27 февраля 2016 г., рано утром в социальной сети «ВКонтакте», в интернет — группе «Риддер реклама», анонимным автором было опубликовано объявление: «Всем здравствуйте, дорогие жители г. Риддера, просим Вас отнестись не равнодушно к тому, что 27-02-2016 г. в 14 ч.00 м. в г. Риддере на СТО «ФОРСАЖ» состоится митинг.
Причина – правоохранительные органы не соблюдают законы! Просьба поддержать! Анон!».
Местные власти отследили это объявление и отреагировали немедленно. Несмотря на то, что день был субботний, из отдела внутренней политики уже в 10 ч. позвонили представителю владельцев станции технического обслуживания «ФОРСАЖ». Власть предержащих интересовал вопрос – действительно ли состоится митинг, т.к. они не давали разрешения на проведение митинга, тем более по поводу того, что правоохранительные органы не соблюдают законы. Как выяснилось, владельцы СТО «ФОРСАЖ» такого объявления не публиковали, митинг на СТО не собирались проводить.
Тем не менее, в г. Риддере и в ВКО действительно происходят события, необъяснимые с точки зрения здравого смысла, инициаторами которых являются чиновники от правоохранительных и судебных органов. Такой произвол вызывает не только недоумение, но и справедливое возмущение граждан, желающих, чтобы по таким событиям проводились митинги, для того, чтобы вышестоящие чиновники, а также политики обратили внимание на эту вопиющую проблему!
О таких событиях – о нарушениях норм морали, нравственности или законов государственного права представителями правоохранительных и судебных органов, я – журналист и правозащитник из г. Риддера А. Харламов, постоянно, с 2004 г., публикую свои статьи в газете «Flash!».
А вот еще одно, относительно свежее событие. 11 февраля 2016 г., примерно в 12 ч. трое риддерцев – А. Омельченко, А. Яковлев, Л. Молодова, пришли в дежурную часть ОВД г. Риддера. Они обратились к дежурному по поводу убийства их собаки, бригадой, финансируемой городским акиматом. Но дежурный и оперуполномоченный отказались принять и зарегистрировать от них заявление, не выдали им талон – уведомление. Также указанные работники ОВД не представились, не назвали свои фамилии, отнеслись к заявителям явно недоброжелательно и пренебрежительно. Горожане пришли ко мне в офис и попросили меня пройти с ними в ОВД для проведения журналистского расследования, защиты их прав и законных интересов, т.к. предполагали, что заявление у них снова не примут.
В 15 ч. мы прибыли в вестибюль городского ОВД, о чем сообщили дежурному и оперуполномоченному ОВД. Нам сказали, что им некогда и предложили ждать. Мы прождали еще час. Потом прошли в прокуратуру и обратились к дежурному прокурору Б. Умарову, который по телефону позвонил дежурному ОВД и попросил принять заявление. И только после этого дежурный и оперуполномоченный согласились принять заявление от указанных граждан.
Я предъявил свое удостоверение журналиста и попросил дежурного и оперуполномоченного пропустить меня вместе с гражданами. Я хотел пройти к начальству ОВД, чтобы пожаловаться на неправомерные действия дежурного и оперуполномоченного, но они меня не пустили. Также они отказались сообщить свои фамилии. Я достал свой сотовый телефон и хотел зафиксировать на видеокамеру некорректные действия дежурного и оперуполномоченного.
Но дежурный ОВД повел себя явно неадекватно – он набросился на меня и стал необоснованно и незаконно применять физическую силу! Дежурный стал вырывать у меня из рук сотовый телефон! Однако, сделать ему это не удалось, хотя при этом он оцарапал ногтями мою руку. После чего дежурный попытался выгнать меня из помещения ОВД. Это тоже у него не получилось, т.к. я не намерен был уходить, и хотел разобраться в этой ситуации.
Я вспомнил, что у меня в записной книжке есть номер сотового телефона первого заместителя начальника ОВД г. Риддера Д. Макбалбасова и позвонил ему. Тот отдал распоряжение, и только после этого меня пропустили. Д. Макбалбасов сообщил мне фамилии указанных работников. Ими оказались дежурный ОВД г. Риддера майор полиции Т. Амиргалиев и оперуполномоченный ОКП ОВД г. Риддера лейтенант полиции Р. Таухамбаев. Однако, полицейский чин стал их защищать, заявил, что действия указанных работников правомерны. Я вынужден был обратиться с письменным заявлением к прокурору г. Риддера С. Аймухану, но пока никакого ответа не последовало.
Поэтому не удивительно, что власть предержащие считают, что «в воздухе пахнет грозой» и стараются «держать ухо востро», отслеживают настроения в социальных сетях. Они или в силу «особой одарённости» не понимают, или им «по барабану», но чиновники не могут понять, что они сами, своими некорректными и неправомерными действиями вызывают негативное отношение к правоохранительным органам, и, следовательно, и к государству. Есть чиновники, которые отвечают так: «Не нравится в Казахстане – уезжайте в другое государство»! Мне то — же самое говорили некоторые, но я отвечаю: «Я здесь в 1950 г. родился и прожил всю свою жизнь. Риддер — это моя Родина, и я буду до конца жизни добиваться того, чтобы здесь восторжествовали порядок и справедливость. А вы — временщики». Не случайно, что подобные «деятели» 12 раз фальсифицировали в отношении меня уголовные дела, пытались спрятать меня в «зону» на пожизненный срок. Но желаемого эффекта не добились, наоборот, некоторые сами отправились в «зону», а некоторых уволили из органов.
Считаю, что ссылки работников полиции на то обстоятельство, что в помещении вестибюля ОВД г. Риддера запрещено вести фото и видеосъемку, а также нельзя фиксировать на фото и видеокамеры неправомерные действия работников полиции — несостоятельны и незаконны, по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 20 Конституции РК, каждый гражданин имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Вестибюль в ОВД является общественным местом. Фиксация событий в общественных местах не запрещена законодательством РК и граждане имеют право с помощью видео и фотокамер фиксировать действия полицейских и факты нарушений прав граждан. В местах общественного пребывания не требуется согласия на фотосъемку, видеосъемку находящихся там лиц. Фотосъемка и видеосъемка в местах общественного пребывания, фиксация лиц там пребывающих, в том числе полицейских, не является посягательством на служебную, государственную или иную тайну, т.к. сам факт пребывания указанных лиц в общественных местах не является тайной.
Считаю, что запрет полицейских на производство гражданами фото и видеосъемки в помещении ОВД г. Риддера противоречит Конституции РК, препятствует борьбе с коррупцией и с произволом должностных лиц, является незаконным. Честным и добросовестным полицейским нечего скрывать, а оборотней необходимо изобличать, наказывать и гнать из органов МВД РК, невзирая на должности, звания, стаж работы и прежние заслуги!
На XVI съезде партии «Нур Отан», а также на расширенном заседании правительства, президент РК Н. Назарбаев заявил: «Общеоткрытость и критика – это лекарство от коррупции. Для общества непрозрачна работа органов внутренних дел. Полиция должна работать так, чтобы повысить доверие общества. Необходимо создать подотчетную гражданам местную полицейскую службу. Следует создать Общественные Советы для рассмотрения жалоб граждан на действия / бездействия сотрудников полиции».
Что касается митингов, то в соответствии с Законом РК от 17 -03-1995 г.за № 2126 о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в РК, их организаторы должны подавать заявления в местные исполнительные органы городов и населенных пунктов и получать от них разрешения на проведение таких мероприятий.
Тогда как в соответствии со ст. 20 Всеобщей Декларации Прав Человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций (общественных объединений). Как очевидно, в нашем «правовом» государстве грубо нарушаются гражданские права, провозглашенные Всеобщей Декларацией Прав Человека. Наши граждане не должны добиваться от властей разрешений на проведение мирных собраний, митингов и т.п. Поэтому нашим законодателям необходимо Законы РК приводить в соответствие со Всеобщей Декларацией Прав Человека. Надо бояться не митингов и контроля со стороны общественности, а примитивных чиновников, которые своими негативными действиями или бездействиями могут вызывать социальную напряжённость.
Александр Харламов, руководитель правозащитного антикоррупционного агентства «Секрет Сервис», г. Риддер