Как известно, по решению президента в Восточно-Казахстанской области будут созданы, а вернее, восстановлены, ещё два района: Улкен Нарын с выделением его из Катон-Карагайского, и Маркаколь с выделением из Курчумского района. Центрами районов станут сёла Улкен Нарын и Маркаколь. А столица Катон-Карагайского района будет перенесена из Улкен Нарына в Катон-Карагай. Ранее был воссоздан район Самар с центром в селе Самарское, входивший в состав Кокпектинского района.
Восстановление районов – дело непростое и дорогостоящее. Если в селе Улкен Нарын уже есть здания для государственных органов, там можно только сменить таблички, то в Катон-Карагае и Маркаколе необходимо создавать всю инфраструктуру заново. В редакцию поступила информация о том, что в селе Маркаколь за десятки миллионов будут выкупать здания, которые ранее были приобретены в частную собственность за несколько миллионов. И на ремонт помещений потребуются сотни миллионов. Был направлен запрос акиму области Ермеку Кошербаеву для выяснения всех обстоятельств приобретения зданий, их ремонта и выделения бюджетных средств на эти цели.
Руководитель управления экономики и бюджетного планирования ВКО Фархат Бельбеев сообщил:
«В соответствии с бюджетным законодательством, для приобретения недвижимого имущества в коммунальную собственность необходимо проведение независимой оценки стоимости выставляемого на продажу имущества. Рассмотрение вопроса приобретения зданий для размещения государственных учреждений возможно после получения независимой оценки. В случае выкупа зданий для проведения капитального ремонта и определения его стоимости необходима разработка проектно-сметной документации».
Итак, сначала нужно выделить средства для проведения независимой оценки, видимо, провести конкурс на такую оценку и рассчитать стоимость выкупа. Только затем здание будет приобретено, а если в нём необходим капитальный ремонт, то требуется составить ПСД.
Главный экономист области пояснил и порядок выделения средств из бюджета.
«В целях восстановления района Маркаколь произведён предварительный расчёт дополнительной потребности в бюджетных средствах на текущее содержание, капитальные ремонты и строительство зданий для размещения государственных учреждений, а также строительство жилья для размещения специалистов. На сегодняшний день формируется бюджетная заявка на выделение средств из республиканского бюджета».
Значит, деньги выделят из республики. А кроме выкупа зданий и их ремонта, предусмотрено ещё и строительство помещений и жилья для чиновников. Сумма предварительного расчёта, конечно, не названа, но это как минимум сотни миллионов, а то и более.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев последовательно проводит реорганизацию административно – территориального деления, а точнее, восстановление по состоянию на 1997 год. Практически сразу после январских событий, после того, как президент обрёл полновластие, он заявил о восстановлении трёх областей, в том числе бывшей Семипалатинской, а ныне области Абай. Затем пошёл процесс восстановления и ранее упразднённых районов, правда, не всех.
«Благодаря созданию новых районов мы сможем достичь оптимизации госуправления. Обеспечим комфортный доступ к услугам из-за сокращения расстояния до райцентра. Повысим самостоятельность районов в решении местных проблем, в результате улучшится качество жизни населения. Создадим новые рабочие места, добьёмся снижения миграционных процессов населения», — так пояснили в акиматах Курчумского и Катон-Карагайского районов необходимость разукрупнения этих регионов.
Конечно, тревогу руководства страны вызывают и практически безлюдные приграничные территории. Об этом говорил Касым-Жомарт Токаев.
- Этот вопрос очень важен и с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Нельзя затягивать с его решением. В целом объединение или разделение районов оказывает непосредственное влияние на каждодневную жизнь граждан. Поэтому при принятии решений важно учитывать численность населения, экономический потенциал, инфраструктурные аспекты таких районов, - сказал глава государства.
Наверное, есть и другие цели. Воссоздавая области и районы, президент наглядно демонстрирует новую политику, отличную от политики Нурсултана Назарбаева. Прежний глава государства упразднял регионы, что, конечно, вызывало недовольство в первую очередь региональной элиты, а новый исправляет такое положение. И, вполне понятно, находит поддержку среди местной политической и деловой элиты. А это тысячи чиновников и бизнесменов, обладающих реальными рычагами влияния. Пока на самом «верху» идёт незримая борьба, и, судя по тому, что семья Назарбаева в целом, хотя и потеряла многое, но не утратила полностью свои позиции, нынешний президент ещё не обрёл подавляющей поддержки в высших кругах. В этой ситуации вполне оправдана ставка на регионы. А уж в новых регионах власть и крупный бизнес, связанный с ней, будут его поддерживать. Ведь именно Токаев создал тысячи новых рабочих мест для чиновников областного и районного уровня, дал карьерный рост, возможность руководить целыми огромными территориями.
А вот что касается заявленных целей повышения качества жизни, создания новых рабочих мест, снижения оттока населения – с этим могут возникнуть сложности. Ведь только созданием областей или районов эти задачи не решить. Указ президента и разметка административных границ – это не волшебная палочка, и не скатерть-самобранка.
На сессии ВК областного маслихата, утвердившей границы новых-старых районов, говорили о перспективных направлениях экономики на этих территориях. В Катон-Карагайском районе названо мясное животноводство, мараловодство, пчеловодство, табунное коневодство. В районе Улкен Нарын — производство кумыса и овощеводство, в районе Маркаколь — добыча меди и бахчевые культуры, в Курчумском — рыболовство и переработка рыбы, горнодобывающая промышленность. При этом каждый из районов имеет потенциал для развития оздоровительного, сельского, культурного и экологического туризма. Так этими направлениями здесь занимаются давным – давно! Рыбу, например, ловят с незапамятных времён и арбузы выращивают. Разве это перспектива? Но особых экономических успехов нет. Все районы живут за счёт дотаций из областного бюджета.
Отток населения – главная проблема этих районов. Масштабы просто катастрофические. «В 1985 году в тогда ещё существовавшем Маркакольском районе проживало 22,4 тыс. человек. В Курчумском районе – 34 тыс. человек. Поскольку в 1997 году эти районы объединили в один, то будем считать единые цифры. Значит, на территории нынешнего объединённого Курчумского района 35 лет назад проживало 56,4 тыс. человек (цифры взяты из справочника «Административно – территориальное деление ВКО на 1 января 1985 г.»). Сейчас в Курчумском районе насчитывается 27 938 человек (данные официального сайта акимата Курчумского района). Снижение более чем в 2 раза! Площадь района – 23,2 тыс. кв. км. Это почти в 2 раза больше площади Израиля. Плотность населения – 1,2 человека на кв. км». Это отрывок из статьи «Маркаколь – земля далёкая, но наша!», опубликованной три года назад https://flashpress.kz/blog/flash/177404.html
За три года ситуация только усугубилась. Население сократилось до 22 367 человек. В том числе в Курчумском регионе – 14 782 человека, в Маркакольском регионе – 7 585 человек (данные сайта маслихата Курчумского района).
«И ещё один штрих к картине экономического состояния приграничных районов. По данным управления координации занятости и социальных программ ВКО наибольшая доля самозанятого населения в численности рабочей силы именно в Катон-Карагайском (47,3%) и Курчумском (45,6%) районах. Т.е. практически половина работающих – это самозанятые. А что такое самозанятые? Это люди, которые пытаются сами себя прокормить либо случайными заработками, либо занимаясь домашним хозяйством, либо ведя весьма скромный бизнес без официальной регистрации и без наёмных работников. В целом народ живёт за счёт натурального хозяйства – огорода и домашнего скота. Вот основа экономики этих районов!» - отрывок из статьи «Пустующие приграничные районы», опубликованной 21 июня этого года https://flashpress.kz/blog/flash/178331.html
Первая и самая главная задача руководителей новых районов, когда они сядут в свои свеженькие кабинеты в отремонтированных или построенных заново зданиях – как остановить отток населения. Что для этого делать? А то ведь может так произойти, что останутся в этих районах одни чиновники, а кем они будут руководить?
Денис Данилевский