РЕЛИГИЯ ПОД КОНТРОЛЕМ

Газета "Flash!"

Во время брифинга, который проводил руководитель областного Управления по делам религий Манарбек Мухамеджанов, судя по его отчёту можно было верить, что «в ВКО всё спокойно». А как может быть по-другому, если государство отреагировало на рост международного религиозного экстремизма мощными превентивными мерами.


Вот что о них сообщил Манарбек Мухамеджанов:

– Реагируя на современные международные вызовы, в том числе и по распространению религиозного экстремизма, в РК по поручению Президента Н.А. Назарбаева, ещё в конце 2011 года было создано в структуре правительства Агентство по делам религий. В 2013 году во всех областных акиматах завершилось создание Управлений по делам религии. Целью работы этих Управлений является противостояние религиозному экстремизму.

На данный момент религиозная ситуация в обществе стабильная. Проведённые исследования показали, что 90% населения одобрительно высказываются о проводимой религиозной политике государства.

Касаясь религиозных дел в ВКО, руководитель Управления обрисовал состояние следующими фактами:


– В ВКО насчитывается 304 религиозно-культовых объекта. Из них: 194 мусульманских (мечети), 61 протестанских, 40 православных, 6 католических, 2 – не традиционных религий, 1 иудейский (синагога). В области проводится большая работа по дальнейшему развитию традиционных религий: строятся новые мечети и храмы; проводятся конгрессы духовного согласия; религиозные деятели приглашаются для участия в работе различных общественных мероприятий; люди, желающие посвятить себя служению Богу, имеют все возможности для обучения в духовных вузах по всему миру. В свою очередь, в области имеют возможность вести свою деятельность иностранные религиозные миссионеры. Так, в данный момент в ВКО присутствуют 7 миссионеров католической церкви. На сегодняшний день нет никаких препятствий для свободного духовного волеизъявления наших граждан. Конечно, это касается традиционных религий и других зарегистрированных религиозных объединений.

Отметил в своём выступлении, руководитель областного религиозного ведомства и определённые проблемы:

– По данным проведённых опросов, 88% граждан считают себя верующими людьми, но религиозные храмы посещают лишь 27% из них. Только 20% опрошенных знают базисные религиозные нормы и обряды, а почти 6% вообще ничего не знают об основных мировых религиях. Не всё ладно и среди духовенства. Лишь 14% среди них имеют высшее духовное образование. Далеко не многие из них владеют такими необходимыми приёмами, как – навыками уличной риторики, умение вести диалог с большой аудиторией, знанием истории и других общественных дисциплин. Всё это сказывается на доверии людей к религиозной проповеди. Вообще пропагандистское религиозное сопровождение оставляет желание лучшего. Число таких пропагандистов вроде немалое – 875 человек по области, но лишь 5-7% из них владеют предметом религиозных знаний. Невольно получается, что люди, не нашедшие ответов на свои духовные вопросы в этом месте, ищут их в другом. К сожалению, в том числе и в экстремистских кругах и не зарегистрированных религиозных объединениях. По нашим данным, по области насчитывается 7 не зарегистрированных объединений. Среди них около 300 человек салафитов, 275 человек баптистов-староверов. Есть значительное количество верующих, не являющихся сторонниками традиционных религий. Пальму первенства здесь держат сторонники разрешённого в нашей стране учения «Свидетелей Иеговы», которые имеют 5 своих организаций по области и 3000 человек приверженцев.

Далее руководитель Управления по делам религий рассказал о тех мерах, которые, по его мнению, должны исправить отдельные имеющиеся трудности:

– Думаем запустить инновационный проект по формированию волонтёрского пропагандистского корпуса из студентов, умеющих и знающих, как вести дебаты на религиозные темы. За счёт этого постараемся перехватить инициативу по религиозной пропаганде среди молодёжи у проповедников нетрадиционных течений. Также при помощи молодёжи усилим выявление интернет-сайтов экстремистского толка, с последующим их закрытием. Только в этом году по РК уже выявлено и закрыто 50 подобных сайтов. К сожалению, нужно признать, что в этом вопросе перелом ещё не наступил, так как после закрытия сайты подобного рода появляются вновь, только под другим названием.

Следующим направлением нашей работы является подготовка квалифицированных кадров священнослужителей. На данный момент по области в 24 мечетях нет имамов, и нет священников в пяти православных приходах. Но, главная сложность с кадрами – в другом. Не секрет, что достаточно долгое время вопрос по обучению и подготовке священнослужителей контролировался крайне слабо. Это привело к тому, что многие из тех, кто обучается толкованию ислама, получали подготовку в исламских центрах и университетах сомнительного направления, в том числе и в странах, где распространён воинствующий салафизм (разновидность ваххабизма). Сейчас процесс отправки за рубеж исламских абитуриентов находится под более пристальным вниманием. Стараемся направлять на обучение из РК только в те учебные заведения и страны, где религиозный экстремизм не приветствуется. В этом году от нашей области 47 абитуриентов-священников проходит обучение в проверенных исламских заведениях в Египте, а 34 в Алматы

Наш комментарий


После всего услышанного на брифинге сложилось двойственное впечатление. С одной стороны – руководство страны, пусть и с опозданием, но правильно отреагировало на возникновение опасности проникновения и распространения религиозного экстремизма. Не вызывает сомнений и твёрдая приверженность конституционному выбору страны, как светскому государству. Безусловным можно считать и то, что в нашей стране созданы нормальные условия для вероисповедания всех основных мировых традиционных религий. Если сюда добавить ещё и неизменность государственного курса на сохранение межнационального согласия, чем достойно занимается Ассамблея народа Казахстана, то ситуацию в этом общественно-духовном аспекте можно было бы считать, если уж и не очевидно образцово-показательной, то двигающейся в этом направлении.

Уже это, по нынешним временам, дорогого стоит. Оглянёмся вокруг. В мире всё очевиднее разгорается мощный виток напряжённости, вызванный попыткой передела сфер влияния, беспощадной борьбой за доступ к ресурсам – воде, нефти, газу и всему остальному. Это главная цель хозяев мировой экономики. Но, в этой драке за ресурсы главы транснациональных монстров и всемирной банковской паутины ещё осторожничают окончательно сорвать с себя маски либералов, пацифистов и демократов, «переживающих» за судьбы человечества. Поэтому, имея главной целью установление «нового миропорядка», они пользуются хорошо проверенными временем способами для дестабилизации обстановки в нужных регионах. Одним из важнейших и эффективных приёмов по внедрению так называемого «управляемого хаоса» с последующим развалом той или иной страны, межконфессионального и межэтнического мира в ней, со сменой неугодного глобальному мировому порядку регионального лидера и режима, всегда являлось разжигание религиозной и этнической вражды в обществе. По-прежнему, невзирая на солидный возраст, этот приём является одним из самых действенных. Главное при этом – умело указать на «виновного», внушить, что «он» принадлежит к «безбожным силам». Следовательно, нужно наказать «вероотступников», а насилие выдать за «божественное воздаяние за грехи». За «промысел божий» в установлении «истинной веры», в установлении господства одного «избранного народа» над другим.

При сегодняшнем развитии технологий информационной борьбы, которым присуща большая гибкость, изощрённость, способность приспосабливаться к меняющимся условиям, такие приёмы имеют очень большую эффективность. За примерами далеко ходить не надо. Они все перед глазами – трагедия ливийской Джамахирии, египетская драма с президентами, разрастающийся коллапс между суннитами и шиитами в Сирии и Ираке. Это лишь краткий перечень «управляемого хаоса».


Оценивая развивающуюся обстановку, было бы наивно думать, что Казахстан обойдёт, сама по себе, чаша сия. Слишком лакомым регионом, с его недрами, выглядит он. В пору становления своей независимости, будучи ещё достаточно слабым, Казахстан не мог противодействовать экономическому и идеологическому диктату главных мировых игроков. Прошли десятилетия, Казахстан возмужал, у него появились собственные, а не в целом общемировые, сферы интересов. Он уже далеко не всегда выглядит покорным воле «единственного мирового центра» и влиятельных соседей по региону. А раз так, то вполне созрел для давления на свои болевые точки, которое виртуозно могут организовать заинтересованные внешние лица.

Покой нам

только снится?

Но вернёмся внутрь страны и зададим себе всё тот же вопрос, а всё ли у нас спокойно? Всё ли делается для этого? Какие существуют болевые точки, на которые могут педалировать разжигатели религиозного экстремизма, с деструктивной целью раскачивания стабильности в стране?

К сожалению, не всё у нас гладко с этими вопросами. Люди тем охотнее отдаются вербовке в противники традиционных устоев, чем больше государство не прислушивается к мнению всех слоёв населения, чем дальше оно удаляет для людей возможности услышать себя, предъявить свои насущные требования. Каждый видимый просчёт власти в социальной и внутриполитической жизни, неумелый диалог со своими гражданами, ведёт к обратным негативным процессам – росту недоверия, безудержной и не всегда справедливой критике государственной политики, аполитичности духовной апатии. На этой стадии таких людей и встречают проповедники «истинно правильного и непогрешимого учения». Приведём лишь малую толику разноплановых спорных ситуаций, из-за которых могут происходить и происходит перемена взглядов на жизнь у некоторых людей.

Как известно, недовольства, бунты, революции и тому подобные политические коллизии случаются от лежащей на поверхности, несправедливости, когда одним можно то, чего другим почему-то нельзя. Вот как объяснить общественности, что формирования незарегистрированных общественных организаций, в том числе партий, профсоюзов, как и участие в них, согласно новому Уголовному Кодексу, карается уголовной ответственностью и весьма жёстко карается. В то же время у нас преспокойно живут старообрядческие, баптистские общины, в принципе отвергающие любую светскую власть, не желающие принципиально регистрировать свою деятельность и власть лояльно к этому относится? Кто-то скажет: «Они же не суются в политику, поэтому абсолютно не представляют никакой опасности». Так же сказал по этому поводу и руководитель управления по делам религий, касаясь нежелания регистрироваться со стороны общины баптистов.

Пусть так. Но власть должна была так прописать закон, в котором чётко указаны мотивы и границы преследования тех, кто не прошел государственную регистрацию. Вот и получается, что за одно и то же деяние одним просто грозят пальчиком, а другие несут ответственность «по полной». Некоторые даже этого сознательно добиваются – ведь отсюда уже полшага до касты «великомучеников», «страдальцев за народное счастье», за ореол «борца с режимом» и т.д. Ведь что получается – власть сознательно ограничивает возможности выражения населением своего мнения. Таким образом, сужая легитимный просвет для выражения критических настроений, власть потихоньку открывает «чёрную дверку» для этого. Часть людей, чем-то недовольных, в итоге может оказаться в лагере непримиримых критиков и борцов с властью, возможно и в экстремистском образе.

Или вот другой пример из области разумной пропаганды государственной политики. Автору этих строк позапрошлой зимой выдалось поработать в одном исправительном учреждении нашей области в качестве преподавателя насущного для таких заведений предмета – Основы государства и права. Поясним читателю, что в ИТК существуют школы – общеобразовательная и профессиональная. Так вот, до недавних пор в профшколе были обязательные предметы по общественным дисциплинам – «История Казахстана» и «Основы государства и права». В принципе такой подход был рационален, так как позволял осуждённым иметь площадку для обсуждений и дискуссий по самым разнообразным общественным вопросам – религии, экономике, праву, истории и т.д. На уроках быстро выяснилось, что степень заражения сознания «сидельцев» вирусом нигилизма по отношению к государственной власти просто зашкаливает. Многие не скрывали своего увлечения и пристрастия к идеям того же салафизма. Споры проходили на достаточно высоком предметном уровне, что позволяло судить о хорошо налаженной системе «подпольного образования». С другой стороны, было видно, как осужденные тянутся услышать и другое мнение. На общественных уроках явка слушателей школы всегда была на порядок выше, чем на профильных предметах. Понятно, что в данной среде легче всего найти «обиженного и оскорблённого», который в своё оправдание будет искать виновных в ком угодно – во власти, в режиме и т.д. В такой среде легко взращивать экстремистские настроения. Но в высоких кабинетах вместо планомерной работы с осуждёнными, хотя бы на таких скромных площадках, как проведение уроков общественных дисциплин, увлеклись реформированием с переподчинением данных объектов из МВД к Минюсту, и обратно к МВД. Сколько на это ушло сил и средств – неизвестно. Видимо немало, если после очередного переподчинения решили ликвидировать предметы политического обучения и сэкономить на этом. Итог следующий: вместо хоть какой-то вразумительной работы по религиозному и политическому просвещению и возможности иметь в ИТК помещения для совершения обрядов, что было возможным ещё несколько лет назад, наши чиновники опять оставляют осужденных в руках экстремистских и нигилистских пропагандистов, коих в данных учреждениях всегда хватает.

Одним словом, там, где государство что-то упускает из под контроля или уделяет этому недостаточно внимания, тут же обращается «сторонниками решительных перемен» в свою противоположность. Государственная власть должна очень чутко реагировать на вопросы общественной этики и морали, тесно связанные с религиозными нормами поведения. Любое попустительство таким явлениям, как стяжательство, коррупция, кумовство, алчность, ничем не скрываемое бахвальство своим рангом, должностью или состоянием, всегда отзовётся падением престижа государственной власти и тех традиционных институтов, которые сотрудничают с ней, в число которых входит и религия.

Поэтому, будем надеятся, что во вновь созданном Управлении по делам религий будут ответственно отслеживать ситуацию и работать на опережение возникновения каких-либо нежелательных ситуаций в этом очень чутком и ранимом секторе духовно-общественной жизни людей. Чтобы всегда можно было слышать на подобных брифингах – «В ВКО всё спокойно!».

Сергей МИХЕЕВ