Президент Касым-Жомарт Токаев продолжает восстанавливать административно-территориальное деление, существовавшее в Казахской ССР. Он восстановил Жезказганскую, Талдыкорганскую и Семипалатинскую области под новыми названиями (Yлытау, Жетiсу, Абай), восстановил некоторые районы в ВКО и области Абай. А на втором Национальном курултае в Туркестане, состоявшемся 17 июня, заявил о восстановлении Катон-Карагайского, Маркакольского и Маканчинского районов.
- Безусловно, это потребует определенной подготовительной работы. Необходимо провести соответствующие расчеты, исходя из реальных возможностей государственного бюджета. Завершив все предварительные работы в текущем году, в течение предстоящих двух лет мы начнем восстанавливать указанные районы. Этот вопрос очень важен и с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Нельзя затягивать с его решением.
В целом объединение или разделение районов оказывает непосредственное влияние на каждодневную жизнь граждан. Поэтому при принятии решений важно учитывать численность населения, экономический потенциал, инфраструктурные аспекты таких районов, - сказал глава государства.
Об этой задаче Касым-Жомарт Токаев говорил и на встрече с новым акимом ВКО Ермеком Кошербаевым. «В первую очередь, учитывая принятое Президентом решение о восстановлении Катон-Карагайского и Маркакольского районов, нужно обратить особое внимание на развитие этих приграничных территорий, ведь во многом именно они создают имидж страны. И я знаю, что многие жители ждали этого решения, рады ему и готовы к плодотворной работе на благо малой родины. Для нас сегодня важно обеспечить достойное качество жизни всем жителям региона. Поэтому и к решению всех вопросов мы будем подходить системно и комплексно, и я всегда готов выслушать просьбы и предложения», - написал на своей странице в Инстаграм Ермек Кошербаев.
Долгое время жители упразднённых в 1997 году районов добивались восстановления этих административно-территориальных единиц. Особенную активность проявили маркакольцы. Они писали обращения руководству страны. 10 января 2020 года в селе Маркаколь прошло заседание выездной комиссии с участием представителей центральных и местных государственных органов. По итогам ничего конкретного о восстановлении района сказано не было.
В нашу редакцию также поступало немало обращений от жителей Маркакольского сельского округа. Так, в феврале 2020 года они просили поднять проблему понижения статуса сельской больницы с межрайонной до уровня врачебной амбулатории. В газете «Flash!» была опубликована статья «Маркаколь – земля далёкая, но наша!», 5 марта 2020 г. https://flashpress.kz/blog/flash/177404.html
- А ведь до районной больницы в селе Курчум от нас 186 километров, а от самого отдалённого села – 320 км в один конец. Народ и так уезжает, а если не будет полноценной больницы, то ещё больше будут уезжать. У нас было 4 стоматолога, сейчас ни одного, - рассказал три года назад в интервью газете житель села Маркаколь Ержан Сайкенов.
Самым печальным и тревожным является тот факт, что эти просторные земли являются фактически пустующими! Мне довелось проехать в 2020 году по Курчумскому району. Можно ехать часами, и не увидеть ни одного здания, человека, ни одного животного, встречной машины! Зрелище тоскливое. А ведь рядом граница со второй державой мира – Китаем. В 1985 году в тогда ещё существовавшем Маркакольском районе проживало 22,4 тыс. человек. В Курчумском районе – 34 тыс. человек. Поскольку в 1997 году эти районы объединили в один, то будем считать единые цифры. Значит, на территории нынешнего объединённого Курчумского района 38 лет назад проживало 56,4 тыс. человек (цифры взяты из справочника «Административно – территориальное деление ВКО на 1 января 1985 г.»). На 1 января 2020 г. численность населения района – 23,4 тыс. человек (данные из комплексного плана социально-экономического развития Курчумского района на 2020 – 2024 годы). Снижение на 33 тыс. человек! Площадь района – 23,2 тыс. кв. км. Это почти в 2 раза больше площади Израиля. Плотность населения – 1 человек на кв. км.
Такая же ситуация и в Катон-Карагайском районе. В 1985 г. в этом районе проживало 25 тыс. человек. В Большенарымском районе, который был объединён с Катон-Карагайским в 1997 году – 24,1 тыс. человек. Всего на территории объединённого района 38 лет назад насчитывалось 49,1 тыс. человек. На 1 декабря 2020 года численность населения – 21,7 тыс. человек (данные из программы развития района на 2021 -2025 годы). За 35 лет снижение на 27,4 тыс. человек, более чем в 2 раза. Плотность населения - 1,6 человека на кв. км.
«Основными факторами оттока населения района являются слабое развитие экономики приграничных территорий, низкая занятость жителей, неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры» - такие причины названы в плане развития Курчумского района на 2020 – 2024 годы.
Отток жителей ведёт ещё к одной проблеме – старению населения. Уезжают, в основном, люди молодого и среднего возраста, а остаётся старшее поколение. Так, в Катон-Карагайском районе доля трудоспособного населения в общей численности составляет чуть более половины – 58,9%, а численность людей старше 63 лет – 17,3%.
Экономика районов настолько слабая, что они не могут обеспечить даже собственные потребности. Основным источником пополнения доходов бюджета Курчумского района являются субвенция и трансферты из вышестоящих бюджетов (удельный вес - 89,4 %), а собственные доходы составляют лишь 9,5 % от общего объема бюджета района.
А вот ещё одна характерная особенность. Основные налогоплательщики в Курчумском районе – «бюджетные организации, доля поступлений от которых составляет 80 % от собственных доходов. Крупные предприятия в районе отсутствуют. Доля средних – 5 %, малых предприятий – 15 %» (данные из программы развития района). Вот такая экономика – сначала госслужащим, учителям, врачам, полицейским платят зарплату из бюджета, а потом из их зарплаты перечисляют основную часть налогов в районе!
Об основных проблемах Катон-Карагайского района в программе его развития на ближайшие 5 лет сказано без прикрас. «В промышленности основными факторами, влияющими на развитие отрасли в районе, являются отсутствие крупных предприятий и недостаточность оборотных средств у предприятий. Проблемами в развитии агропромышленного комплекса являются: в животноводстве наблюдается преобладание численности беспородного скота (60 % скота находится в домашних хозяйствах); отсутствие молокоперерабатывающих предприятий.
Несмотря на ежегодный рост количества субъектов предпринимательства в районе остаётся низкая предпринимательская активность.
В туристической отрасли проблемными факторами являются отсутствие развитой инфраструктуры туризма, в том числе плохое состояние дорог, ведущих к туристским объектам, несоответствие качества и уровня обслуживания ценам на предоставляемые туристические услуги, низкое качество обслуживания в местах размещения.
В рамках создания благоприятных условий для проживания граждан необходимо увеличение финансирования на строительство, реконструкцию и проведение ремонтов объектов социального значения (медицинские и образовательные учреждения, водо-теплоснабжение, водоотведение и дороги)».
И ещё один штрих к картине экономического состояния приграничных районов. По данным управления координации занятости и социальных программ ВКО наибольшая доля самозанятого населения в численности рабочей силы именно в Катон-Карагайском (47,3%) и Курчумском (45,6%) районах. Т.е. практически половина работающих – это самозанятые. А что такое самозанятые? Это люди, которые пытаются сами себя прокормить либо случайными заработками, либо занимаясь домашним хозяйством, либо ведя весьма скромный бизнес без официальной регистрации и без наёмных работников. В целом народ живёт за счёт натурального хозяйства – огорода и домашнего скота. Вот основа экономики этих районов!
Можно приводить и другие цифры, но, думаю, что достаточно. И так всё понятно. Ничего обнадёживающего нет и в программах развития этих районов на ближайшие годы. Это, скорее, не программы развития, а программы выживания. Общие слова о туризме, проекты возведения молочно-товарных ферм и молокоприёмных пунктов, выдача грантов и льготных кредитов на ведение предпринимательства, обучение основам предпринимательства, ремонт и строительство инженерной инфраструктуры в рамках государственных программ. Любопытно, что среди инфраструктурных объектов, вошедших в программу развития Курчумского района, есть даже «установка стационарного санитарно-гигиенического узла в селе Урунхайка» стоимостью 5,8 млн. тенге, и средства для этого важного объекта выделяют из республиканского бюджета. Честно говоря, дороговатый туалет.
Из крупных объектов – строительство моста через Бухтарминское водохранилище. Мост, конечно, значительно облегчит транспортную связь, сократит транспортные расходы, но сам по себе вряд ли даст толчок росту экономики в приграничных районах. Недостаточно и просто выдать гранты или льготные кредиты для малого бизнеса. Ведь бизнес при такой платежеспособности населения районов и отсутствии достаточного рынка сбыта и услуг запросто может «загнуться».
Нелёгкая задача поставлена перед новым акимом области. И трудновыполнимая. Восстановление районов, конечно, несколько облегчит жизнь людей. Не нужно будет ездить в больницу, или за справкой, или на приём к чиновнику за сотни километров. Но только изменение административных границ неспособно улучшить тяжкое экономическое положение регионов. Да и чиновников прибавится, на их содержание дополнительные средства нужны.
Кстати, на отчётной встрече с населением 19 февраля 2020 года аким ВКО Даниал Ахметов сообщил, что на реализацию программ развития приграничных районов (Курчумского, Катон-Карагайского, Тарбагатайского, Зайсанского, Урджарского) планируется направить 207 млрд. тенге. В частности, 58 млрд. на строительство и ремонт дорог, другую инфраструктуру, 46 млрд. на жилищное строительство. Было бы хорошо проанализировать – выполняются ли эти программы и как были израсходованы весьма солидные средства.
И ещё одна важная информация к размышлению. Среди тех, кто вышел протестовать на центральной площади Усть-Каменогорска 5 января 2022 года, было немало жителей сельских районов, если не большинство, в том числе и из приграничных.
Денис Данилевский