Победившие пустыню Часть IV «Мама, я в Дубаи!»

Газета "Flash!"

(Продолжение. Начало в №18-19, 21- 2017 г.)

15 минут езды от отеля в Шардже, и мы уже в Дубаи. Если бы наш гид не сказал, что мы въехали на территорию не только другого города, но и другого эмирата, никто из туристов этого и не заметил бы. Крайние дома Шарджи и начальные дома Дубаи стоят чуть ли не в стык. А символической границей является туннель под дорожной развязкой.

— 15 лет назад я прилетел на работу в Дубаи из Саудовской Аравии, — рассказывает наш гид Джемаль. Сам Джемаль из Иордании, учился в Советском Союзе, в Одессе, женился на русской девушке. Свою родную страну покинул давно в поисках заработка. Его кормит знание русского языка и хорошее советское образование. Поработав в Саудовской Аравии, Джемаль решил попытать счастья в Арабских Эмиратах.

— Так вот, когда самолёт пошёл на снижение, я посмотрел в иллюминатор, и подумал – а зачем я сюда прилетел?! Я увидел небольшой город, довольно неказистый. Что же мне здесь делать? Возможно ли здесь заработать на жизнь? – вспоминает Джемаль.

И это было всего 15 лет назад, когда Дубаи уже вступил в фазу своего бурного развития. А если бы Джемаль прилетел в город лет 25-30 назад, он бы увидел совсем удручающую картину захудалого городка в пустыне.

Вот и мы с вами, прежде чем начать наше подробное и основательное знакомство с крупнейшим городом Объединённых Арабских Эмиратов, узнаем несколько интересных фактов о прежнем Дубаи — ещё до образования союза эмиратов и до открытия здесь месторождений нефти. Несколько десятилетий назад футуристичный и помпезный ныне мегаполис представлял собой совершенно другой город…

Дубайцы, как и подавляющее большинство жителей ОАЭ, 40-50 лет назад жили в шалашах из веток и шерсти и в глинобитных хижинах. До обнаружения нефти главным источником прибыли в Дубае было рыболовство. Вплоть до первой половины ХХ века доход также приносил экспорт жемчуга, но после изобретения японцами в 30-х годах технологии искусственного выращивания бусин он сошел на нет.

В прошлом Дубаи был знаменит «лесом» высоких (до 15 м) вентиляционных башен, выстроенных вдоль Персидского залива. Возвышающиеся над зданиями и открытые со всех сторон, они улавливали малейший ветерок с моря и направляли его вниз, во внутренние помещения домов,- такая вот была незамысловатая система климат-контроля. Но безветренными ночами даже башни были бессильны перед жарой, и семьи были вынуждены спать на крыше или перебираться вглубь страны – в пальмовые хижины на дюнах.

До 1980 года Дубаи не имел полноценного аэропорта. Здесь функционировал лишь небольшой аэродром, принимавший трижды в неделю рейсы Британских королевских авиалиний.

Образование в Дубае находилось на довольно низком уровне вплоть до глобальных перемен в стране, случившихся полвека назад: в общеобразовательных школах изучали лишь один предмет – религию. До сих пор некоторые люди в пожилом возрасте не могут писать, и ставят в документах какую-нибудь закорючку. Но неграмотных теперь совсем мало.

В 1968 году по Дубаи ездили всего тринадцать автомобилей, а главным средством передвижения по городу оставались верблюды.

Старожилы говорят, что раньше в Дубаи в течение первого года жизни от жары погибало около 60% младенцев, хотя документального подтверждения этих данных нет, ведь до 70-х годов ХХ столетия в стране не регистрировались ни рождения, ни смерти, ни браки.

А теперь для сравнения несколько фактов о современном Дубаи.

Обнаруженная в Дубае нефть в 1966 году изменила судьбу города. А после резкого скачка в 1972 году цен на это черное золото, через год после образования ОАЭ, и для Дубая, и для всего государства наступил период прогресса. Огромный вклад в развитие города внес его высочество шейх Рашид Ибн Саид аль-Мактум, который сумел добиться максимальной выгоды от использования нефтяных запасов Дубая, несмотря на то, что они довольно скромны по сравнению с месторождениями соседних регионов Персидского залива.

Аэропорт Дубаи сегодня – это два великолепных терминала, построенных по последнему слову техники, которые принимают около 10 млн. пассажиров ежегодно.

Усилия нынешнего правителя Дубая, шейха Мохаммеда ибн Рашида аль-Мактума, привели к заметному экономическому росту: уже сейчас доля доходов от добычи нефти в Дубае составляет всего 12% ВВП, в то время как туризм приносит национальной экономике свыше 20%. Правитель Дубаи исходит из того, что нефть кончается, практически в этом эмирате уже закончилась, и нужно думать о других источниках экономического роста.

В 2009 году в Дубае начало свою работу уникальное метро с полностью автоматизированными вагонами – поезда едут без машинистов!

С 2008 года в Дубае работает самый крупный торговый центр на планете Dubai Mall. Построенный в стиле хайтек, он вмешает в себя 1200 магазинов, а также культурные и развлекательные объекты мирового уровня: к примеру, каток олимпийских размеров и один из самый больших в мире океанариумов.

Высота построенной в центре Дубая 163-этажной башни «Бурдж-Халифа» — 828 м. Это не просто самое высокое в мире здание, но и местонахождение самых быстрых на свете лифтов и самой высоко расположенной мечети!

Сегодня в Дубае находится больше сорока частных и государственных высших учебных заведений, дипломы которых высоко котируются в ведущих странах мира. Причем женщины имеют право получать образование наравне с мужчинами, что редкость для мусульманской страны.

В Дубае находится единственный в мире 7-звездочный отель – ночь в построенном в виде паруса «Бурдж-эль-Арабе» обойдется как минимум в 1500 долларов.

Сегодня Дубаи торгует со 140 странами мира. Благодаря низким пошлинам он занимает ведущее в регионе место по реэкспорту, являющемуся на данный момент главным источником дохода страны.

Ежегодно Дубаи попадает в список самых безопасных городов на планете: здесь работает довольно жесткая судебная система, проводится эффективная профилактика преступлений и приветствуется лояльное отношение к эмигрантам. К слову, приезжие разных рас, национальностей, религий, по некоторым данным, составляют 90% населения. Из 2,8 млн. жителей города – лишь 218 тысяч – это граждане ОАЭ.

О бедном прошлом города сегодня напоминает только дом-музей шейха Саида аль-Мактума – в экс-резиденции правящих шейхов Дубая можно получить представление о том, как здесь жили до нефтяного бума.



(Продолжение следует)

Денис Данилевский

Дубаи – Усть-Каменогорск