвестными газами». По обращению акима Усть-Каменогорска Магзама Баяндарова было заведено уголовное дело по ст. 282 п.2 УК РК «Вредные выбросы в атмосферу, приведшие к отравлению населения». Дело потом закрыли, и вообще никто не был привлечён к ответственности. Более подробно об этом в статье «Неизвестная отрава», газета «Flash!», №4, 08.04. 2005 г.
Но в ходе разбирательства выяснилось, что в городе нет схемы координации и взаимодействия между различными ведомствами в случае чрезвычайных экологических ситуаций. И такой план действий в итоге был принят.
Возможно, что план уже устарел. Возможно, что он подвергался изменениям в связи с принятием Экологического кодекса и Закона «О гражданской защите». Но такой план обязательно должен быть. И это дело государственных органов, а не общественного бюро экологической защиты. Поэтому суд и не стал удовлетворять второе исковое требование Алексея Божкова. «Обязанность ответчика принять меры по реализации мер гражданской защиты в случае выброса сильнодействующих ядовитых веществ в городе Усть-Каменогорске предусмотрены Экологическим кодексом и Законом «О гражданской защите» - говорится в решении суда.
Действительно, в этом законе в кодексе всё расписано и разложено «по полочкам». И дело не в законах и правилах. Дело в степени ответственности чиновников. Вряд ли кто-то из руководителей в сфере экологии готов взять инициативу на себя. Замеры производят «Казгидромет» и департамент экологии. С них, судя по всему, и должна начинать работать вся цепочка принятия решений и оповещения населения. Выбросы многократно превышают норму – значит, экологи немедленно официально сообщают об этом в акимат. Исполнительная власть в свою очередь оповещает население и принимает меры по «оказанию необходимой помощи в случае вредного воздействия опасных производственных факторов с привлечением имеющихся сил, средств и ресурсов по выполнению мероприятий по их локализации, спасению жизни людей, защите их здоровья, прав и интересов, охране собственности, поддержанию общественного порядка» (пп.3 п.3 ст. 15 Закона «О гражданской защите»).
Вроде бы всё ясно. Но чиновники, видимо, руководствуются другими соображениями. А вдруг вышестоящее руководство обвинит их в нагнетании паники? Ну и что такого, если выбросы хлороводорода в 9,9 раза выше нормы? Это пройдёт, пусть лучше всё будет тихо, спокойно. Между здоровьем и безопасностью людей и собственным карьерным положением и благополучием чиновники наверняка выберут свой личный интерес. Поэтому вопрос, вынесенный в заголовок – а будут ли аким города и департамент экологии действовать в дальнейшем в случае превышения выбросов вредных веществ? – остаётся открытым.
За акимом города и экологическим ведомством остаётся право обжаловать решение суда и частные определения. А жителям Усть-Каменогорска стоит поблагодарить Алексея Божкова за его общественную деятельность, гражданскую позицию, и за очередную победу. Он снова ткнул власть носом в нужное место. Алексей Николаевич как рыцарь бьётся в одиночку, тратит своё время, средства, силы и здоровье, но упорно стоит на своём. Героическими усилиями он заставляет власть работать и выполнять свои обязанности, предусмотренные законом. Самой лучшей благодарностью Алексею Божкову была бы наша мощная поддержка, и не только в комментариях соцсетей, а реальная поддержка общественным участием во всех его инициативах.
Денис Данилевский
Фото 1 и 2 – скриншот страницы департамента экологии ВКО в Facebook 20. 11. 2024 г.