К НАРКОДИСПАНСЕРУ НЕ ЗАРАСТЕТ НАРОДНАЯ ТРОПА

Газета "Flash!"

Можно ли победить «зелёного змия»? Кто в этом деле способен оказать эффективную поддержку и помощь? Как сделать первый и последующие шаги для преодоления алкогольной и иной отягчающей нашу жизнь зависимости? Эти и множество других вопросов на данную тему волнуют жителей нашего города, и не только тех, в чьих домах и квартирах нашёл прописку алкоголь.



Начиная с данной статьи, мы начинаем серию публикаций о работе тех учреждений, которые в той или иной степени причастны к данной проблеме, в чьи обязанности входит оказание всесторонней помощи людям, волею судеб оказавшихся в цепких лапах алкогольной зависимости. Постараемся прояснить для широкого круга населения те возможности, какими обладают эти учреждения, эффективность их работы. Ознакомимся с мнениями ведущих городских специалистов-наркологов, а также с точкой зрения простых горожан по данному вопросу.

Будем надеяться, что те знания и опыт работы, которыми владеют специалисты, заинтересованные оценки других неравнодушных граждан, помогут людям, нуждающимся в преодолении психологического, и, в известной степени, социального недуга. Начинать обзор учреждений, противостоящих алкогольной зависимости, следует с областного наркологического диспансера, как наиболее специализированного, старейшего и известного широкому кругу населения подразделения, своего рода флагмана на фронте борьбы с пьянством и наркоманией.



Наркодиспансер. История появления.

Областной наркологический диспансер, что находится в Усть-Каменогорске по улице Бурова, стал функционировать с 70-х годов прошлого столетия. Насколько закономерным было его появление в стране «развитого социализма? Ответ можно спросить у истории и статистики того времени.

В 1961 году, на ХХII съезде КПСС, была помпезно принята, не без волюнтаристских склонностей лидера страны Н.С. Хрущёва, новая Программа партии, включившая в себя ни много, ни мало – построение материальной базы коммунизма к 1980году! Советский народ, как тогда сообщалось «с чувством полного одобрения и воодушевления» принял новый стратегический ориентир. К материальной базе приложили ещё и воспитание человека по Кодексу строителя коммунизма. Что же, цель достойная!

Вот только народ, видя, как растёт пропасть между декларируемыми лозунгами и реальным положением вещей в обществе, ревизионистским перерождением партийной элиты, ответил на Программу своеобразно. Вот статистика той эпохи: продано населению водки в 1960 году – 144 млн. декалитров, в 1970 году уже -230 млн. декалитров, а в 1980-целых 294 млн. декалитров! Это приблизительно 6 млрд. «поллитровок». Вино плодово-ягодное (в просторечии «бормотуха») в 1960 году – 20,7 млн. декалитров, в 1980 году – 137,3 млн. декалитров! Это почти 2 млрд. «огнетушителей». В среднем на каждого из 262 млн. человек на тот момент приходилось по 30,5 бутылок в год, и это только водки и дешёвого вина! Если численность населения за период с 1960 по 1980 годы увеличилось на 26%, то потребление водки за тот же период возросло в 2 раза, а вина в 7 раз!

И это не считая конька, марочных вин, шампанского, пива, славянского самогона, кавказкой чачи, тройного одеколона и прочих наливок без счёту!

Вот поэтому-то, наряду с легендарными антиалкогольными комедиями Л. Гайдая, началось строительство и внедрение широкой сети наркодиспансеров по всей стране. На этой волне проявления «заботы» о «строителях коммунизма» возник и наш ВК облдиспансер. Потребность в подобных учреждениях была тогда огромна, ведь в стране только официальным путём проходило лечение от алкоголизма 3235700 человек в 1980 году.

Сегодняшняя статистика диспансера

Официальная справка: областной наркодиспансер оказывает наркологическую помощь населению. В структуре диспансера присутствуют: амбулаторная поликлиника с мощностью – 90 посещений в день и стационар на 60 коек, 40 из которых предназначены для лечения острых алкогольных психозов. В диспансере функционируют вспомогательные службы- лаборатория, физиокабинет, кабинет судебно-наркологической экспертизы и экспертизы алкогольного опьянения, да ещё справочное бюро, штампующее справки, без которых невозможно обойтись никому при приёме на работу в цивилизованные организации.

Состояло на учёте к 1 апреля 2011года – 4559 человек, из них 2 899 алкоголиков и 1660 наркоманов. Для сравнения, на тот же момент 2010 года состояло на учёте 7122 человека. Таким образом болезненность, вследствие употребления ПАВ (психо-активные вещества) снизилась всего за 1 год на целых 36%! Стоп! А вот эта статистика парадоксальным образом больше настораживает, чем радует. Что же такого судьбоносного в борьбе с алкоголизмом и наркоманией произошло? Осознала и прониклась пьющая и колющая себя часть населения? Введены «драконовские» меры по отношению к ним? Стали недоступными цены на эти самые ПАВ? Ничуть. Взять ту же водку. Реально, она с каждым годом становится дешевле. В самом начале нынешнего века стоимость дешёвых сортов водки в мелкооптовых фирмах составляла порядка 100 тенге за бутылку, сейчас подобного сорта водка на той же улице Мыза реализуется по 130-160 тенге (цены апрельские), то есть увеличение в 1,5 раза, а доходы населения за тот же период увеличились в 2-3 раза. Водка как стоила 1 доллар за пол-литра, так и осталась на этом уровне, а месячные зарплаты и прочие доходы населения увеличились с той поры со 100-150 долларов до 300-400 на человека, а значит, и покупать водку стало доступнее по ценам. Да, в розничных магазинах рост цен на водку более ощутим, но и он не опережает инфляционные доходы населения. А значит, у нас в стране по – прежнему самая дешёвая водка в мире! Правда, сомнительного качества, но всё же оцените пол-литра напитка по цене 3-х пирожков или мороженого. Для сравнения – в прежние времена бутылка водки равнялась стоимости 20-30 порций мороженого.

Может, сыграли свою роль ограничения по продаже алкоголя молодёжи, а также в вечернее и в ночное время? Если эти ограничения, как правило, относительно сносно соблюдаемые лишь в крупных и центрально расположенных точках продаж в нашем городе, и понизили употребление спиртного, то уж вряд ли настолько, чтобы снизить количество алкогольных заболеваний на существенную величину. Никуда не делись ни легендарная улица Колхозная, ни продажа спиртосодержащих напитков из квартир и домов, которые, как правило, есть в каждом дворе или микрорайоне. А количество легальных точек по продаже и распитию алкоголя таково, что даже неловко её приводить, к тому же эта статистика растёт в сторону увеличения ежедневно. Но и так понятно, что цифра «питейных» заведений и точек продаж алкоголя многократно превышает цифры объектов соцкультбыта: школ и детсадов, спортивных площадок и дворовых клубов, действующих кружков, секций и много прочего. Про «осознание и проникновение» тоже не стоит заостряться. Вряд ли потомки тех, кого не целеустремила мечта о материальном рае коммунизма полвека тому назад, способны и в нынешнее время откликнуться на современные эпохальные рубежи, будь то 2020 или 2030. Жизнь сейчас такая, что абсолютное большинство людей нынешнего поколения с трудом представляют себя не то что в 2020 или 2030 году, а даже смутно ощущают перспективы на 2012 год.

Чем объясняется снижение заболеваемости алкоголизмом за текущий год на 36% – пока загадка. Впрочем, статистика наука лукавая, хоть и оперирует цифрами после запятой. В ней иногда достаточно бывает слегка и незаметно для не специалиста подправить акценты, скорректировать нормативы учёта, поменять изначальную точку отсчёта – и, глядишь, всё засверкает призрачно-радужными тонами, точь в точь как у тех горемычных пациентов диспансера после употребления.

Гипотетически возможны и другие причины. Возможно, что снижение поставленных на учёт больных за текущий год произошло за счёт разделения потока нуждающихся, благо сейчас на одном диспансере свет клином не сошёлся, развивается сеть частных клиник данного профиля. Растёт число самобытных целителей (с дипломами и званиями), промышляющих на данной ниве.

Как бы там ни было на самом деле, пока будем надеяться, что цифра 36%-ого снижения достигнута именно этими причинами, а не изворотливостью подсчёта. Впрочем, в повседневной жизни победные результаты пока как то не ощущаются, но оставим пока цифры в покое, собственно не в них ведь главное. Основное же то, «что работа в диспансере по спасению нации ведётся безостановочно, к нему по прежнему не зарастает народная тропа. Для этих нуждающихся в диспансере есть многое: опыт, знания, квалификация врачей и сотрудников, но надо думать и о будущем. Вряд ли в обозримом времени проблема наркотиков и алкоголизма сойдёт на ноль, а диспансер уже сейчас задыхается без наличия профильного, а не просто жилого помещения. Нужен современный реабилитационный центр, не говоря о других, более мелких проблемах. В таком обновлённом виде диспансер мог бы успешнее вести борьбу за здоровый образ жизни граждан нашего города», – выразил мнение заместитель главного врача ОНД Сергей Садыкин.

Такой взгляд, разумеется, поддержали бы многие, испытавшие на себе и своих близких то зло, причиной которого стали алкоголь и наркотики. Будем надеяться, что такие просьбы будут услышаны всеми заинтересованными, прежде всего государственными органами, ведь борьба с социальным злом входит в задачу уважающего себя общества.



Сергей МИХЕЕВ