Разбирательства о принадлежности железнодорожного тупика могут привести к… пикетированию
Нешуточный скандал разгорается в Аягозе. Страсти кипят вокруг 1200 метров подъездных путей к Аягозскому хлебоприёмному пункту. Хлебоприёмный пункт принадлежит ТОО «Аягоз Астык», которое 15 лет работает с Госпродкорпорацией и хранит зерно государственного резерва, этому же предприятию до недавнего времени принадлежали и подъездные пути. Однако в прошлом году свои права на железнодорожный тупик заявил депутат Восточно-Казахстанского областного маслихата по округу №22 Рысбек Дюсекеев, руководитель ТОО «Торговая фирма «Айгуль». В мае 2011 года он подал иск в Аягозский районный суд о признании права собственности на часть подъездных путей. И районная Фемида его требования удовлетворила. Апелляционная и кассационная инстанции областного суда оставили это решение без изменения. Но на этом дело не закончилось. Учредитель ТОО «Аягоз Астык» Талгат Омаров утверждает, что Дюсекеев предоставил в суд недостоверные документы. И на основании этих документов суд, введённый в заблуждение, признал право собственности на часть подъездных путей за ТОО «Айгуль».
– Достаточно просто спокойно и вдумчиво проанализировать эти документы, чтобы понять, что они вызывают большие сомнения, – рассказывает Талгат Омаров. – Во-первых, ни один документ не предоставлен в оригинале, только ксерокопии. Так, есть ксерокопия договора купли – продажи и акт приёма-передачи между Аягузским отделом рабочего снабжения (ОРС) НОД – 5 и МЧП «Айгуль» от 03.11. 1994 года. Но дело в том, что к этому моменту и ОРС НОД – 5, и Алматинская железная дорога, и министерство путей сообщения СССР уже прекратили своё существование. Таких организаций уже не было. ОРС НОД – 5 ещё в 1993 году был преобразован в АО «Айтуар»! У нас есть постановление коллегии Семипалатинского территориального комитета по госимуществу от 16.11.1993 г. об утверждении оценки стоимости основных средств и устав АО «Айтуар», на балансе которого железнодорожные пути не числятся. Малое предприятие «Айгуль» было создано при ОРС НОД-4. И на его балансе также железнодорожные пути не числятся. Откуда могла взяться сделка купли-продажи с несуществующим предприятием, откуда взялись железнодорожные пути?! Кстати, все упомянутые бумаги, документами назвать их у меня язык не повернётся, напечатаны на бланках Аягозского ОРС НОД-5 Алматинской железной дороги МПС СССР! На бланке уже несуществующих организаций! Да ещё и печать там стоит «отдела кадров»!
Суду также была представлена квитанция приходного кассового ордера от 03.11. 1994 г. Якобы Аягозский ОРС НОД – 5 получил от МЧП «Айгуль» 157000 тенге за продажу части подъездных путей. Но ведь напомним, что такого предприятия уже не было! Более того, главный бухгалтер МЧП «Айгуль» Т.Амирбаева пояснила, что подпись в приходнике – не её! Какие еще доказательства нужны!
Дюсекеев принёс в суд ещё ряд бумаг, подлинность которых вызывает большие сомнения. Должностные лица, якобы подписавшие часть этих бумаг, подтвердили, что они ничего такого не подписывали. Депутат даже доказывал принадлежность не только стрелочных переводов и подъездного пути, но ещё и пяти вагонов. Но затем выяснилось, что эти вагоны являются государственной собственностью.
Мы же предъявили все подлинные документы, подтверждающие право собственности на стрелки и пути. Председатель Семипалатинского теркома по госимуществу и приватизации своим письмом подтвердил, что это наша собственность по состоянию на 1 июля 1993 года, что указанные основные средства в качестве оплаты уставного капитала ТОО «Аягоз Астык» были переданы на его баланс и являются его собственностью. У нас есть свидетельство о государственной регистрации, технический паспорт, местная инструкция и профиль пути. Как ещё доказывать, что это имущество наше? Однако суд принимает решение в пользу Дюсекеева и ТОО «Айгуль». Более того, хотя даже эти непонятные бумаги выражали притязания Дюсекеева на 172 метра подъездных путей, суд признаёт за ним право на… 800 метров пути! Мы были просто в шоке! Теперь я понял, что можно проработать 15 лет, содержать имущество и честно платить налоги, и в один момент все потерять!
Покупать у несуществующего предприятия то, чего не было, и терять оригиналы документов – это наталкивает меня на мысль: не отработанные ли методы захвата чужого имущества?!
Да, интересная ситуация. Теперь выходит, что из 1200 метров подъезда к элеватору 800 принадлежит ТОО «Айгуль», а 400 – ТОО «Аягоз Астык»? И как теперь будут проходить вагоны с зерном? Шлагбаум что ли будет стоять, или терминал? Бросаешь в терминал денежку – и можешь ехать дальше? Чудеса, да и только.
Талгат Омаров не смирился. И подал заявление в транспортную прокуратуру.
– Я утверждаю, что Дюсекеев, представив сомнительные документы, ввёл суд в заблуждение. Полагаю, что он, пользуясь своим положением областного депутата, превышая полномочия, хочет завладеть нашим имуществом. Это уже похоже на рейдерский захват. Об этом я прямо написал в заявлении прокурору области, которое подал 30 ноября. Я вынужден обратиться в областную прокуратуру, так как следствие практически замерло.
Уголовное дело по возможной фальсификации доказательств возбуждено Семейским транспортным прокурором 4 мая 2012 года. И передано в Семейский линейный отдел. В постановлении прокурора написано, что «в ходе проведения проверки Дюсекееву Р.М. было предложено представить оригиналы документов, так как в гражданском деле находятся копии документов, заверенные судьёй, рассматривавшим дело. На требование прокуратуры Дюсекеев пояснил, что документы он утерял. Наряду с этим, согласно пояснениям Омарова Т.Б. в суде представителям ответчиков на обозрение документы не были представлены».
Но, как рассказывает Талгат Омаров, далее расследование практически замерло. Уже в июле 2012 г. Семейский транспортный прокурор вынужден был отменить постановление следователя о приостановлении дела в связи с «не установлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности».
– Не могу оценивать ход следствия, но не исключено, что на него оказывает возможное влияние высокий депутатский статус Дюсекеева, – рассуждает Талгат Омаров. – Ведь, в принципе, всё весьма очевидно. Стоит проверить первичные документы по созданию нашего ТОО «Аягоз Астык», по созданию ТОО «Айгуль», по ликвидации ОРС НОД – 5 – и всё станет ясно. Что мешает следствию это сделать?
Чем дальше заходит в тупик это дело, тем больше я прихожу к мысли, что не исключена схема, конечная цель которой – завладение всем нашим железнодорожным тупиком, стрелками, подъездными путями. А в конечном итоге, может быть, и всем предприятием, всем элеватором. Ведь было уже 2 поджога, когда пострадало не только имущество элеватора, но и хранившееся зерно. Конечно, утверждать, что все эти события взаимосвязаны с судебными процессами, мы не можем. Но то, что такая обстановка сказывается на работе – это очевидно. Страдает не только репутация предприятия, страдают работники. Не буду скрывать, что наше финансовое положение ухудшилось, мы не можем своевременно платить зарплату. А у нас более 20 работников, у каждого семья. Они за что страдают?
Сами сотрудники ТОО «Аягоз Астык» поддерживают своего руководителя.
– Я не пойму – как можно владеть частью железнодорожного пути? У нас что, теперь каждый может получить кусок железной дороги, водопровода, электролинии и получать за это деньги? – говорит механик Марат Оспанов. – Мы нормально работали, пока не начались эти разборки. Уже больше года организацию лихорадит, мы не можем в срок получать зарплату. А у всех семьи, дети, кредиты. Откуда мы знали, что объявится новый хозяин путей? Всё это уже надоело. Почему ни суд, ни полиция не могут разобраться в этом деле? Как нам обратить внимание властей на свои проблемы? Может быть, подать заявку на проведение пикета в защиту своих прав на нормальную работу? И не в Аягозе, а в Усть-Каменогорске, в областном центре. Пригласить журналистов, пусть покажут на всю страну. Если не разрешат пикет – пусть нас примет аким области, пусть примет секретарь областного маслихата. Кто-то должен помочь нам. Сколько можно жить в подвешенном состоянии?!
– Если пошёл в депутаты, нужно в первую очередь подумать о народе, а не о своих интересах. Я так думаю. А наш депутат затеял разборки за пути. Зачем? – вопрошает рабочий Берик Бисенбаев. – Почему депутат столько лет молчал, а теперь решил доказать, что эти пути – его собственность? Я поддерживаю Марата. Мы не хотим никаких пикетов, мы хотим нормально, спокойно работать и жить. Но если есть в Конституции такое право, то им можно воспользоваться. Может быть, после этого на нас, на наше непростое положение обратят внимание.
Депутат ВК областного маслихата, директор ТОО «Торговая фирма «Айгуль» Рысбек Дюсекеев считает, что в данном случае все решено в строгом соответствии с законом. В ответе на редакционный запрос он сообщает:
— В 1994 году нами был приобретен тупик от Аягозского ОРС НОД -5. В то время по закону регистрация железнодорожного тупика в центре недвижимости не проводилась. Вагоны проходили через нашу территорию, и путь заканчивался на территории ТОО «Аягоз Астык», протяженность составляет 1200 метров.
До 2011 года по устной договоренности за использование тупика от ТОО «Айгуль» ТОО «Аягоз Астык» плату не взимал. Так как была устная договоренность, содержание тупика производилось ТОО «Аягоз Астык». А мы, как собственник, не платили за использование тупика за вагоны, прибывшие в наш адрес. В 2011 году они потребовали от нас оплату за подачу и уборку вагонов. И тогда мы обратились в суд о признании владельцами части тупика ТОО «Айгуль». Имеется решение Аягозского районного суда, решение специализированного межрайонного экономического суда, решение кассационного суда ВКО в пользу ТОО «Айгуль».
ТОО «Айгуль» еще не заключил договор с железнодорожной организацией на подачу и уборку вагонов. После заключения договора будем вести переговоры с ТОО «Аягоз Астык».
В разговоре по телефону Рысбек Дюсекеев возмутился тем, что его считают рейдером.
– Какой я рейдер?! Я уже не один созыв являюсь депутатом областного маслихата. Если люди меня выбирают – значит, доверяют. «Аягоз Астык» не хочет подчиняться решению суда, поэтому намеренно все затягивает. Обратились в полицию, возбудили уголовное дело, поднимают шум. Ничего у них не получится. Есть решение суда – нужно его выполнять.
В любом случае претензии на собственность подкрепляются оригиналами документов со стороны ТОО “Аягоз-Астык”, но оригиналов у ТОО «Торговая фирма «Айгуль» в данном случае почему-то нет, только ксерокопии. Почему-то оригиналы утеряны. В конце концов, есть архив, там можно найти. Иначе у нас бизнесмены не будут заниматься делом, а потратят все силы и средства на разборки о том, кто же истинный владелец. А страдают в таком случае, как всегда, простые рабочие. Наверное, следователи и прокуроры должны докопаться до истины и сказать свое слово.
– Я надеюсь на объективное, беспристрастное следствие, – говорит Талгат Омаров.
Итак, ответ на вопрос – куда ведет тупик? – остается открытым. Главное для всех нас – не зайти в тупик правовой. Выбираться из него потом очень трудно.
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ