Общество Всеобщего Труда. Этот простой лозунг прозвучал из уст нашего Президента: «Нам необходимо перестроить наше общество потребления, в Общество Труда!».
Этой фразой Президента был дан образный приказ жерновам внутренней политики, который содержит в себе два пункта. Первый – остановить бездумное и разорительное для общества, неуместное в новых экономических и финансовых реалиях потребление, особенно импорта. Второй – дать широкую дорогу отечественному производству, для чего нужно восстанавливать всю цепь по созданию эффективной отечественной промышленности, начиная от школьного обучения и воспитания по навыкам трудовой потребности у подрастающего поколения, до оказания практической помощи государства производственному сектору отечественной экономики и создания мер по обеспечению новой задачи информационно-агитационным сопровождением.
Полностью разделяя намеченные Президентом страны планы по возрождению идеологии созидательного труда, газета «Flash», продолжает свою рубрику рассказов о людях труда, производственниках, предпринимателях, всех тех, кто куёт своими руками материальные ценности для страны и людей. Это крайне важно — показать разуверившимся подчас в себе людям, или молодёжи, взращённой на стандартах потребления и жизни по образу и подобию телевизионного гламура и глянца, что есть другая жизнь: более простая и честная, насыщенная поступками, коллективным общением, взаимоуважением к товарищам по профессии, трудовым творчеством. Счастье трудовой жизни не в преподнесении откровенной халтуры, выдаваемой за трудовую деятельность. Не в имитации кипучей работы для пустых и никчёмных отчётов в вышестоящие инстанции. А в признании и уважении к себе за умелые руки, за светлую голову, за профессионализм, за способность сделать из бездушной заготовки, будь то мука в пекарне или металл на заводе, более сложное и качественное изделие – стул, булку хлеба, деталь от машины и тому подобное. Эта способность даёт право носить звание творца, а значит, принадлежность к элите человечества, в отличие от людей, научившихся лишь продавать сделанное другими руками. Предлагаем читателям небольшой очерк о людях настоящего дела, о творцах материальных ценностей со скромного по масштабам завода «Гидросталь
И лучшего продолжения темы, чем разговор с, пожалуй, самым старшим рабочим-станочником не просто на «Гидростали», но, возможно и в масштабе всего Казахстана, если и не более того, с фрезеровщиком Петром Павловичем Шинкарёвым, и не придумаешь. Его судьбу без натяжки можно считать эталоном жизни простого человека. Простого — в смысле, настоящего труженика, формирующего своим трудом и отношением к жизни всё богатство и достижения страны.
72 ГОДА В РАБОЧЕМ СТРОЮ!
Родился Пётр Павлович в селе Дарственное Курчумского района в совсем уже далёком 1928 году. Его предки, с Кубани и Харьковщины, оказались в этом районе ещё в начале ХХ века, во времена столыпинского переселения. В 1941 году с началом войны отец ушёл на фронт, на котором ему посчастливилось остаться в живых, несмотря на четыре долгих года окопных испытаний. В его отсутствие Пётр, как старший сын в семье, где было ещё 4 младших ребёнка, остался за главного помощника матери, опорой хозяйства. Не доучившись два года в средней школе, по окончании 8-го класса, будучи 16-летним юношей, в 1944 году Пётр пошёл работать на рудник по добыче олова в посёлке Чердояк. Нужно было помогать кормить семью. Вернувшийся с фронта отец предложил своим домочадцам перебраться на новое место жительства в Усть-Каменогорск, который начал бурно развиваться в военное время, благодаря пуску в строй крупных предприятий – СЦК, ТЭЦ, строительству Усть-Каменогорской ГЭС. В городе, как он посчитал, будет больше возможностей с хорошо оплачиваемой работой, учёбой для детей. Так, в 1946 году, Пётр попадает в Усть-Каменогорск, в посёлок Аблакетка, с которым и свяжет в итоге, всю свою последующую жизнь.
Но поначалу Пётр не видел себя в профессии рабочего-станочника, или другой основной рабочей специальности. Его большим увлечением в молодости было кино! И молодой Пётр решил посвятить ему свою судьбу. Нет, конечно, он не рассчитывал всерьёз, чтобы дотянуться до непосредственного участия в создании кинопродукции, будь-то актёром, режиссером, или оператором. Таких великих талантов в себе молодой человек из глухой провинции не находил. Но свою искреннюю привязанность к «самому великому виду из искусств» он видел в работе киномехаником в передвижных кинобудках, которые тогда во множестве несли культуру в массы отдалённых сельских районов. Для реализации своей молодой мечты, Пётр сумел настоять перед отцом, чтобы тот отпустил его на учёбу в техникум, готовивший киномехаников, в Алма-Ату.
Жили студенты в первые послевоенные годы очень скромно. Продуктовые карточки ещё не отменили. Хлеба досыта люди не ели. Молодые студенты кинотехникума обманывали свой голод, следующим образом. Продавали на рынке свою хлебную месячную карточку, а на вырученные деньги покупали достаточно много дешёвой кукурузы, с которой в южных регионах республики было получше, чем с хлебом. Из кукурузы, которая хорошо разваривается, получалась большая масса каши, которая и была основным, а зачастую и единственным блюдом в рационе студентов техникума.
После окончания техникума, молодой киномеханик Пётр Шинкарёв, успел поработать по полученной специальности некоторое время в Семипалатинской области, женился, а тут и время отдавать воинский долг стране приспело. Служба проходила на самой южной точке СССР – в турк-менском городке Кушка. Служба в армии в 50-х годах длилась 4 года. Особо запомнился на службе внешний вид афганских пограничников, по ту сторону границы. Они выходили в свой наряд на границе абсолютно босыми в любую погоду, а на плечах у них висели деревянные, плохо выкрашенные, муляжи винтовок, за неимением настоящих.
Вернувшемуся из армии в 1953 году сыну отец-фронтовик сразу дал наказ: работа в кинобудке – это не профессия! Иди на завод, в коллектив, это верная опора в жизни! Так Пётр впервые переступил проходную Ремзавода «Иртышстроя», будущей «Гидростали». Обучился профессии фрезеровщика под наблюдением опытных наставников, которые передавали ему свои навыки и умения. Оказалось, что у молодого рабочего очень хорошие способности к профессии. Он выдержан (работа фрезеровщика, токаря, очень точная, почти снайперская, нужны точность движений, обдуманность каждого своего действия); есть дарование по «чтению» чертежей, без чего в данной профессии добьёшься немногого; способности просчитывать весь процесс обработки деталей (включая подбор оснастки станка, очередность действий при обработке и т.д.). Началась многолетняя вахта у станка. За это время через руки Петра Павловича прошли тысячи тонн металла, обработанного им до нужных кондиций. Можно сказать, что его руки научились без подсказки определять металл на все его качественные характеристики – сортность, твёрдость, вязкость, степень закалки и тому подобное. Со станков, на которых работал Пётр Павлович, а их было много, сошли в производство десятки, а может сотни тысяч (как их теперь подсчитаешь?) готовых изделий, агрегатных узлов, деталей для сложных машин. Весь этот огромный агрегатно-машинный парк, в котором движутся и работают детали, выточенные Петром Павловичём, работал и работает, по сей день, на благо людей, принося собой хозяйственное развитие.
Авторитет Петра Павловича рос. Поэтому, когда на соседнем конденсаторном заводе, который к 70-годам вышел на проектную мощность, обзавёлся дополнительными цехами, новыми заводскими корпусами и современным станочным парком, возник дефицит в опытных станочниках, конденсаторщики сумели убедить Шинкарёва поработать у них. Начался ещё один период жизни Петра Павловича, который вместил в себя целую четверть века, с 1972 по 1997 годы! Отметим при этом, что ещё с 1988 года он вышел на пенсию по возрасту, но его не отпускали, а он и сам не желал убивать время в пенсионном безделье. Тем не менее, Петр Павлович, официально может считаться советским пенсионером, который получил этот статус ещё в бывшем государстве.
В 1997 году, патриарх отечественных станочников, всё же решил уйти на заслуженный покой. Но не потому, что иссякла энергия к труду, не потому, что не позволяло здоровье, просто вся экономика региона пришла к этому времени в состояние ступора. Промышленность повсеместно умирала, а вместе с ней терял свою силу и УК Конденсаторный. Рабочие профессии перестали быть востребованными, нужными, приносящими достаток в семьи. Казалось тогда Петру Павловичу, что своё он уже отработал. Да и как иначе, если для молодых нет никакой работы, а ему уже 70 лет.
ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ
Но постепенно хозяйственная жизнь стала возрождаться. Причём, выяснилось, что возрождению этому очень сильно помогли именно бывшие советские хозяйственные кадры из опытных производственников, сумевших приладить свой богатый практический хозяйственный опыт к новым правовым и финансово-экономическим условиям нового века.
Один из них – директор завода «Гидросталь» Анатолий Тимофеевич Синицын и позвал в 2008 году Петра Павловича вновь поработать на родном предприятии. Вначале, конечно, у ветерана были сомнения: «Смогу ли в 80 лет вновь ворочать металл? Не подведу ли директора, верящего в меня, в мою способность принести пользу предприятию?». Но директор сразу успокоил: «Поработай пару месяцев в вольном режиме, а там посмотрим». Эти два испытательных месяца уже длятся 8 лет! И глядя на молодцевато-подтянутый вид Петра Павловича, который даже чисто внешне даст фору многим 50-летним мужчинам, отягченным собственным избыточным весом и не здоровым образом жизни, начинаешь восторгаться его судьбой, его трудовой жизненной позицией.
Сейчас фрезеровщику высшего разряда, П.П. Шинкарёву – 88 лет! Не так давно он купил новую машину – солидную иномарку, которую собственноручно довёл до полного совершенства. Досуг в собственном частном доме он иногда проводит с планшетом в социальных сетях. Легко общается через смартфон. И кажется, что он ещё в середине своего пути, он нисколько не потерял любопытства изучать этот мир, учиться у него новому! Сверь, читатель, свои ощущения от жизни, с взглядом на устройство этого мира у Петра Павловича! Сними перед ним шляпу, и осознай, что труд, в любые времена, есть главный гарант успешности всех людей. Только он даёт гарантированный, долгосрочный авторитет и уважение к человеку.
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ
Фото автора