Сага о том, как в Семее в связи с закрытием с нового года старого кладбища, расположенного в 3-х км от города в бору по павлодарской трассе, захоронение покойников стало крайне проблематичным. Приходится покойника пристраивать на любое кладбище – если, конечно, повезет. Все это спровоцировало всплеск стихийных захоронений. В общем, сплошное кощунство и святотатство! Отчаявшись от изнурительных и годами не решаемых проблем, некоторые жители дачного массива «Восточный правый» заявили, что если эта вакханалия в ближайшее время не закончится, то они будут хоронить покойников на бесхозных дачных участках…
ЧП городского масштаба
Читатели, прочитав этот подзаголовок, невольно могут подумать, что произошла какая-то крупная авария где-нибудь на ТЭЦ, у энергетиков ВК РЭК или же у коммунальщиков.
Если судить по человеческим меркам, то случилось ЧП гораздо страшнее, чем какая-то авария. Самое страшное, что ЧП произошло в человеческих душах. Оно не поправимо и не излечимо. Это катастрофическое ЧП ранило души всех ветеранов без исключения. Эта рана болит и ноет, кровоточит, особенно у тех, кто ждет своего дня и часа, когда его душа скоро переселится на небеса.
Но об этом скажем чуть ниже.
«Жизнь огромна, в ней много свободы и много забавного. Жизнь удивительна. В ней есть ветер, слезы, поцелуи, желания и раскаяния,- писала знаменитая французская актриса Сара Бернар. — Но, увы, раскаяние чаще всего овладевает нами, когда человека, перед которым хочешь покаяться, уже нет в живых».
4 марта 2018 года на 87 -м году жизни скончался Почетный гражданин Восточно-Казахстанской области, города Семея, Бородулихинского и Бескарагайского районов Еременко Анатолий Семенович. Он был одним из руководителей областной ветеранской организации, членом Ассамблеи народа Казахстана, общественным деятелем.
С 1972 по 1992 годы находился на партийно-советской работе: был первым секретарем Бородулихинского райкома партии. Будучи председателем исполкома областного Совета народных депутатов, (по сути, второй человек по должности после первого секретаря обкома партии бывшей Семипалатинской области), внес огромный вклад в социально-экономическое развитие области и города. Он был из редкого числа людей, чья деятельность в любой сфере придает иной уровень человеческим отношениям, задает иную планку профессиональным требованиям, иную высоту замыслам и свершениям. Как хозяйственник, он пристально следил за состоянием городских кладбищ, уделял постоянное внимание их благоустройству.
И вот стал вопрос — где, на каком кладбище Анатолий Семенович будет похоронен, где найдет свое последнее пристанище? Ни у кого не было сомнений в том, что он будет похоронен именно на старом кладбище в бору по Павлодарской трассе. Но, увы! Когда члены похоронной комиссии кинулись решать эту проблему, то они получили от определенных официальных лиц — лесничий и «Семей Орманы» — категорический отказ. Словом, не нашлось место для Еременко А.С. на этом старом кладбище.
Вы спросите: а где же местная власть, куда она смотрела? К сожалению, власть в лице акимата (И.О. акима города г-н Ушаков Н.Н.) в данной ситуации оказалась беззубой, нерешительной, беспомощной и политически близорукой, После безрезультатных переговоров Еременко А.С. был похоронен на новом кладбище в 20 км от города.
-Такого в нашей истории еще не было,- возмущаются участники Великой Отечественной войны Габдулгазиз Ахмеров, Виктор Гончаров, ветераны Тлеубек Матаев, Насен Сембаев, Хаппас Даутов, Хафиз Матаев, Рашида Хасанова, Иван Литвинов, Мустафа Ильясов и многие другие. – Мы буквально шокированы, в отчаянии, жестоко оскорблены, унижены, это –удар в спину, безысходность. Вот дожили, некому посочувствовать и протянуть заслуженным ветеранам руку помощи…
Практически у всех ветеранов, принявших участие на похоронах, невольно ёкнуло сердце — как же так, почему такая несправедливость? На днях там же были похоронены ветераны Иван Шпаковский, Владимир Евдокимов… У официальных лиц — лесничего и представителей «Семей орманы» — был один аргумент: «Что закон для всех един, никому никаких уступок мы не делаем».
О каком же законе они могут толковать, когда здесь десятилетиями царило беззаконие и беспредел, практически уничтожен сосновый бор, сплошь и рядом открыто нарушали закон, не соблюдали человеческие нормы и ценности, пользуясь нерасторопностью и бесконтрольностью правоохранительных органов, местной власти, похороны превратили в выгодный бизнес со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хотя Земельный Кодекс РК, статья 100, п. 3 гласит:
«Из земель общего пользования, занятых и предназначенных под кладбища, на каждого умершего жителя поселения, для захоронения бесплатно выделяется земельный участок не менее шести квадратных метров».
Мы эту статью из Земельного Кодекса еще раз приводим, надеясь быть услышанными. Коррупция разъедает все и вся, протестные настроения в обществе усиливаются. Складывается ощущение, что официальные круги просто не знают, что делать. Старые методы, видимо, не работают, а на новые смелости, креатива или чего-то еще не хватает, отсюда нарастающие трения, суетливость, растерянность. Все это, конечно же, бьет по репутации властей
НА КРАЮ ОБРЫВА
Вся эта возня вокруг данного кладбища началась при «царстве» Генерального директора ГУ ГЛПР «Семей орманы» П.Струкове. Это он во все инстанции бил тревогу: прокуратуру, акиму области, Восточно-Казахстанскую инспекцию лесного хозяйства и животного мира. Атаковал суды с требованием, что территория кладбища вышла за пределы выделенной территории, собственником данного земельного участка является ГУ «Государственный лесной природный резерват «Семей орманы» и убедительно просил помочь в вопросе о приостановлении захоронений на 3 км действующего кладбища. И 16 марта 2010 года специализированный межрайонный экономический суд по ВКО его исковые требования полностью удовлетворяет и запрещает КПП «Ритуал-Сервис-2000» незаконное захоронение на землях особо охраняемой природной территории. «Семей орманы» наяву показал свои властные амбиции, хотя на первом месте всегда и везде должны быть интересы, права и привилегии собственных граждан, в данном случае, ветеранов.
С уходом с этой должности Струкова гендиректором стал г-н Елемесов М.М. Ничего не изменилось, и даже ухудшилось. Аким города предлагал ему дополнительный вариант — временно снять запрет и разрешить дозахоронение в рамках реально существующих границ на территории Старого кладбища, а акимат обязуется принять необходимые меры по исключению фактов произвольного расширения территории данного кладбища (самозахвата) и обеспечит отвод земли под Новое кладбище и его благоустройство. Но получил отказ.
Город практически остался без кладбища! Тем самым было нарушено одно из самых святых прав человека – право на Погост. Право на кусочек земли ушедшим в мир иной, на уважение и память потомков, на соблюдение вековых традиций и обычаев народа! Холодное и равнодушное отношение чинуш – которые, вместо того, чтобы попросту навести там порядок, предпочли отобрать кладбище у города и передать его, вместе с покойниками, в резерват «Семей орманы». якобы, кладбище находится в особо охраняемой лесной зоне.
Между тем захоронения на запретном кладбище продолжались (надо же покойника где-то пристроить), но только, как говорится, по большому блату. Что касается простых граждан, то они поставлены перед горькой дилеммой: куда «пристроить» тело усопшего родственника? Новое кладбище не благоустроено, как того требуют этические и общечеловеческие нормы. Участок не огорожен, размещен в низине, находится на близком расстоянии от р. Иртыш, т.е. в водоохраной зоне, поэтому здесь очень близко залегают грунтовые воды, нет домика для обслуги, смотрителя, отсутствует охрана кладбища, не проложены маршруты городского общественного транспорта. Дорога от главного шоссе до кладбища односторонняя, зимой и вовсе недоступна, только пешеходная, хоронить на этом кладбище очень сложно, а иногда и просто невозможно.
По свидетельствам людей, в частности тогдашнего директора «Ритуал Сервис 2000» А. Плотникова, зачастую покойного приходилось опускать буквально в воду. Те, кто тут хоронил, говорят, что испытывали такое чувство, как будто, они просто-напросто выбрасывают покойника. Это противоречит и не отвечает общепринятым элементарным санитарно- эпидемиологическим нормам и религиозным правилам. Более того, все это глубоко унижает человеческое достоинство наших граждан.
Естественно, вся эта возня вокруг кладбища еще более усугубляет ситуацию, вызывая недовольство и озлобленность у населения.
Приведу строки из письма жителей г. Семея, проживающих по ул. Чимкентской.
«Прочитав статью в газете «Спектр» «Кладбище «блатных» — подлинное святотатство», мы бы добавили еще: это не только святотатство, но и издевательство над усопшими и его родственниками – в этот трудный день для всех, кто потерял близкого человека. Для них начинаются страшные муки (хождение по акиматам, искать блат, платить бешеные деньги, которых у многих нет).
…Не понятно, куда смотрят санэпидстанция, экологи: ведь трупы в воде разлагаются и все это идет в землю и в Иртыш: пусть пьют эту воду и купаются в трупной воде города Павлодар, Астана, Караганда, Омск и далее… так что ли?».
Здесь как говорится, комментарии излишни. Действительно, это может стать источником возникновения инфекций и грозит опасностью распространения болезней. Но ведь рано или поздно может разразиться международный скандал, Россия может предъявить большие штрафные санкции … А кто — нибудь думает об этом? Вопрос отнюдь не праздный.
Мы с журналистом Болатбеком Темербаевым (ныне уже покойным) в прошлом году в очередной раз решили посетить Старое кладбище. Вдоль дорог мы обнаружили десятки свежих могил, при нас пронеслась еще одна похоронная колонна, рядом копали могилу. Все это мы сняли на фото, документально, представили официальным органам с просьбой не закрывать кладбище, а легализовать похороны, закрыть черный бизнес. А накануне мы сделали запросы в официальные органы, в том числе и прокуратуру города: когда закончится беспредел на этом кладбище? Ответ был един: «Кладбище на замке, никаких захоронений не проводятся…» Но ведь вот они, факты, вот они свежие могилы. И если хоронят на кладбище, где захоронения запрещены, значит, хоронят не за просто так!
КАКОВА ИСТОРИЯ ДАННОГО КЛАДБИЩА?
Сначала немного статистики. Сегодня на административной территории г. Семей существуют 16 кладбищ, из них в данное время официально действующих три кладбища: на 20 км по павлодарской трассе, Знаменской трассе и по Алматинской трассе (правая, левая сторона). Остальные кладбища считаются закрытыми. Словом, наш город со всех сторон окружен кладбищами, а хоронить покойников – целая проблема.
Распоряжением Совета Министров Каз. ССР № 589 от 3 ноября 1972 года Семипалатинскому городскому коммунальному хозяйству был отведен земельный участок площадью 17,4 га для размещения городского кладбища на 3 км трассы «Семей- Павлодар» из земель Жанасемейского лесхоза (не покрытая лесом площадь). Это намного меньше, чем положено городу с трехсоттысячным населением (по СНиПу положено не менее 120 га). Со временем территория кладбища вышла за границы выделенного участка и сейчас составляет 94 га, и, как известно, расположена на особо охраняемой природной территории Жанасемейского филиала ГУ «ГЛПР «Семей орманы». Не случайно председатель Комитета лесного и охотничьего хозяйства потребовал от акима г. Семей обеспечить ограждение кладбища до 1 мая 2008 года с целью пресечения дальнейшего незаконного захоронения. К сожалению, это предписание не было исполнено, на ограждение не нашлось средств в местном бюджете, к тому же кладбище находится на территории Бескарагайского района. Неоднократно давалось предписание также ГКП «Ритуал – Сервис 2000» об оформлении документов на самовольно занятую территорию площадью 76,6 га. Но оно также не было исполнено. Эти данные я привожу для того, чтобы читатель сам смог сделать свои выводы, почему же так случилось, кто виноват, почему должностные лица, призванные исполнять в точности свои служебные обязанности, довели дело до закрытия кладбища. В конце 2009 года, по жалобе функционеров из «Семей орманы», прокурор ВКО потребовал от властей закрытия кладбища. Как я уже выше отметил, Специализированный межрайонный экономический суд по ВКО удовлетворил исковые требования ГУ «Государственный лесной природный резерват «Семей орманы» к ГКП «Ритуал — Сервис-2000» о запрещении захоронения на землях особо охраняемой природной территории. Иначе и быть не могло.
ПОЧЕМУ КЛАДБИЩЕ ОКАЗАЛОСЬ В ПЛЕНУ У «СЕМЕЙ ОРМАНЫ»
У всех у нас сохранились в памяти 90-е годы, когда день и ночь полыхал сосновый бор. Если в 1975-1995 годы в среднем за год выгорало 2 тыс. га, то в 1995-2000 годы лесными пожарами пройдено 340 тыс. га, т.е. в среднем по 56,6 тыс. га в год.
С 1997 по 2001 годы браконьерские рубки приняли промышленные масштабы. В лесу работало 150-160 бригад различных ТОО, лесозаготовительных частных бригад. Вокруг ленточного бора функционировали более 220 незарегистрированных пилорам и шпалорезок. Лишь с ж/д станции г. Семипалатинска отправлено 3127 вагонов лесоматериалов.
По дорогам в сторону Китая стройными колоннами беспрерывно двигались машины далеко не с «горельником».
Однажды мы возвращались домой из села Бурас Бескарагайского района и буквально перед постом ГАИ обогнали колонну автомашин, груженных лесом (кругляк) в сопровождении вооруженных молодчиков. Я попросил водителя остановить на 3-5 минут и вышел из машины, чтобы заснять на пленку. Не успел направить фотоаппарат, прозвучали выстрелы, над головой просвистели пули, двое бежали ко мне, размахивая руками, я успел срочно ретироваться…
Так долго не могло продолжаться. По инициативе тогдашнего депутата Мажилиса Ержана Рахметова в сентябре 2001 года к нам прибыли члены комитета по вопросам экологии и природопользования Мажилиса в полном составе с целью изучения состояния реликтового ленточного бора и были поражены его удручающим состоянием. Они совершили облет территории ленточного бора, встречались с лесниками, работниками лесхозов и населением близлежащих сел и поселков. Тогда депутаты выработали и предложили меры по спасению реликтового ленточного бора Прииртышья. Был создан Национальный парк резервата «Семей орманы», он выведен из подчинения местных акимов и был напрямую подчинен Министерству сельского хозяйства РК. Лесникам было выделено необходимое количество оружия, они снабжены спецодеждой, рациями и радиостанциями, бюджет организации вырос в 10 раз. Дополнительно было поставлено 19 автомашин и тракторов, 9 противопожарных водокачек и скважин, ряд других сооружений. Построено 10 лесных кордонов.
Практически были остановлены пожары и годами сложившаяся организованная система незаконных рубок и хищений леса. Вот так был остановлен беспредел и беззаконие.
Но произошла досадная ошибка или это вполне можно назвать головотяпством тогдашних руководителей города и области. После делимитации границ ленточного бора реальная территория городского кладбища была включена в общую территорию резервата «Семей орманы», и, вопреки здравому смыслу, оказалась в особо охраняемой лесной зоне. Дальнейшая история кладбища вам уже известна. Данное кладбище еще далеко не исчерпало своих возможностей и может нормально функционировать еще 7-10 лет. Этого времени будет достаточно, чтобы найти более подходящий участок для городского кладбища и заблаговременно полностью его благоустроить. Новое кладбище вполне может быть расположено в районе АвтоВаза (пустырь), либо по Бородулихинской трассе.
К сожалению, наши шансы по возврату кладбища городу практически исчерпаны. Мы прошли все инстанции: Парламент, Правительство, Минсельхоз, все городские и областные структуры. Но есть одна маленькая надежда. По мнению специалистов Комитета лесного и охотничьего хозяйства Минсельхоза РК – нужно изыскать альтернативный земельный участок в объеме 120 га и передать его «Семей орманы» с условием возврата кладбища городу. К счастью, такие земли имеются в Бескарагайском районе. К сожалению, передача земель не входит в компетенцию Акимов г. Семей и Бескарагайского района, а является прерогативой областного исполнительного органа и облмаслихата. Поэтому мы неоднократно обращались по данному вопросу к бывшему акиму области Бердыбеку Сапарбаеву. Однако он так и не вник в суть дела, перепоручил этот важный вопрос к своим замам: сперва Г.Пинчуку, затем В. Кошелеву, которые даже пальцем не шевельнули, чтобы решить данную проблему, а переадресовывали ее акиму г. Семея, хотя, как мы уже отметили выше, этот вопрос может решить только аким области. Мы получили от них привычную отписку.
Вот последний ответ на этот счет, цитирую:
«Ваше обращение, поступившее в аппарат акима области, рассмотрено зам. акима области Гариковым Д.А. и направлено акиму города Семей ВКО.
О результатах рассмотрения Вам будет сообщено вышеуказанным государственным органом.
Руководитель отдела контроля и документационного обеспечения Р.АСПЕНБЕТОВА».
Вот так «работают» наши госслужащие на благо народа, к тому же все они наши земляки. Что от них можно ожидать?
Неужели мы дойдем до того, что покойников будут хоронить на заброшенных дачных массивах?! Не дай Бог! Что у нас происходит – здравый рассудок не может осмыслить!
ВЛАДИМИР ПИГАВАЕВ,
член Союза журналистов СССР и Казахстана