Обучение «через отсылку»

Газета "Flash!"

«Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей. Но это образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным. Оно будет истинным, если преподаются и изучаются предметы, только полезные для жизни, чтобы впоследствии не пришлось слышать таких жалоб: мы не знаем необходимого, ибо необходимого не изучали.

Оно будет полным, если ум обрабатывается для мудрости, язык для красноречия, руки для искусного исполнения необходимых в жизни действий. Эти три вещи – разум, действие и речь – и есть соль жизни. Образование будет ясным, а потому и прочным и основательным, если всё то, что преподаётся и изучается, будет не тёмным и путанным, но светлым, раздельным, расчленённым, словно пальцы руки».

Ян Амос Коменский (1592-1670) – выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основатель научной педагогики и дидактики, автор первого в мире учебника с иллюстрациями.



«Учителя-обновленцы» против «родителей-ретроградов»

Этой осенью, как никогда, Усть-Каменогорск, да и всю страну, захлестнула волна обсуждений темы качества образования в школах. Вдобавок к прежним, ставшим «притчей во языцех», вопросам, касающимся в основном чисто материальных аспектов обучения – стоимости школьной ученической формы, выдачи бесплатных учебников и учебных пособий, школьного питания, наличия в школах необходимых дополнительных служб – медицинского пункта, специалистов по психологической поддержке учеников, школьной охраны и др., в этом году, чуть ли не на первое место по накалу обсуждений выдвинулась проблема качества учебников, вызванная очередным переходом на обновлённое содержание среднего образования.

«Детонатором», вызвавшим взрыв эмоций родителей, стали новые учебники по русскому языку для 5 и 7 классов издательства «Мектеп» под авторством Зинаиды Сабитовой. По мнению родителей, которое они выразили на двух прошедших подряд заседаниях рабочей группы Общественного совета ВКО по вопросам образования, обновлённые учебники не только не соответствуют стандарту образования и не являются источниками полноценных знаний по предмету, но и наоборот, разрушают тот запас знаний, который школьники получили за предыдущие годы обучения. По новым учебникам, уверяют родители, обучение школьников русскому языку ведётся как иностранному, без требования высокого уровня владения языком, а сами учебники больше навязывают мировоззренческие ценности, чем обучающие нормы. Имеются большие вопросы и к другим учебникам и учебным тетрадям обновлённой программы («История», «Самопознание» и др.). Как отметила на заседании член рабочей экспертной группы при областном Общественном совете ВКО Анастасия Кудрина:

— Родители должны понимать, что образование – это будущее детей, а с такими учебниками чему мы можем научить?

Чем же аргументируют родители свои сомнения по качеству новых учебников? Прежде всего, наличием трёх факторов, обнаружившихся в учебниках. Первый из них, так называемая «отсылочная система», когда на страницах учебника практически не находится места для правил изучения темы, которые составители учебников «отослали» в самый конец книги. Второй фактор — обилие новомодных исковерканных с английского сленговых выражений, привитых современному интернетовскому поколению, таких как «лайкать» (от англ. глагола to like- нравиться, любить; но может быть и предлога like- вроде; но может и существительного like- одинаковое, равное, и прилагательного like), «френдить» (скорее всего, речь здесь идёт о «дружбе») и прочих схожих выражениях, привнесённых в повседневный язык людей, не мыслящих своего существования без интернета, революционными изменениями в технологиях по передачи информации, а заодно, принципиально изменившими образ времяпровождения большинства человечества, с продуктивно-деятельного, в пассивно-потребляемый, такими как «твитить», «чатиться», «постить» (не в смысле – говеть перед праздником) и др. Третий фактор – опять же «отсылки» при изучении учебного материала к интернет-источникам, типа просмотра неких фильмов, телепередач, которые, по мнению составителей учебников, вполне могут собою результативно подсобить ученику при изучении темы.

Родители учеников, исходя из этих внедряемых нововведений, логично задают вопросы: «А зачем это нужно? Как при помощи отсылочной системы и сленга вместо литературной речи можно подвигнуть детей к получению именно передового образования, а не забивать их головы ошмётками так называемого «китча», то есть низкопробным продуктом массовой культуры?». Для чего, и так «зависших» в интернете (по мнению некоторых, являющегося «мировой помойкой культуры и информации») детей, ещё больше подсаживать на «иглу», зачастую, безответственной информации, а иногда, и того хуже?..

Ответ на заседании от представителей учительской профессии, по долгу своей деятельности должных «сеять разумное, доброе, вечное», причём не рядовых, а сплошь представленных директорами ведущих школ областного центра и чиновниками областного и городского образовательных ведомств, был, по существу, авторитарным.

Общий рефрен их выступлений был таков: «Родители учеников не обладают, в отличие от профессиональных педагогов и авторов учебников, компетентностью, чтобы даже обсуждать новаторские идеи в образовании (директор СШ №39 Усть-Каменогорска Руза Бердыбаева). Другие (в том числе директор гимназии №38 Инесса Чернышёва) более замысловато и тоньше озвучили это направление педагогической мысли, утверждая: «Обновлённое содержание – это не новое содержание учебников. Изменился лишь подход в подаче учебного материала с упором на новые открывшиеся возможности, в том числе интернета. Что касается отдельных тем в учебниках по русскому языку, то нужно понимать, что время не стоит на месте – «Всё течёт, всё изменяется» — так было всегда. Время от времени менялись формы содержания учебников, совершенствовались методы обучения и т.д. Поэтому, излишне драматизировать вопрос с новыми учебниками, программой и методикой, не нужно. Надо пробовать работать по новым правилам, пользуясь возможностью корректировать процесс обучения, в зависимости от компетентности самого преподавателя».

Для убедительности, директор гимназии привела несколько примеров, что и в прежних учебниках по русскому языку, включая советские, были проблемные места относительно нравственности и корректности по отношению к возрастным особенностям детей. Она украсила свой рассказ выдержкой из монолога учителя истории Ильи Мельникова из легендарного советского фильма Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника», где он говорит директору-чиновнику школы: «Учитель обязан формировать из школьников современных, свободных, ищущих граждан, а не подчинять их единому мнению одного учебника».

Правда, если бы производить монолог из фильма полностью, то его главной мыслью был, как раз, протест заслуженного учителя против неоправданного зуда по обновлению учебников («согласно последней передовицы из газеты», или, «последней директивы из Министерства»). И далее произнести пронзительные слова о том, что души учеников не бумажные. Они могут прочитать в учебнике «На холмах Грузии лежит ночная мгла», а могут, по решению «новаторов» изучать на уроках и «новообразованных классиков», особенно на основании комментариев в интернете, как минимум на половину выраженных в идиоматических и нецензурных выражениях. (Так мог бы закончить свой монолог И. Мельников сегодня).

Отчасти, и некоторые представители родителей-общественников, побывавшие на встрече родителей и учителей с группой пропагандистов из Министерства образования и науки (МОН), накануне посетивших Усть-Каменогорск, для того, чтобы убедить в правильности курса на обновлённое содержание образования, поддержали нововведения в учебниках. Так, член экспертной группы по образованию Индира Какимова высказала своё мнение и согласилась с ответом представителей из МОНа:

— Да, в новых учебниках сделан упор на отсылочную систему, однако это соответствует молодёжному формату мышления. Такая система будет для них удобнее, чем прежняя. Вот и специалисты из МОН заявляют: « Хотим мы этого или нет, сейчас наши дети развиваются в интернет-пространстве. Задача создателей учебника была в том, чтобы найти героя сегодняшнего дня. Отсылки к просмотру телепередач были сделаны потому, что по ним ребёнку проще и интереснее слушать о любви к Родине из уст Урганта, чем от Льва Николаевича Толстого, который жил в девятнадцатом веке.



Собственный комментарий

Начнём, пожалуй, с последнего мнения, приведённого на заседании общественности и педагогов. Вот интересно, что бы ответил сам телешоумен Иван Ургант, когда бы узнал, что затмил своей фигурой на ниве образования самого Льва Николаевича?

А действительно, «отряхнём старый мир с наших ног…». Зачем нам эти занудные и малопривлекательные нотации от всяких Коменского и Дистервега; Ушинского, Добролюбова, Абая и Ыбырая Алтынсарина; тем более от Толстого, который и педучилища не заканчивал, а туда же, в учебники современные норовит пролезть со своими старомодными и «никчёмными» умствованиями о нравственности, человеческой порядочности, долге, ответственности и морали? Зачем нам, живущим в другом веке, мучатся размышлениями советского учителя Ильи Мельникова о долге учителя перед учениками, решать цели по созданию сложнейшей нити – одновременно нацелить ребят на собственное постижение мира, и в то же время дать им нужный авторитетный ориентир для этого, сотканный из многовековой мудрости человечества? Как поднять значимость и авторитет учителя, не заставляя ребят жить только прошлым, а подвигая их к новому?

К чему это всё? Может, действительно, нужно стать попроще. Ну, например, как ещё один персонаж не менее известного советского фильма «Республика ШкиД», где учитель словесности (!), не утруждая себя и учеников изучением разных там ямбов и хореев, распевал вместе с ними на уроках песенки из разряда «шансонье». Или вот вспомним не совсем уж далёкие телепередачи для подростков на российском телевидении из 90-х годов, которые вёл такой же шоумен Сергей Супонев, что и предлагаемый ныне составителями учебников Иван Ургант. Тогда, когда мы все стали без разбору перенимать «передовой опыт» Запада, нам открыто показывали в тех «передачах для детей и юношества» уроки в школах Голландии, США, на которых молодые «учительницы», не смущаясь, сидят в коротких юбочках прямо на учительском столе и объясняют с показом на школьных «анатомических пособиях», как нужно уметь надевать презервативы.

Слава Богу, до практического внедрения таких «новаций» мы всё же не опустились, но кому-то очень этого хочется, по сей день. И надо думать они не успокоятся, пока не достигнут своего. А как же, ведь у них (имеются в виду многие «передовые страны») уровень образованности общества дошёл уже до такого состояния, что даже президенты и чиновники государственных департаментов легко путают Австрию с Австралией и не могут вспомнить ни одного сонета Шекспира, дабы украсить свою речь при выступлении выдержками красивых истин. Зачем им это? Ведь в мире правят бал ныне другие ценности. Поэтому, отрёкся ты публично, скажем, от музыки Бетховена, как это сделал в своей песенке «Посторонись, Бетховен» идол молодых людей 60-х годов Пол Маккартни – вот тебе за это рыцарский титул из рук королевы Великобритании. Действительно, для чего учить молодых сложному и прекрасному? Всё равно большая часть людей нужна в виде необходимых винтиков на производстве. Поэтому задача нынешнего дня – не воспитание и обучение разностороннего человека с широким кругозором, который бы пытался для себя понять и объяснить многие общественные процессы, а подготовка узкого специалиста, умеющего по жизни только выполнять предназначенные для него одну-две функции и не сующего свой нос, куда ему не положено. Вот такая оптимизация, которая начинается ещё за школьной партой. А после этого говорят, что при рынке не должно быть плановой экономики. Однако, есть такая, и почище социалистической. Ведь под все эти хорошие словеса — про вариативность обучения, про широкие возможности современных систем по передаче информации, в том числе и обучающего характера, про то, что скоро исчезнут сотни прежних профессий и появятся новые, которые потребуют другого уровня знаний и умений, наконец, про торжество единых для всего мира стандартов жизни и того же образования, маячит только одно – дальнейшее расслоение стран и людей по степени прогресса и качества жизни. Ну не нужно столько людей, знающих классиков литературы и культуры, нужны лишь продавцы, водители, грузчики, и, возможно, кочегары-истопники. А что, ведь только у нас, даже в городах наметился возврат к дровам и углю, печкам и золе. А после этого нас уверяют, что мы на пороге невиданных технологических изменений, которые потребуют от нас новейших знаний. А тут впору благодарить власти, что пока электричество есть, а то нужно будет учиться как лучины заготовлять. Вот где бы пригодились старые сказки и рассказы писателей из прошлого, да ведь не найдёшь их теперь, даже с фонарём, в учебниках.

В самом начале прошедшего заседания пронеслась в зале умная фраза, произнесённая кем-то из участников с ноткой безнадёжности:

— Мы ведь теперь в сфере образования находимся в числе участников Болонской системы. И никто не даст нам возможность выйти из неё, а все проходящие изменения в наших школах диктуются именно этими международными обязательствами по образованию. Поэтому, нужно думать не о том, как отменить тот или иной учебник, а как минимизировать очередные потери в качестве образования.

Мысль правильная. Не сейчас надо стенать, когда нас вынужденно толкают выполнять нормативы международных обязательств, а там много чего прописано – уровень умения читать, писать, говорить, и для всех установлены нормы грамотности, а надо было кричать об этом именно тогда, когда мы добровольно возлагали на себя эти обязательства. Ведь становится понятным, кто склоняет наших, так называемых «авторов» учебников, к отсылочной системе.

Вещь эта, сама по себе, на вид демократичная и раскрепощённая. Даже есть уверенность, что некоторым родителям она понравится. Ведь не нужно теперь каждый день следить за успеваемостью. Система оценки знаний изменилась, да так, что вроде как и двоечников, в старом понимании этого слова, теперь не будет. Не обязательно теперь основательно изучать с ребёнком уроки – купил ему интернет и пусть он «шарит» там, в поиске правильных ответов и т.д. Конечно, здравая часть родителей поняла, куда всё клонится, и поэтому пусть поздно, но подняла всё же свой голос на протестных тонах.

Эта часть родителей прекрасно понимает, что образовательная «конфетка», которую протягивают им и их детям сейчас, может стать причиной образовательной отсталости в будущем. Ведь нельзя на упрощённом до примитивизма материале подготовить человека, который бы мог говорить на хорошем литературном языке. Образование — дело очень тяжёлое, воспитывающее в человеке основы труда, ответственности, самодисциплины, и отдавать всё это на волю самообучения по интернету, значит, расписаться в собственном бессилии. В любом деле, любой профессии, обязательно должен быть ведущий, наставник, который бы мог в силу своих знаний и авторитета открыть дорогу к вечным и истинным знаниям у подрастающего поколения. Когда же такого наглядного примера и авторитета у ребят не будет, или он будет размыт и принижен, а их самих, как слепых щенят, бросят в реку самообразования, или, как модно сейчас говорить, дистанционного обучения, это может привести к дальнейшей деградации, как отдельного ученика, так и всей системы образования в целом.

Сергей Михеев, преподаватель истории, обществоведения, основ государства и права



Фото — Демотиватор