ВПЕРЕДИ - ПРИБЫЛЬ

Газета "Flash!"

Классический термин «прибыль» приобрел свое содержание в триллере великого классика научного капитализма К. Маркса «Капитале». С той далекой поры, все предпринимательские умы бьются над ее неуклонным ростом, не останавливаясь ни перед чем. Вот уже 20 лет на территории казахской степи шествует «призрак капитализма», и в научной мысли и в реальной экономике все разговоры и публикации пестрят этим термином. А ведь получение любой товарной продукции или оказание разного рода услуг связано с двумя основными направлениями: минимизацией затрат на их себестоимость или получение той же прибыли путем простого обмана потребителя. Первый путь предполагает высокую порядочность производителя и заслуживает уважения в обществе. В этом направлении работают инженеры и экономисты, ученые и простые создатели материальных ценностей. Второй путь получения прибыли базируется на не совсем честном использовании своего положения, ситуации на не стабильном рынке и других полукриминальных или не совсем чистых способах добычи денег. Так бы охарактеризовал эту деятельность литературный герой Остап Бендер. В «цивилизованном капитализме» обычная норма прибыли, соизмеримая с совестью бизнесмена, равняется 7-10 процентам от себестоимости. За пределами нормальной прибыли существует понятие сверхприбыли.

Зачастую повышение прибыли в «новом капитализме» и доходов мотивируется мультипликационным эффектом в экономике, инфляцией и гарантией на случай непредвиденных обстоятельств. На самом деле, зачастую это не совсем корректное объяснение. Проиллюстрируем это на примерах.

Пример в «честной» добыче денег» или получении сверхприбыли подают в первую очередь органы государственного управления, которые в социально-ориентированном государстве должны стоять на защите интересов широких масс. Ан, нет! Даже такой государственный орган как антимонопольный комитет – и тот игнорирует интересы населения и свободно соглашается даже на повышение тарифов своих подопечных – естественных и других монополистов. Этот орган работает по системе: монополист просит, значить, надо удовлетворить. Но чтобы не «уронить корзину на свою голову» дает разрешение на меньшую величину запрашиваемого повышения. И волки сыты и овцы целы.


На ведущих позициях в иерархии жаждущих получить сверхприбыль стоят банковские учреждения, сфера коммунального хозяйства и все виды транспорта.

Все банковские учреждения и «Казпочта» взимают платежи при оплате за все виды услуг. Кроме этого, за банковское обслуживание расчетных счетов хозяйствующих субъектов, в пользу которых производятся такие операции, согласно договорам взимается определенный процент. Комиссия по таким услугам как вывоз мусора уже превышает стоимость самого платежа!

Несколько лет прошло, как «Казахтелеком» упразднил городскую радиотрансляционную сеть по «экономическим соображениям». Неприбыльное, дескать, это дело. А как это отразилось на информированности населения – не интересует ни службы «ЧС», ни городской акимат, ни управление внутренней политики. Но это крайность, а более тонкие приемы заработка денег проявляют такие сферы как общественный транспорт, здравоохранение, общее и высшее образование.

Основные виды оказания медицинской помощи населению постепенно переводятся на платную основу якобы для улучшения здоровья, за которым будет следить каждый потенциальный пациент. Ведь тогда каждый гражданин будет платить за лечение, в том числе и за услуги «неотложки», свои «кровные». Даже такое понятие как «бесплатная медицинская помощь по жизненным показаниям» уходит в прошлое. А если их, этих «кровных», нет, то такому Неудачнику уготован «комфорт» в виде постоянной жилой площади в два квадратных метра на кладбище.

Общее среднее образование у нас в стране бесплатное и обязательное, но появились элитные учебные заведения в виде лицеев и гимназий, ведь мы продолжаем строить капитализм. И элитная школа спонсируется меценатами-родителями. За счет этих средств развивается материальная база учебных заведений, ведется селекционная работа по созданию элитных педагогических коллективов. Попасть в такую школу детям из не совсем состоятельных семей просто невозможно. А как следствие – более высокий уровень образования для избранных. И снова доходы. Проведение ремонтов и обеспечение школ инвентарем и пособиями, компьютерной техникой производится с использованием «спонсорских» средств.

Следующей ступенью образования является получение профессиональных знаний. Воссоздание профессионально-технического образования осуществляется не теми темпами, которые требует реальная экономика. Среднее специальное образование (колледжи и лицеи) не дает зачастую тех знаний, которые необходимы сегодня для производства. Это кадровое звено «младших командиров» производства как бы потеряло свой смысл и в большинстве случаев рассматривается как ступень к высшему образованию по более приемлемой цене.

За последние пять лет стоимость обучения в университете увеличилась более чем в два раза и это благодаря «настойчивой» работе Министерства образования и науки, которое под видом выравнивания оплаты и сглаживания конкуренции в различных вузах установило нижнюю границу платежей. Сколько молодых людей по финансовым условиям не смогли получить высшее образование – никто не считал, а следовало бы. Если говорить о материально-технической базе высшей школы, то за счет поднятия платы за обучение она значительно обновилась и стала прекрасной, но уровень образования выпускников школ, колледжей и университетов не повысился, а по заключению экспертов даже снизился. В чем причина?

Университеты нашли новый путь добычи денег посредством расширения магистратуры. С легкой руки министерства, теперь высококвалифицированных специалистов после отмены аспирантуры готовят в магистратуре. По образцу и подобию, но не по содержанию «дикого» Запада

Ради расширения бизнеса, например, на специальность «менеджмент» принимаются филологи и переводчики, специалисты по спорту и медики, наряду с инженерами и экономистами. И какое качество специалиста для производства после 10 недель теоретического обучения получится? А такова продолжительность учебного семестра предусмотрена учебным планом для «магистров – годичников». Кто разрабатывает такие стандарты образования и что думают педагогические коллективы университетов по этому вопросу? Такие действия впору квалифицировать, как диверсию против отечественной экономики. Стоимость же обучения в магистратуре зашкаливает разумные пределы.

Еще один пример. В областном центре создана разветвленная сеть кабельного телевидения «Alma – TV». В сравнении с ранее существовавшей системой телевидения – это значительный прогресс. На первоначальном этапе были предложены потребителям два варианта – малый и большой пакеты. Тарифы естественным образом шагали со временем, но более дешевый и удовлетворяющий большинство населения пакет решили ликвидировать по экономическим соображениям. Надо иметь большую прибыль. Но опять закавыка – качество изображения не улучшилось, устойчивость сигнала не стабильна. Дополнительный источник оператор нашел в рекламной деятельности. И здесь в ущерб потребителя передачи центральных телестудий (Астаны, Алматы и Москвы) беспардонно прерываются бессмысленными рекламными роликами. Следующим этапом альтернативного вещания является система цифрового телевидения более высокого качества и более высокой стоимости. Жизнь продолжается, как и поиск новых путей заработка и прибыли.

Николай ГРЯЗЕВ

читатель