«Я Родину за машину продал», — так говорил герой фильма Эльдара Рязанова «Гараж». Нужно отдать должное гениальному дару провидца знаменитого режиссёра. Ещё когда и в страшном сне не мог присниться развал Советского Союза, Рязанов чувствовал и показал на экране, что советские люди действительно готовы продать Родину за автомобиль. Так оно и получилось через десяток лет. Продали страну за подержанную иномарку. А также за палку колбасы, банку растворимого кофе, связку бананов, джинсы и порнографию.
Итак, машинами, подержанными и новыми, крутыми и не очень, народ обзавёлся. В одном Усть-Каменогорске сейчас более 120 тыс. автомобилей на 300 с небольшим тыс. населения. А в Алматы машин полмиллиона штук! Машина стала каким-то всеобщим помешательством. Люди не имеют квартир, снимают жильё, но из последних сил упираются, и всё-таки накапливают на хоть плохонькую, хоть праворульку, но машинёшку. А как же, неужели я, как лох печальный, буду приезжать на работу на автобусе? Да ведь засмеют, ни в грош не будут ставить, обрету репутацию неудачника. И как будто невдомёк счастливому обладателю хоть плохонькой, но машинёшки, что на эти 5-7 тысяч «условных единиц» можно было сделать взнос на ипотеку, и вместо аренды за съёмное жильё, выплачивать кредит уже за будущую собственную квартиру.
В эйфории всеобщей автомобилизации как-то позабыли об её оборотной стороне. А таких сторон несколько. Наши города спроектированы и построены в советское время, и не рассчитаны на такое количество транспорта. Ведь ещё в 2000 году, когда автомобилизация уже набирала обороты, в Усть-Каменогорске насчитывалось всего 30 тыс. автомобилей. За 16 лет их количество выросло на 90 тысяч! А в Алма-Ате 60-х годов прошлого века, в той самой Алма-Ате, которая была воспета в фильме «Ангел в тюбетейке», и о которой вспоминают старожилы южной столицы, было всего около 4000 единиц транспорта, в основном автобусы, троллейбусы, трамваи, такси, грузовой и прочий служебный транспорт. Сейчас, напомню, полмиллиона!
Такой поток транспорта приводит к заторам, пробкам на узких дорогах. Езда на автомобиле уже давно перестала быть комфортным способом передвижения. Это скорее дань статусу, чем выигрыш во времени и удобстве. В той же Москве, где парк машин насчитывает более 5 млн. единиц, гораздо проще и быстрее добраться до нужного места на метро. А до пригорода – на электричке. Скорость высокая, летом прохладно, зимой тепло. Но многие предпочитают по 3 часа стоять в пробках утром, и столько же вечером, но зато соответствовать статусу.
Доступность машин привела к тому, что за рулём теперь практически каждый, кто этого захочет. Механизм получения прав обходным путём известен каждому. В итоге – рост нарушений ПДД, жуткие ДТП, и количество трупов, превышающее людские потери в «горячих точках», в местах боевых действий с артиллерией и авиацией. Так, в 2015 году в Казахстане в результате ДТП пострадали более 24 тысяч человек, из них 2235 – погибли, среди погибших – 215 несовершеннолетних. Число пострадавших и погибших значительно больше, чем, к примеру, во время военных действий в Донбассе на Украине! Дороги становятся самой «горячей точкой».
И, наконец, всю эту громаду машин нужно куда-то ставить. Проблему парковок можно разделить на две. Это временная дневная парковка, когда машину нужно приткнуть возле офиса, магазина, больницы, или другого места, куда забросила житейская суета. И парковка ночная. И с тем, и с другим видом парковок – полная напряжёнка. Во всех городах и весях бывшего Советского Союза. А в Усть-Каменогорске – особенно. Наш город очень скученный в одном месте. В бывшем Октябрьском районе – и большинство госучреждений, и офисов, и центральный рынок, и главная оптовка. А улицы узкие, и расширять их некуда. Короче, как говорят, плюнуть негде. Дворы в основном небольшие. Мест для платных стоянок практически нет, их можно пересчитать по пальцам. И вот уже настал тот момент, когда главными обитателями дворов становятся машины. А вокруг заветного парковочного места разгораются настоящие битвы по всей стране.
Так, два года назад разборка между водителями на парковке возле бизнес-центра Алматы закончилась стрельбой. Потерпевший получил контузию левого глаза и химический ожог. В этом году в Астане 38-летняя женщина, мать двоих детей, скончалась после того, как её зверски избили несколько мужчин после инцидента на парковке во дворе. После избиения женщину, ещё живую, затащили за металлические гаражи и бросили умирать. Почему-то об этой ужасной трагедии стало известно только месяц спустя, в сентябре.
Ещё одна трагедия с кровавым финалом произошла в Астане во дворе престижного жилого комплекса «Нурсая». Две машины встретились на въезде во двор, и никто не хотел уступать. Как-то разъехались, но уже во дворе водитель той машины, которая выезжала, догнал своего оппонента, и когда он уже вышел из автомобиля, ударил его топором, и скрылся. Раны оказались смертельными.
Крутые разборки происходили и в Усть-Каменогорске. К нам в редакцию обращался пенсионер, которого избил гораздо более молодой мужчина из-за того, что ветеран, якобы, поставил машину на «его место». Случались разборки и с угрозой применения оружия.
Тему парковок подняли наши читатели, приславшие в редакцию фото, где показана обстановка во дворах. Да, многие автолюбители по-хозяйски стали занимать жизненное пространство дворовой территории, огораживая «своё» парковочное место. В ход идут железные цепи, замки, столбики и прочие приспособления. Их не смущает норма правил дорожного движения о том, что парковка на газонах не разрешена и наказывается штрафом. И штраф солидный – 15 МРП, или 31 815 тенге. В Алматы взялись штрафовать таких автовладельцев ещё и за нарушение правил благоустройства. За такое нарушение грозит штраф уже в 20 МРП (41420 тенге). Мы поинтересовались в ДВД ВКО, какие меры принимают полицейские в отношении подобных нарушений. Руководитель управления государственного языка и информации ДВД ВКО Бахытжан Торгаев сообщил, что «Личным составом строевых подразделений дорожно-патрульной полиции ежедневно в круглосуточном режиме ведется работа по выявлению и пресечению нарушений правил парковки владельцами автотранспорта.
В результате чего на территории г. Усть-Каменогорска с начала года было выявлено более 700 нарушении правил парковки на тротуарах, газонах и детских площадках».
700 нарушений – этот немало. Но и после этого дворы продолжают оставаться забитыми машинами. Кроме захвата территорий газонов и детских площадок, есть ведь и другая сторона такого автомобильного столпотворения. Уже не всегда во двор может проехать «скорая помощь» или пожарная машина, или мусоровоз. Сколько раз сотрудники ДЧС обращались через средства массовой информации к автолюбителям, взывали к их совести и разуму, чтобы оставляли проезд для спецтранспорта. Но тщетно. Свой личный интерес берёт верх. Главное – поставить свою машину. А пожара может и 100 лет не быть.
И ничему не учит трагический опыт других. К примеру, пожар в офисном здании во Владивостоке 16 января 2016 г. Прибывшие пожарные долго не могли приступить к тушению из-за припаркованных машин. Спецтранспорт просто не мог проехать. Очевидцы рассказывают, что в торцевых проездах автомобили стояли в несколько рядов, и там даже пешком протиснуться было тяжело. Погибли 9 человек, в основном девушки, сотрудницы банка, арендовавшего офисы на верхних этажах. Почти все выпрыгнули из окна и разбились. Сейчас на парковке возле этого здания порядок, есть охранник, оставлен достаточный проезд. А что мешало навести такой порядок раньше, до крови?!
Так что же делать? Использовать зарубежный опыт? В Израиле, например, чтобы купить машину, и поставить её на учёт, нужно предъявить документ о том, что имеется парковочное место. А парковки в Иерусалиме, где мне довелось побывать, по большей части подземные. В Израиле предпочитают малолитражные, небольшие машины. Бензин очень дорогой, 3 доллара за литр, улицы в городах узкие, и парковок маловато. Поэтому джипов там я не видел.
В Москве против любителей парковаться на газонах действует городской закон «О защите зелёных насаждений». Штраф предусмотрен в 5000 рублей для физлиц, должностных лиц – 30000, и для организаций – 300 000 рублей. Жители могут либо вызвать полицию, либо сделать снимок и разместить его на сайте ГИБДД (российская дорожная полиция), либо на сайте городского департамента транспорта.
Активность и принципиальность жителей, конечно, может сыграть свою роль, и машин на газонах может явно поубавиться. Но ведь у нас как – возмущаются многие, а вот к реальным действиям готовы не все. Не хочется портить отношения с соседями, связываться с полицией и т.д.
Но проблему нужно решать не только штрафами. Реальность такова, что число автомобилей будет расти. Народ ещё не «наелся». Ведь только за 2 месяца, когда курс рубля упал, чуть ли не до 2 тенге за рубль, в Россию за подешевевшими вмиг из-за курсовой разницы автомобилями хлынули десятки тысяч казахстанцев. За эти 2 месяца 2015г. в страну из России было ввезено более 150 тысяч машин! Казахстанцы смели всё в салонах и на авторынках Барнаула, Новосибирска, Омска, Самары. Поэтому места становится всё меньше, а машин больше. В старых районах казахстанских городов с советской застройкой и планировкой дворов напряжённость будет только нарастать. Выходом, хотя бы частичным, может стать выделение мест для многоярусных парковок и строительство их либо за счёт частных вложений, либо в рамках государственно-частного партнёрства. Почему бы не объявить конкурс на возведение таких парковок с условием, что государство предоставляет землю и подводит коммуникации? Или хотя бы найти места для платных стоянок. Хотя, в той же центральной части Усть-Каменогорска весьма трудно найти места для просторных современных парковок. Да и в Ульбинском районе. Гаражи сегодня популярностью не пользуются. Машина нужна в шаговой доступности, вышел из дома – и поехал.
Ну, а что касается новых районов – здесь проще. В областном центре акимом ВКО Даниалом Ахметовым дано поручение планировать дворовую территорию с парковками из расчёта 1,5 машины на семью, а ширина улиц должна быть двух-трёх полосной в оба направления. Уже строятся дома с собственным подземным паркингом. Например, жилой комплекс «Рахат». Правда, две огромных 9-этажки стоят полупустыми. Кризис на дворе, а стоимость квартир у частных застройщиков «кусается».
Но всё это разговоры и дальние перспективы. Кстати, в программе развития территории г. Усть-Каменогорска на 2016-2020 годы, утверждённой решением маслихата 5 августа этого года, ничего не говорится о решении проблемы парковок. Даже в разделе «Благоустройство». Значит, у власти нет чёткого подхода к этому вопросу. Здесь, принцип, видимо, такой: «Как-нибудь само рассосётся». Значит, жестокая реальность такова, что проблема парковок будет только нарастать. И войны за желанное место для авто продолжатся. Другой альтернативы просто нет.
Денис Данилевский