Они – победители! А кто мы?

Газета "Flash!"

Размышления накануне Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

9 мая во всех городах и поселках Казахстана, да и немалой части постсоветского пространства пройдут праздничные мероприятия в честь Дня Победы. Традиционным уже стало и шествие «Бессмертного полка». И это хорошо, что в семьях помнят о своих героических предках, своей жизнью, своей кровью, своим здоровьем, невероятными усилиями победивших в той страшной войне. Живых участников войны становится все меньше, самым молодым из них уже за 90 лет. К сожалению, недалек тот день, когда не останется ни одного фронтовика. О войне будут рассказывать только труженики тыла, которым самим уже за 80. Потом не станет и этих свидетелей того великого времени. Эстафету передачи памяти о Великой Отечественной примут те, кто родился уже после войны, и они должны передать эту эстафету дальше. В этом смысле значение «Бессмертного полка» трудно переоценить.

Не знаю, может быть, я ошибаюсь, но, на мой взгляд, «Бессмертный полк» в какой-то момент стал модным, что ли, или, как сейчас принято говорить, одним из трендов. Пройти в колонне с портретом фронтовика – это уже своеобразное «правило хорошего тона». Так же, как и стиль «милитари» в одежде, когда детишек одевают в военную форму, пошитую по образцу военных лет, георгиевская лента на груди, или наклейка на машине «Спасибо деду за Победу!».

Но, наверное, этого маловато — раз в году пройти с портретом своего отца, деда или прадеда, и на этом поставить «зачёт» в графе «память». Гораздо важнее подумать – а достойны ли мы памяти своих героических предков? Подумать – кем были они, и кем являемся мы. Они были поколением победителей. Они шли в бой, бросались на амбразуры, кидались под танк с гранатой, шли на таран в воздушной бою, сражались в подполье и в партизанских отрядах, падали от усталости и засыпали прямо возле станков на заводах, тащили плуг вместо лошади на колхозных полях, чтобы накормить армию, они умирали от голода, но не сдали Ленинград, сражались за каждый дом в Сталинграде, они стойко держались в фашистских концлагерях… Они с гордо поднятой головой шли на виселицу, подвергались мученическим пыткам, но не предали свою Родину… Они водрузили Красное Знамя над поверженным рейхстагом.

И после войны они своими мозолями подняли страну из руин. По большому счету, мы до сих пор живем на том фундаменте, который заложило это великое поколение победителей.

А что мы? По сравнению с ними мы – пигмеи, ничтожество. И это правда, не нужно обижаться, на правду не обижаются. Те, кому сейчас по 50-60 лет, сдали Советский Союз. Сдали без боя, и исполнили мечту Гитлера. Сдали за кусок колбасы, джинсы, порнографический журнал, подержанную иномарку. Разве может называться потомком победителей тот мужик, который однажды сказал мне: «Ну и что, что нет Советского Союза? Зато я кофе растворимый могу свободно купить!»?! Может быть, он тоже пойдет в колонне «Бессмертного полка»?

Они не боялись идти под пули и под танки, а мы боимся сказать слово даже для того, чтобы получить свою зарплату. Не говоря уже о чем-то более серьезном. Как-то одна женщина принесла в редакцию фото на мобильном телефоне – зассаные и рваные простыни в одной из городских больниц. Когда я спросил – а почему же вы сразу не обратились к руководству больницы, или хотя бы к зав. отделением, или сестре-хозяйке? – женщина ответила: «Мне сын сказал – не смей! Молчи! Они могут убить за это!». И это потомки победителей?! И они 9 мая понесут портрет своих родственников – фронтовиков?

Жизнь поколения победителей была одухотворена великой идеей построения общества социальной справедливости. Они жили высокими моральными принципами. И ради этого тоже шли в бой, и ради этого умирали. А какими идеями живы мы? Стремлением вместо одного плазменного телевизора купить другой – с изогнутым экраном? Взять хороший «откат»? Купить крутую тачку? Обмануть ближнего? Оттяпать у своего родственника 1/8 часть квартиры, оставшейся в наследство? Посильнее унизить простолюдина, лоха, нищеброда? Закрыться в своей норе, отгородившись железной дверью, решетками, сигнализацией, и жить по принципу «это не мое дело»? Упиваться собственным благополучием, хрюкать от счастья, от того, что кормушка полна? Поступать так, как нужно, а не так, как должно? Овладеть умением «развести»? Унижаться и угождать перед «сильными мира сего», и овладеть искусством «лизнуть, где надо, и когда надо»? Заиметь десяток тысяч, сотню тысяч, миллион, или миллиард американских денег? Потусоваться, покувыркаться в сауне с девочками, или с мальчиками?

Пройдет марш «Бессмертного полка», календарь перевернет листок с датой 9 мая. И 10 мая все пойдет по-прежнему. Портреты фронтовиков будут лежать до следующего года.

«Они до сей поры с времен тех дальних летят и подают нам голоса, не потому ль так часто и печально мы замолкаем, глядя в небеса», — писал Расул Гамзатов в своем знаменитом стихотворении «Журавли». О чем подают нам голоса те, кто «с кровавых не вернулся полей»? Наверное, они хотят спросить у нас: «Ребята, подумайте, как вы живете! Неужели ради этого мы сражались и погибали?».

Прежде чем взять в руки потрет своего отца, деда, прадеда – задумайтесь, а в чем же заключается истинная, а не показная память? И спросите самих себя – а способны ли мы на Подвиг? Способны ли мы быть Победителями?



Денис Данилевский