Лифты — головная боль сотен и тысяч устькаменогорцев. Причем, до 2007 года этой болью маялись исключительно простые горожане — исполнительным властям до этого не было никакого дела. И лишь последние 5 лет они немного зашевелились, стали изыскивать кое-какие финансовые резервы, и частично проблему лифтов решать. Только и поныне положение здесь далеко от идеала, и можно даже сказать «аховое» — финансов на всех катастрофически не хватает, бюрократических препон и проволочек масса, да еще и кое-кто из власть предержащих норовит при этом личный интерес проявить...
Незабвенный экс-аким Усть-Каменогорска Ислам Абишев оставил недобрую память в сердцах и умах многих горожан. Мы, конечно, не беремся говорить за весь областной центр, может, и найдутся десятка полтора тех, кому он помог с тендерами или еще чем, но вот жители 10-ти многоквартирных домов, которым в 2011-м году поставили некачественные китайские лифты, вряд ли поминают его добрым словом. Скажете, а причем тут экс-аким? Еще как причем! И мы это сейчас обоснуем, объективно и непредвзято, и пусть городские и областные власти дадут исчерпывающий ответ: как они собираются расхлёбывать последствия абишевской «лифтовой сделки», которую по настоянию бывшего главы города провернули более года назад? Ведь из казны безвозвратно ушли 74 миллиона тенге, а взамен был поставлен брак. При этом никто не понес никакой ответственности. И даже славные органы финансовой полиции, обычно чуткие к нарушениям капиталистической законности и расходованию бюджетных средств, почему-то пропустили мимо своих зорких глаз столь «лакомый кусок». Впрочем, по порядку.
Программа восстановления лифтов в Усть-Каменогорске мало-помалу начала работать с 2007 года. До этого в течение долгих 16 лет, прошедших с момента развала СССР, все городские лифты ветшали и ломались, неумолимо один за другим выходя из строя. Только когда положение стало критическим, и общественность забила в набат, власти ничтоже сумняшеся, выделили довольно смешные деньги на ремонт… аж трех лифтов! Вот они, первые счастливцы, кому повезло больше всех: жители домов по ул. Пролетарская, 156, пр. Ауэзова, 41 и ул. Дзержинского, 1. Лифты в этих домах запускали с большой помпой, в присутствии руководящих лиц акимата и невообразимого числа журналистов. Уже тогда обычный рабочий момент превратили в эпохальное событие века. Городского, конечно, масштаба. Но власть наша, которая, ни дня не может без «пиара», естественно, не могла пропустить такой повод для придания себе, любимой, положительного имиджа, и запуск 3-х лифтов «на ура!» осветили во всех СМИ. Казалось, дело, наконец, сдвинулось с «мертвой точки», и пойдет, еще как пойдет! Однако, вышло, как в известном анекдоте про паровоз: весь пар ушел в свисток. В следующем 2008 году, с горем пополам наскребли деньги всего на 3 новых лифта и пустили новые подъемники на Протозанова, 19 и 23, и в доме по пр. Ауэзова, 52 «а».
Для полноты картины следует сказать, что в Усть-Каменогорске в 201 жилом высотном доме установлен 541 лифт. Но это на бумаге, согласно сводке ЖКХ, на самом деле действующих из них гораздо меньше, часть лифтов не действует вовсе, а в некоторых шахтах нерадивые строители и вовсе забыли установить кабины лифтов! Так, например, произошло с многоквартирным домом 77 по проспекту Независимости. Его строил ВК машзавод, причем, строительство растянулось на долгие годы, и когда в первых подъездах уже народились и даже выросли дети, только тогда стали доделывать оставшиеся два подъезда. По документам дом сдали и целиком заселили, комиссия приняла его, как водится, «без недоделок». А вскоре выяснилось, что в последних подъездах, которые доканчивали наспех, тяп-ляп, лифты… отсутствуют напрочь! А лифтовые шахты голы и пусты, превратившись в удобное мышехранилище. Самое интересное, что по бумагам лифты как бы должны быть, и теперь горемычные жильцы этих подъездов оказались в юридическом тупике: чтобы передать на баланс государства и хоть когда-нибудь, лет этак через 15-20 всё-таки доехать до родного 9-го этажа на новом лифте, им нужен хотя бы старенький, разрушенный лифт. Но в том и заключается казус, что нет… никакого! Передавать нечего. Одним словом, душевный рахмет застройщикам и той госкомиссии, которая принимала такой новострой. Как по справедливости разрешить эту ситуацию до сих пор не знают ни в отделе ЖКХ, ни в горакимате. А может, просто не хотят знать. К чему лишние хлопоты, если никто из чиновников в том доме не живет. У последних – дома престижней, и лифты там исправно работают. Как швейцарские часы: тик-так, тик-так. Без перебоев. Случись малейшая поломка, мастера из «Лифтэка» или «Оскемен – Тартiп» метнутся моментально, и быстренько все починят. Скажете, а причем тут мусорная компания, задачи которой вроде бы как очищать баки во дворах, да улицы мести? А дело в том, что все лифты, находящиеся в так называемой «коммунальной собственности», состоят на балансе госпредприятия «Оскемен – Тартiп». Ни горакимат с его дочерним управлением делами акимата, ни отдел ЖКХ почему-то на баланс себе лифты не взяли. Чем бывший аким города мотивировал это решение, сказать трудно – то ли партнерством И. Абишева и дружбой с этой фирмой, но факт остается фактом: лифты, как коммунальную собственность, передали в «Оскемен – Тартiп». Однако, не подумайте, что это касается всех городских лифтов. Отнюдь нет. Чтобы заслужить титул «Коммунальный», надо очень постараться! И лифт должен быть старый, отслуживший предельно допустимый срок в 37 лет, и жильцам вдоволь побегать надо – для начала получить заключение специальной организации, имеющей лицензию («Лифтэк», «Промтехмонтаж») о невозможности дальнейшей эксплуатации. А лишь затем передать рухлядь на баланс через облфинотдел. И не факт, что «бегунков» всюду встретят с распростертыми объятиями. Времени и нервов будет затрачено немало, да и денег тоже: всевозможные акты – дело хлопотное…
Изрядная часть городских лифтов либо относятся к домовым кондоминиумам, либо вовсе ничейные. И менять в этих лифтах что-либо, и ремонтировать городские госслужбы вовсе не торопятся. Не зря же в лихие 90-е годы хитромудрое государство скидывало с себя всю лишнюю инфраструктуру! Нам, без нашего ведома, насильно отдали крыши, чердаки и лестницы. Для тех, кто не знал, сообщаю нерадостную новость – навязали и лифты. По «их» нынешним правилам выходит: если человек покупает квартиру, он взваливает на себя многомиллионное бремя содержания «общедомовых территорий». И если раньше эти территории у многих были целей, новей, то теперь крыши текут, балконы осыпаются, а лифты сломались. А государство оказалось не мать родная, а мачеха! Бесплатно не чинит: «Не моё – ваше!». И лишь сейчас люди поняли, как жестоко их когда-то кинули, 20 лет назад. И играть приходится по чужим, даже чуждым правилам.
Вот потому и стоят до сих пор 64 городских лифта. Как сказано в актах: «Длительно не эксплуатируются». От большинства из них за годы, десятилетия, ничего не осталось – коробка кабины, да подъёмный трос. Это в лучшем случае. Остальное – растащено. Ничьё – оно и есть ничьё! Еще 183 лифта находятся в эксплуатации свыше 25 лет и, по сути, отработали нормативный срок службы. Думаете, хоть остальные в порядке? Как бы ни так! Из тех, что пока ходят, а точнее – мало-мальски шевелятся – 91 лифт требует замены или, как минимум, капитального ремонта. Новый лифт (по ценам 2011-12 гг.) стоит в Усть-Каменогорске 7,5 млн. тенге, капремонт обойдётся чуть дешевле – от 2 до 3 миллионов. За чей счет будет «банкет»? Если лифт не «коммунальный»? Тогда вам не повезло – за наш с вами счет, товарищи!
В 2009 году в Усть-Каменогорске сдали в эксплуатацию еще 3 лифта: по ул. Солнечная, 32, пр. Ауэзова, 3 и 7. Или, если угодно – всего три лифта. На общем фоне – капля в море! Городские власти явно не торопились принимать себе обратно ту собственность, которая была ранее отринута, и тратить на ее ремонт деньги. Тратили десятки миллионов на Аллею влюблённых, в которую забредала разве что одна шальная парочка, да на студию звукозаписи, до которой до сих пор не доехал ни Джордж Майкл, ни даже Ирина Аллегрова. А ведь как ждали, с огромной помпой открывая ее! 50 млн. тенге ухнули из бюджета на эту студию, а выхлопа – ноль. Волюнтаристские траты оказались ничем не оправданы. Но лавры Тита Веспасиана и Помпея Великого, видно, не давали покоя тогдашнему главе города И. Абишеву, и он замахнулся воздвигнуть Амфитеатр стоимостью свыше 100 млн. тенге. Возвели его в лучших греческо-римских традициях, но мировыми сценическими подмостками (как планировали устроители) сей монумент зодчества не стал – Хулио Иглесиас и Лучано Паворотти по-прежнему его избегают. Оставалось провести в Усть-Каменогорске, как в Нью-Васюках, Международный шахматный турнир, но тут славного градоначальника перевели командовать водными ресурсами и безмолвной рыбой, и… нашему городу так и не суждено было стать оперно-эстрадной столицей. Правда, напоследок бывший аким умудрился подсудобить нам партию китайских лифтов, и городской бюджет, уподобившись той «паршивой овце», отдал за них немалый «клок».
Накануне этого аким города поручил отделу ЖКХ отработать вопрос передачи лифтового оборудования, установленного в «высотках», в коммунальную собственность города, и по возможности ускорить его. И если до этого, за 2007-09 гг. передали всего 30 лифтов, то теперь в отделе засуетились, разработали ПСД (проектно-сметную документацию), и уже в 2011 году передали в коммунальную собственность 54 лифта (в 2012 г. – 9). Создавалось впечатление, что рачительный хозяин, наконец, брал лифтовое хозяйство под личный контроль, и светлое будущее не за горами… Однако, думается, все дело совсем в другом: этим поручением создавалась широкая база для обоснованных поставок новых лифтов за счет бюджета. Безусловно, попутно предполагалось решить и нужды некоторых горожан, но наверняка экономическая составляющая превалировала. Расчет шел на несколько лет вперед, но первая же сделка по поставке лифтов, оказалась настолько скандальной, что вызвала широкий общественный резонанс.
Следует отметить, что до 2011 года, да и после него, в Усть-Каменогорск преимущественно поставлялись высококачественные белорусские лифты из Могилева. Они просты в установке и обслуживании, крайне редко ломаются, а если поломки и случаются – лифт не простаивает, моментально с завода приходит родная деталь. Но в 2011 году в этой налаженной цепи произошел сбой. Тендер на поставку новых лифтов по коммунальной программе внезапно забрала неизвестная фирма из Астаны ТОО «Астанапромлифт». В Усть-Каменогорске астанчане не обслуживали ни один лифт, поэтому тот факт, что власти предпочли их, а не местные фирмы, хорошо зарекомендовавшие себя, вызвал удивление многих. Впрочем, что удивительного – в этот период в экономике города и области начали прочно обосновываться алматинские, астанинские и прочие южные фирмы. А «мотором» лифтовой программы, как уже сказано выше, стал И.Абишев… Финотдел довольно оперативно перечислил деньги в «Оскемен – Тартiп», а оттуда в Астану. Причем, провели их по другой программе – модернизации жилья, которая ни тогда, ни даже сейчас, еще фактически в полную силу не заработала. Последующие проверки контролирующих и финансовых органов подтвердили всю неправомерность этих действий, и обязали восполнить программу модернизации на вышеозначенную сумму – 74 млн. тенге. В общем, чехарда поднялась несусветная. Но денежки-то ушли! И назад не вернулись. Взамен астанчане поставили 10 примитивных коробок, гордо именуемых лифтами, без документации на казахском и русском языках, сделанных малоизвестным заводиком в Китае. Наспех установили, и отбыли восвояси. Лифт в доме 48 по ул. Карбышева самолично приезжал «освящать» аким города, но вскоре остановился, сломавшись, и он, и 9 остальных лифтов из этой партии. Как говорят в Китае, «гора родила мышь».
– Брак оказался голимый!- восклицает Асхат Нурушев, директор ТОО «Лифтэк» (фото на стр. 9), которому потом навязали 5 этих лифтов, обязав отремонтировать и взять в эксплуатацию.- Установили лифты тяп-ляп, один лифт при подъеме постоянно задевал о стену шахты. Кабина билась! Стук и скрежет стоял жуткий. Как можно так поступать?! Горе – установщики их прикрутили фактически на 1 проволочке! Гостехнадзор даже отказался принимать такое качество, но затем подписал все бумаги. Разбирательство долго тянулось. В августе 2012 года астанчане приезжали сюда, как бы проследить за работой оборудования, но практически все лифты не работали, и их приезд ничего не изменил. Только передали после этого нам 5 лифтов, и 5 фирме «Лифт-сервис», мол, чините и обслуживайте. И они, и мы «паримся». Похоже, ребята договорились с кем надо.
– Но выход-то у вас хоть есть?- спрашиваю я Асхата Амангельдиновича, невольно оказавшегося крайним в этой истории.
– Однажды, совершенно случайно, я встретил китайца с этого самого завода, который произвел лифты. Договорился с ним, что вышлют хотя бы технические характеристики и документацию на русском языке. Представляете, никто вообще ничего не знает об этих кабинах! Есть там ловитель или нет? Это специальное устройство на случай, если трос оборвётся, оно и должно задержать падение лифта вниз. Астанчане этого тоже не знают. А вдруг авария? Это же ЧП!
– Вы считаете было ошибкой доверить поставку лифтов и их установку иногородней фирме?
– Конечно! Конкурсы надо проводить среди местных фирм, кто обслуживает каждый день и час лифтовое хозяйство, ездит на аварии и днем, и ночью. И лифты самые лучшие – из Могилева. С ними почти нет хлопот, они надежны.
К слову сказать, больше ни разу деньги за лифты не проводились через «Оскемен – Тартiп». Ни до этого случая, ни после. Всегда из финотдела перечислялись в отдел ЖКХ, ну а те, в свою очередь, платили поставщикам. По неофициальной информации, тогда, в 2011-м году, не хотел их получать и бывший директор «Оскемен – Тартiп» А. Мокринский. Видимо, чуял неладное. Но вынужден был принять и провести. И не это ли ускорило его кончину? Жил он в последнее время, говорят, на нервах… Светлая ему память. Он ни в чем не виноват. А вот те, кто толкал его на сомнительные действия, живы и здравствуют пока. Вот только приходит невольный вопрос: «А ну как речную плотину поставят такого же качества, аналогичного вышеописанному?». Без жертв ведь не обойдётся…
Расскажем мы и еще об одной провальной затее, в свое время пропиаренной властями и СМИ. Летом 2010 года сначала поползли слухи, что проблема лифтов наконец будет решаться. А затем аким области Б. Сапарбаев громогласно объявил о создании СП – совместного с белорусами предприятия по сборке могилевских лифтов в Усть-Каменогорске. Но вот что странно: многие авторитетные и финансово благополучные фирмы, такие как «Кэмонт» и Конденсаторный завод, были проигнорированы. А предпочтение отдали АО «Эскор», на базе которого и решили развернуть производство. Только база оказалась слабой, предприятие «Эскор» финансово нестабильным и затея с СП рухнула, не успев претвориться в жизнь. Да может оно и к лучшему: фирма «Эскор» вместе с дочерней фирмой «Омко» печально знамениты невысоким качеством строительства жилья для горожан. Брака и недоделок масса! Взять, к примеру, построенный ими по госпрограмме дом 21/1 на улице Космическая. Стены в один слой кирпича, потолочные перекрытия без звукоизоляции, доносящие любой «чих» соседей, китайские трубы в санузлах, рвущиеся ежедневно… Список нареканий жильцов в адрес горе – строителей – бесконечный. Но главная претензия – экспериментальные лифты, установленные застройщиками. Эксперимент проводился, как оказалось, над жителями: лифты ломались сначала ежемесячно, потом еженедельно. Неделю ездят, месяц – стоят. За 5 лет эксплуатации (с 2007 г.) они проработали в лучшем случае один год! Теперь окончательно встали: один лифт сожгли хулиганы в июне 2011 года, другой – некому ремонтировать. Фирма «Смарт-лифт», обслуживающая их, самоустранилась, как и КСК «Луч», бросив на произвол судьбы год назад. И никому из официальных лиц нет дела до этого.
Запустить в Усть-Каменогорске завод по сборке лифтов аким ВКО громогласно пообещал в декабре того же 2010 года. Однако, прошел год, затем пошел другой, и – тишина… Затем стало известно о создании аналогичного СП в Павлодаре. Очевидно, тамошние «кулибины» не весь пар пустили на свист, и с горем пополам освоили сборку.
– Только лифты, собранные там, низкого качества, – утверждает директор ТОО «Лифтэк» Асхат Нурушев. – Работали как-то с ними, устанавливали, знаем. Настоящие белорусские гораздо лучше. Да и какой смысл везти из Могилева кабины, запчасти, а в Павлодаре, выточив всего одну деталь, да и ту плохого качества, кричать о совместном производстве? Понимаю, что в отчетах у чиновников пойдет графа «казахстанское содержание», но качество страдает! Вообще, на мой взгляд, в такие СП наши лезут, чтобы получить налоговые льготы и преференции, в конечном итоге: большую прибыль при минимальных затратах, а вовсе не с заботой о потребителях, и создании реального производства. В нынешнем 2012 году мы установили в городе 15 настоящих белорусских лифтов, доставленных напрямую из Могилева. Жильцы в тех домах, где они работают – горя не знают! Хорошо, что нынешние руководители города сделали определённые выводы из прошлых лет и заказ размещают у производителя, который даёт гарантию качества и обязуется ремонтировать в случае необходимости.
Действительно, могилевские лифты пользуются заслуженным спросом в СНГ. Кстати, в самой Беларуси лифты обслуживаются государственными специализированными компаниями по доступным для всего населения тарифам. Там никому в голову не придет навязать людям, простым жителям, содержание и эксплуатацию такого технически сложного оборудования. В этом году в Гомеле мне довелось поездить на лифте могилёвского производства в самом обычном 10-этажном жилом доме, которому 30 лет. Когда я первый раз вошел в кабину – был просто поражен. Чистота просто стерильная! Все как будто только что покрашено. Кнопочки с подсветкой, яркое освещение! (Смотрите на фото). И это, повторюсь, в обычном, вовсе не элитном доме! В Беларуси ни на минуту не позволят жителям высоток остаться без лифта. Там это дело государственной важности. Ну, а качество и ответственность – это также требование №1. Поэтому и разбирают белорусские лифты буквально влёт. Недавно мэрия Петербурга заказала их в довольно большом количестве – 2000 штук! Среди последних покупателей – Монголия, отказавшаяся от китайских изделий. Просчитали соотношение цены и качества, и выбрали поставщиками белорусов, несмотря на их удаленность. Кстати, на самом заводе в Могилеве стоимость одного лифта – 4,5 миллиона тенге. Вычитаем из 7,5 (расценки здесь) 4,5 – получаем 3 млн. тенге. Именно такую сумму с 1 марта снимают всевозможные посредники, перевозчики и прочие. Остаётся надеяться, что когда Таможенный Союз заработает в полную силу и в Едином Экономическом пространстве уберут всевозможные барьеры между странами, расценки существенно уменьшатся. Впрочем, подобные поставки – дело прибыльное, кому захочется терять? В связи с этим возникает невольный вопрос: если у нас платят за лифт по 7,5 млн. тенге, и это показывают в отчетах, а в Могилеве на заводе лифт стоит 4,5 млн. тенге, то кому в Усть-Каменогорске достаётся внушительная разница? Простому клерку из ЖКХ и даже из акимата она вряд ли перепадёт…
Ну а пока одни делят вкусный лифтовый пирог, другие маются, с тяжелыми сумками и детьми карабкаясь на 7-10 этажи своих высоток. Десятки старых и новых лифтов стоят, и просвета в их темных шахтах пока не видно. Правда, тем счастливчикам, за которых похлопотал родной КСК, передав в коммунальную собственность, «светит» гораздо больше: к ноябрю 2012 года установлено и запущено уже 15 лифтов, а если бюджет выделит деньги, то к Новому 2013 году лифтовики успеют сделать еще 29 лифтов. По информации отдела ЖКХ, по ним подготовлена ПСД и дело лишь за финансированием. Завидная прямо расторопность!
Что касается остальных – некоммунальных лифтов, которых в Усть-Каменогорске большинство, то бесплатных подарков к Новому году их невольным владельцам – лучше не ожидать. Начальник отдела ЖКХ Ж. Баирханов заявил, что для кондоминиумов специально разработана заёмная программа модернизации жилья, вот по ней и можно отремонтировать, или даже заменить лифт. За счет самих жильцов. Берете у государства ссуду на семь лет, ею оплачиваете услуги по восстановлению, а затем в течение долгих лет выплачиваете долг вместе с эксплуатационными расходами. В среднем, по 350 тысяч на семью – вот такое бремя. И без вариантов! А не нравится – ходите пешком. Заботливое у нас государство…
Сергей ВАСИЛЬЕВ