Чиновники оценивают сами себя

Газета "Flash!"

   «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» - эти бессмертные строки великого баснописца Ивана Крылова очень точно характеризуют систему оценки работы государственных служащих в Казахстане.

  А вообще за 33 года независимости Казахстана до сих пор так и не появились чёткие и ясные критерии оценки деятельности госслужащих. Нет и  внятных целей работы власти – для чего вообще содержится на средства налогоплательщиков громоздкий аппарат управления. Нет и строгой системы  ответственности за результаты работы.  Чиновник уходит, и никто с него не спрашивает – а что же он сделал за многие годы нахождения на руководящей должности? Следующий говорит – это было до меня, я не в курсе, я ответственности не несу.

 В Законе «О государственной службе» есть статья 33 «Оценка деятельности государственных служащих». Вот что гласит пункт 1 этой статьи: «В целях определения эффективности и качества работы государственных служащих проводится оценка их деятельности.

      Порядок и сроки проведения оценки деятельности государственных служащих определяются Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.

      Результаты оценки деятельности государственных служащих являются основанием для принятия решений по выплате бонусов, поощрению, обучению, ротации, повышению, понижению в государственной должности либо увольнению».

  О критериях и способах оценки в законе ничего не говорится.  29 декабря 2015 года был принят Указ президента «О некоторых вопросах прохождения государственной службы». Этим указом были утверждены «Правила и сроки проведения оценки деятельности государственных служащих».

 Работу административных госслужащих оценивают раз в год не позднее 20 января. Должности в административной госслужбе разделены на 2 категории: корпус «А» (руководители отраслевых управлений, департаментов, отделов) и корпус «В» (нижестоящие должности). Оценку по специальной методике даёт должностное лицо или орган, назначивший госслужащего. Методика довольно громоздкая, она определена приказом председателя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции в 2018 году. По формуле высчитываются баллы, заполняется оценочный лист. «Оценка проводится на предмет достижения служащим корпуса "А" ключевых целевых индикаторов, установленных в ежегодном соглашении, и оценки профессионального уровня и личностных качеств». Выходит, что, к примеру, руководитель областного управления заключает ежегодное соглашение с акимом области. В нём записаны ключевые целевые индикаторы, которые должны быть  достигнуты руководителем  за год. Таких индикаторов по правилам не может быть меньше пяти. Какие это индикаторы – широкой общественности неизвестно.  Имеют ли они отношение к реальной жизни простого народа, влияют ли на улучшение жизни – это знают лишь сами чиновники.

 Например, в 2023 году в ВКО было установлено 125 целевых индикаторов. К сожалению, жители Восточного Казахстана понятия не имеют, какие же 125 целей наметила власть. Известно лишь, что не достигнуты 5 индикаторов. Среди них материнская смертность на 1000 родившихся живыми. По плану должно быть 14, а по факту 33,7. Вообще это дикость – устанавливать план по материнской смертности! Хотя, нынешняя власть определяет даже плановые цифры по самоубийствам среди несовершеннолетних! Так, в комплексном плане по защите прав детей от насилия, превенции суицида и обеспечению их прав и благополучия на 2023-2025 годы на нынешний год по стране даны такие цифры: 139 самоубийств детей и 278 попыток. Если будет меньше, то чиновников, занимающихся благополучием детей, можно хвалить, и выписывать им бонусы.

 Среди других индикаторов, которые в ВКО не выполнили, есть такие: увеличение количества грантов по остродефицитным специальностям; доля зарегистрированных в электронной форме трудовых договоров; уровень обеспеченности инфраструктурой для реагирования на ЧС.

 По логике, если целевые индикаторы не достигнуты, то отвечать должны руководители отраслевых подразделений и заместители акима области, курирующие эти направления. Никаких сведений об ответственности руководителей управления здравоохранения, образования, госинспекции по труду нет. Провальные показатели по инфраструктуре реагирования на ЧС – по плану 91,7%, факт – 58,3%. Но неизвестно – кто понёс ответственность за такой провал.

 Это только самые очевидные примеры, когда власть сама признаёт, что намеченные ею же показатели не выполнены, но при этом не называются конкретные руководители и мера наказания  за такие плохие результаты. Хотя бы выговор им объявили?

 Вообще, согласно правилам оценки, самое страшное наказание для административных госслужащих – это решение по итогам оценки о несоответствии занимаемой должности. Но и такой вывод вовсе не означает, что провинившийся теряет работу и вылетает с госслужбы. Ему могут предложить должность пониже. Ну, а что касается выговоров, то такие дисциплинарные взыскания снимаются через полгода, если чиновник хорошо работает и примерно себя ведёт.

 А вот  самая абсурдная ситуация с политическими госслужащими. Это члены правительства, министры, председатели комитетов, акимы областей, городов, районов, сельских округов. В правилах говорится:  «Оценка деятельности политических государственных служащих проводится в порядке, определенном Администрацией Президента Республики Казахстан».  Напомним, что правила приняты ещё в 2015 году. Так вот, до сих пор такой порядок не разработан, и оценка работы политических госслужащих не проводится! И Администрацию президента, похоже, это вполне устраивает.

  Конечно, совсем без оценки работа политических госслужащих не остаётся. В 2016 г. президент Нурсултан Назарбаев издал указ «Об утверждении перечня лиц, осуществляющих оценку деятельности политических госслужащих». К примеру,  работу акимов областей оценивает президент, либо по его поручению премьер-министр. Деятельность заместителей акима области, акимов областных центров – аким области. Принцип такой – кто назначает, тот и оценивает. Но по каким критериям? Никаких критериев и сроков  не установлено. Выходит, оценка чисто субъективная. А может быть, по угодливости?  Ни разу нигде не сообщалось, что, к примеру, аким ВКО Ермек Кошербаев не в разговоре, не в выступлении, а официально дал оценку акиму Усть-Каменогорска Жаксылыку Омару. Или своим заместителям.  А ведь если он уполномочен давать такую оценку, то о ней должно знать население! Или, может быть, вообще никаких оценок никто акимам и не давал?

 Не в последнюю очередь именно по этой причине уже седьмой год в Усть-Каменогорске правит аким Жаксылык Омар. А его бывший шеф Даниал Ахметов властвовал в ВКО восемь с половиной лет. Наверное, они устраивают вышестоящих начальников, принявших решение о их назначении.  

  А где же народ? Почему народ не может давать оценку работы госслужащих? Наивный вопрос. Это же настоящая демократия наступит, если народ станет оценивать работу госуправленцев, и с этой оценкой ещё и будут считаться. Для власти гораздо важнее демократия показная, управляемая.

 Правда, на днях сообщили, что со следующего года граждане смогут оценивать деятельность госслужащих онлайн. «Об этом рассказали в Центре исследований анализа и оценки эффективности при Высшей аудиторской палате РК. До 2029 года работа всех государственных органов будет полностью оцифрована, а у чиновников с низким рейтингом снизится размер заработной платы».  «Участники круглого стола также обсудили роль социального контроля и необходимость более активного участия гражданского общества в мониторинге работы госорганов. Программа реформ предусматривает внедрение новых механизмов социального контроля, которые позволят повысить подотчетность госслужащих и улучшить взаимодействие между государством и обществом» - сообщает сайт standart.kz. https://standard.kz/ru/post/2024_10_kazaxstancy-smogut-ocenivat-rabotu-gossluzashhix-onlain-284

   Всё это хорошо. Но, сдаётся, что такую электронную оценку ждёт судьба электронных петиций. Перед введением петиций также говорили, что эта новация станет, чуть ли не полным торжеством демократии. А когда петиции стали легко набирать необходимые 50 тысяч подписей, чиновники не менее легко стали их отклонять под разными поводами. Так стало с важнейшими петициями по отмене утильсбора  и отмене решения о переводе времени на час назад. Их просто отклонили, поскольку воля 50 тысяч человек ничто в сравнении с кулуарным решением нескольких чиновников.

 Да, но ведь впереди нас ждут выборы акимов городов областного значения и районов. Вот где шанс дать всенародную оценку! Просто «прокатить»  на голосовании. Но это в теории. А на практике у власти всё под контролем.  «Нежелательные» кандидатуры отсекаются уже на стадии регистрации. Как показали последние выборы в областной маслихат, даже имея на руках протоколы участковых комиссий с синей печатью, рано говорить о победе. Да, прежняя установка на 90% голосов  «за» сменилась более умеренной установкой на 70%.  Но суть осталась прежней. В любом органе власти, пусть даже в маслихате, должен быть вполне предсказуемый состав. Критика возможна, но на допустимом уровне. А уж на таком посту как аким областного города, непременно нужен свой, проверенный  человек. Оценивать самих себя гораздо лучше, чем зависеть от народной оценки.

 

                    Денис Данилевский