Карантинные и ограничительные мероприятия стали источником стрессового состояния не только для детей, но и для их родителей. Чем помогли психологи в этой непростой ситуации?
Не секрет, что каждый человек адаптируется к непривычным обстоятельствам и вырабатывает какой-то свой собственный стиль для решения вопросов в новых условиях. Период самоизоляции вскрыл ряд проблем, разрешить которые помогли специалисты «науки о душе».
Напомним, на базе городского Дворца творчества школьников действует социально-психологическая служба, которая ранее была Центром поддержки семьи и детства.
За более чем десятилетний период работы через это учреждение прошло более восьми тысяч детей и взрослых, свыше 300 семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, из которых больше 60 процентов решили свои вопросы, благодаря сплоченному коллективу.
Здесь безусловно работают замечательные педагоги, психологи, которые раскрывают свои души, помогают встать на правильный путь тем, кто оказался в беде.
– В период карантина нами была проделана большая работа по налаживанию контакта между членами семьи, укреплению взаимодействия между детьми и родителями, по решению конфликтных ситуаций, – говорит заместитель директора по профилю ДТШ, руководитель социально-психологической службы Лилия Куземко. – На наших семинарах, встречах, онлайн-конференциях мы говорили на разные темы. Например, о поиске ресурса: как найти свободное время, восстановить свои силы в условиях ограничений, когда вся семья дома, как выполнять привычные бытовые дела, не мешая другим. Наши эфиры были также посвящены запросам людей, действовал телефон доверия и обращения поступали через социальные сети. В основном они касались проблем с подростками, ведь подростковый возраст и так сам по себе является пороговым этапом в жизни человека.
Психологи обучали родителей тому, как найти общий язык с тинейджерами. К примеру, одно трёхчасовое занятие для родителей было о том, как научиться советоваться с ребёнком, в чем отличие просьбы от приказа, как говорить так, чтобы тебя слушали, и как слушать так, чтобы собеседнику хотелось говорить.
– Кроме того, был разработан проект «Пособие плюс» для семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, получающих адресную социальную помощь, – добавила Лилия Куземко. – Большое внимание было уделено оказанию экстренной психологической помощи. В целом в нашу службу еженедельно поступало порядка 30 обращений по телефону горячей линии 87017072438 и в онлайн-режиме. Практически 80 процентов обращений касаются перенаправления в другие службы – УВД, органы опеки и попечительства, оперативный штаб, Центр психологического здоровья и так далее. И только 20 процентов касается решения острых конфликтных ситуаций. Вместе с тем, мы провели 47 плановых консультаций для семей, которые состоят на учёте и нуждаются в особой поддержке. Большинство обратившихся получили удовлетворение от консультации.
Также Лилия Куземко напомнила, что уникальное учреждение было создано самым первым в республике в апреле 2008 года по инициативе Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) с целью оказания социально-психологической и юридической помощи семьям и детям.
В целом коллектив службы, в котором на сегодняшний день трудятся более 20 профессионалов, в том числе педагогических работников, психологов, юристов, готов ответить на вызовы времени.