Власть-снегопад: кто-кого? Часть вторая

Газета "Flash!"

Совсем недавняя картина. Пятница, 11 ноября, в самый разгар непогоды снегоуборочная техника была замечена на центральной площади перед облакиматом. Две-три машины дружно убирали и вывозили снег. Территория вокруг администрации области блестела (да и блестит, что тут скрывать), восторженно сияя ровной гладкой дорогой, отчищенной от снежных масс.

Горожане, проезжая на общественном транспорте мимо центральной площади не могли скрыть своего возмущения, мол, такими же ударными темпами очищали бы снег и в других районах (особенно отдалённых) города. Что мешало всесильным руководящим кругам с таким же успехом обеспечить своевременную уборку снега не только с главной площади, но и в целом по городу?

Наверное, во всём виноват снегопад, который выпал не в то время, не в том месте. Поэтому погода должна и отвечать в первую очередь за отвратительное состояние дорог Усть-Каменогорска.

Устькаменогорцы, устав от бездействия властей, взяли инициативу в свои руки и написали петицию на имя премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева. Под обращением подписались тысячи жителей. Приводим краткую выдержку из него:

«9 ноября 2016 года в г.Усть-Каменогорск начался снегопад. К утру 10 ноября толщина снежного покрова достигла почти 40 см (имеются фото свидетельства). Снегопад продолжался с перерывами вплоть до ночи с 12 на 13 ноября. В течение всего этого времени жители города наблюдают почти полное отсутствие снегоуборочной техники на улицах города.

10 ноября ОСТАНОВИЛОСЬ движение трамваев, и частично было восстановлено лишь 12-го числа. Очистка трамвайных путей проводилась из рук вон плохо и снежные отвалы на дорожных полосах после проходов грейдеров и тракторов создали препятствие для проезда автотранспорта (такая ситуация была на улице Ворошилова). В течение полутора дней не очищались даже центральные улицы города, что, в сочетании с потеплением, привело к подтаиванию выпавшего слоя снега и образованию труднопроезжаемых ям и ледяных надолбов. 12-го ноября утром началось понижение температуры, в результате которого все неочищенные дороги превратились в бездорожье, движение по которому невозможно со скоростью более 5-10 км/ч. На большинстве улиц города такая ситуация сохраняется и по сей день».

Не успели город и горожане перевести дух после этого снегопада, как 24 ноября снежная стихия пришла вновь. 25-го утром город уже был засыпан снегом, причём, снежные горы оказались гораздо внушительнее, чем после первых, трёхдневных осадков. И вновь коммунальные службы оказались не на должной высоте.

Что делается руководством города для борьбы со снежной стихией? Почему непогода берёт верх над всеми управленческими, техническими, людскими ресурсами? На наши вопросы отвечает заместитель акима г. Усть-Каменогорска по жилищно-коммунальному хозяйству Ержан Конырбаев.

— Какие районы и улицы города подлежат содержанию в зимнее время за счёт бюджета? Какие подрядные организации обслуживают эти районы города и улицы? Как часто проводится тендер на содержание дорог? Какая сумма в целом выделена на эти цели в бюджете, и предусмотрена ли сумма именно на зимнее содержание, или эти средства заложены в целом на годовую смету?

— Зимнее содержание дорог и улиц города Усть-Каменогорска осуществляется в соответствии с договором, заключенным между ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» и КГП на ПХВ «Оскемен-Тартип» акимата города Усть-Каменогорска. Кроме того, КГП привлекает на субподряд следующие организации: ТОО «Ремдор», ТОО»Оскеменспецкоммунтранс», ТОО «Дороги Востока», ТОО «Бриллиант сити», ТОО ЮА Трансстрой» и ТОО «ДСУ-11»

От редакции. Сведения по выделенным средствам в ответах заместителя акима предоставлены не были, они имеются на сайте городского акимата: «На зимнее содержание и обслуживание улиц и дорог города Усть-Каменогорска заключен договор на общую сумму 294,98 млн. тенге. Для работ на период 15 ноября – 31 декабря 2016 года предусмотрено 122,6 млн. тенге, в том числе 17,9 млн. тенге на вывоз снега и 7 млн. тенге на одноразовую очистку дорог частного сектора и внутриквартальных дорог общей площадью 1303,5 тыс.м2.

— Сколько всего в городе снегоуборочной и прочей дорожной техники? Сколько единиц в государственных коммунальных предприятиях, а сколько в частных фирмах – подрядчиках, получающих госзаказ на содержание дорог? Сколько в наличии, и сколько реально работают? Сколько в целом персонала, занимающегося этой работой, хватает ли людей, или есть дефицит кадров?

— На балансе перечисленных предприятий содержится 111 единиц снегоуборочной техники, в том числе 42 единицы у КГП на ПХВ «Оскемен-Тартип». На сегодняшний день существует острая потребность в машинистах автогрейдера.

— Что входит в обязанности по зимнему содержанию дорог? Как часто должна производиться очистка от снега и подсыпка? Как контролируется выполнение условий договора? Какие санкции предусмотрены в случае неполного выполнения объёма работ?

-К работам по зимнему содержанию дорог и улиц города относятся: сгребание свежевыпавшего снега с проезжих частей улиц и тротуаров; сгребание снега с тротуаров, посадочных площадок автобусных остановок, пешеходных переходов; расширение улиц; складирование уплотненного снега; вывоз снега; подсыпка перекрестков, подъемов, карманов автобусных остановок, тротуаров песком.

Все вышеперечисленные работы выполняются по мере необходимости в плановом порядке.

Для оценки качества исполнения договорных обязательств подрядными организациями работ по очистке дорог и улиц города Усть-Каменогорска, создана специальная комиссия, в которую входят сотрудники государственных учреждений (отдел ЖКХ, отдел дорожной полиции, ТОО «Центр управления пассажирскими перевозками», филиалы КГКП «Управления делами» акимата города Усть-Каменогорска).

— Кто принимает решение по очистке дорог в случае снегопада? Что является толчком для начала таких работ – прогноз погоды, штормовое предупреждение департамента ЧС, или факт начала снегопада? Кто даёт команду начинать снегоуборочные работы – аким города, заместитель акима по ЖКХ, начальник отдела ЖКХ, руководитель подрядной организации, мастер, бригадир?

-В соответствии с договором подрядные организации осуществляют очистку свежевыпавшего снега с проезжей части улиц непосредственно по факту его выпадения.

— Почему в период 9-11 ноября снегоуборочные работы практически не велись? В чём была причина замешательства и задержки? Кто должен был дать команду вывести технику на улицы, но не дал? Или команда была, но не выполнялась?

— В связи с большим объемом выпавшего снега вечером 9 ноября 2016 года коммунальные службы перешли на усиленный режим работы в две смены. Первая смена работает с 8-00 до 20-00, вторая смена – 20-00 до 8-00 ч. Так ночью 9 ноября 2016 года на линии работала следующая техника: грейдеры – 14 ед., МТЗ со щеткой – 24 ед., пескоразбрасыватели – 15 ед., погрузчики – 4 ед., самосвалы – 9 ед. В общей сложности количество техники составило 66 ед.

В связи с тем, что снег шел одновременно на всей территории города, произвести оперативное устранение последствий снегопада, не представлялось возможным. Ввиду этого, администрацией города принято решение о привлечении сил крупных организаций города к оказанию содействия в ликвидации последствий снегопада.

— Несколько дней в городе было парализовано движение трамваев. Почему сразу не были приняты меры по оказанию помощи трамвайному парку по очистке путей?

— Трамвайные пути находятся в частной собственности и обслуживаются собственником — ТОО «Усть-Каменогорский трамвайный парк».

Вместе с тем, с целью восстановления трамвайного сообщения, для очистки от снега путей, с 10 ноября ежедневно привлекалась техника подрядных организаций и организаций города (грейдера, погрузчики, тракторы МТЗ, МАЗ, ЗИЛ и др. техника), а также сотрудники ГКП «Оскемен-Водоканал» (10 человек), АО «Усть-Каменогорские тепловые сети» (15-30 человек) и личный состав Национальной гвардии.

В результате проведенных мероприятий движение соответствующих трамвайных маршрутов удалось полностью восстановить: № 2 – 12 ноября, № 3 – 14 ноября, №№ 1-4 – 16 ноября.

— Каков должен быть уровень снегопада, чтобы было принято решение об объявлении ЧС природного характера, и вывода на улицы, к примеру, личного состава и техники воинских частей, расположенных в черте города, и принятия прочих мер мобилизации населения и техники?

— Данный вопрос находится в компетенции Департамента по ЧС ВКО КЧС МВД РК.

— Где горожане могут узнать – какая фирма обслуживает их улицу, и куда обращаться по вопросам зимнего содержания и предъявлять свои претензии к качеству работ?

— По данным вопросам необходимо обращаться в уполномоченный исполнительный орган акимата города Усть-Каменогорска — ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска», по тел 26-40-58. А также в диспетчерскую службу КГП на ПХВ «Оскемен-Тартип» акимата города Усть-Каменогорска по тел. 53-25-77.

— На что могут надеяться жители тех улиц, содержание которых за счёт бюджета не предусмотрено?

— В приоритетном порядке вся техника была задействована на работах по очистке и вывозу снега с центральных улиц города: пр.Независимости, пр. Абая (от пр.Независимости до ул. Тракторной), Площадь Республики, пр. Победы, ул. Казахстан, ул. Орджоникидзе, ул. Ворошилова, ул. Горького, ул. Кирова. После чего подрядные организации приступили к очистке тротуаров. Приостановленные в связи с сильными морозами работы продолжались в усиленном режиме по их окончанию.

— По правилам благоустройства содержание тротуаров возложено на фирмы и организации, выходящие на улицу, где они расположены. По большей части это магазины, кафе, парикмахерские, адвокатские и нотариальные конторы и т.д. Наивно полагать, что силами продавцов, поваров, официантов, парикмахеров, нотариусов будет убрана такая масса снега и произведена подсыпка от гололёда. Сейчас тротуаров практически нет, лишь узенькие и скользкие тропинки, вытоптанные самими прохожими. Может быть, стоит пересмотреть эти правила и предусмотреть средства на очистку и подсыпку тротуаров в бюджете? Несколько лет назад городские власти презентовали новые мини-тракторы, способные маневрировать на тротуарах, они вроде бы и были закуплены специально для очистки тротуаров. Почему сейчас они не используются для этой цели?

— Согласно пункту 29 Правил содержания и защиты зеленых насаждений, благоустройства территории городов и населенных пунктов Восточно-Казахстанской области от 07 октября 2015 года № 32/392-V собственники объектов обеспечивают санитарную очистку и уборку прилегающих территорий организациями коммунального хозяйства или же производят ее самостоятельно.

— Предусматривает ли городская власть оказание помощи КСК для расчистки дворов? Это может быть выделение техники по специальному графику с оплатой по сниженному тарифу и другие меры. Снежные заносы во дворах приводят к тому, что не может проехать спецтехника, пожарные, скорая помощь, мусоровозы.

— Согласно ПР РК 1.04-22-2010 Строительные нормы. Техническая эксплуатация и содержание жилищного фонда, зимняя уборка прилегающей к зданию территории не должна препятствовать движению пешеходов, транспорта и включает:

-подметание и сдвигание снега;

-очистку крыш зданий;

-вывоз снега и снежно-ледяных образований;

-противогололедную обработку тротуаров и проездов.

Данные работы должны своевременно производиться, быть заложены в смету эксплуатационных расходов, либо выполняться за счет целевых взносов. Эксплуатацию и содержание жилого фонда осуществляют в основном кооперативы собственников квартир. Дворниками КСК должна осуществляться регулярная работа по ручной уборке снега (очистка входных групп, козырьков). Проведение механизированной уборки внутридворовых проездов проводится с привлечением техники.

— Если горожанин, к примеру, получит травму на скользкой дорожке, образовавшейся вместо тротуара, и захочет компенсировать материальный ущерб, к кому он должен предъявлять претензии?

— В описанной ситуации, пострадавший может обратиться в суд.

— Ещё одна проблема после снегопада – это огромные сугробы на крышах. Помнится, в конце 90-х власти города предлагали председателям КСК решить эту проблему просто – нанять бомжей за бутылку водки. Но ведь очистка крыш – это опасный вид работ на высоте, и выполнять её должны только специально подготовленные работники с применением мер безопасности и техники. Особенно на покатых крышах. Каким образом будет решаться эта проблема?

— Распоряжением акима города Усть-Каменогорска от 21.11.2016 г. № 1-41р создана рабочая группа в составе представителей отдела ЖКХ, отдела архитектуры, отдела жилищной инспекции, отдела предпринимательства, КГКП «Управление делами» акимата, отделения природоохранной полиции, отдела по защите прав потребителей (СЭС), совета местного самоуправления по вопросу зимней уборки прилегающих территорий жилых домов, зданий и содержания кровли в зимнее время. В настоящее время составлен план — график, проводятся обследования. Также жилищной инспекцией города Усть-Каменогорска органам управления объектом кондоминиума вручены уведомления.

— Обильные снегопады предполагают обильное таяние весной. Как город уже сейчас начинает готовиться к весеннему паводку?

— Вопросы весенних паводков отрабатываются. Вместе с тем, очищенный и собранный с улиц города снег вывозится на специально отведенные для складирования места.

— Какие меры предусматривает городская власть, чтобы подобная ситуация с практически полной беспомощностью всех служб и организаций перед лицом природной стихии, какая сложилась в городе 9-14 ноября, а также 24-25 ноября, больше не повторилась?

— Акиматом города Усть-Каменогорска в настоящий момент рассматривается вопрос о закупке дополнительных единиц снегоуборочной техники.

— Первый морозный день 16 ноября привёл к сходу многих автобусов с линии. Видимо, закупленные за рубежом б/у автобусы не приспособлены к нашим морозам. Когда будет реализован план по постепенной замене автобусного парка с учётом пригодности транспорта для работы в наших суровых условиях?

— В соответствии с поручением акима Восточно-Казахстанской области, согласно типовому договору на организацию регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа, утвержденного приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 348, перевозчики должны обновить подвижной состав в течение 3-х лет.

В соответствии с программой в 2016 году планируется приобретение 24 новых автобусов (приобретены ТОО «РОСТ» — 8 шт., ТОО «Vosсa» — 4 шт., ТОО «Марат-М» — 8 шт.; планируется приобрести еще 4 автобуса: ТОО «Марат-М»- 1 шт., ТОО «АТЦ «БЭСТ» — 1 шт., ТОО «СТ Автосервис» — 2 шт., в 2017 году — 33 единицы и в 2018 году -55 новых автобусов. Всего за отчетный период будет обновлено 112 единиц транспорта.

Такова информация, предоставленная заместителем акима города. Наверное, нужно поблагодарить тех работников коммунальных и подрядных организаций, а также привлечённых предприятий, которые вышли на борьбу со снегопадом, военнослужащих, водителей общественного транспорта, спасателей, пожарных, которые в эти суровые дни, не взирая на стихию, работали на своем посту. Их вины в том, что город, всё-таки с трудом выходит из снежного плена, нет. В областной центр привлечена дополнительная техника, занимающаяся обслуживанием областных и республиканских трасс. Меры, вроде бы принимаются, но пока дороги, тротуары, улицы ещё не приведены в полное рабочее состояние. На центральных улицах – пробки, общественный транспорт работает с перебоями, автобусы ездят переполненными. В минувший четверг пришла ещё одна беда – рухнула старая конструкция Иртышского моста. Слава Богу, обошлось без жертв. Провидение, судьба спасли город и потому, что буквально за пару недель до происшествия, на этой конструкции прекратилось движение транспорта, и поток автомобилей был переведен на новый, только что запущенный трёхполосный пролёт. Старую конструкцию начали демонтировать, и часть её упала из-за плохого состояния одной из опор. Это ЧП не повлияло на транспортную связь между двумя частями города и работу инженерных коммуникаций, ранее перенесённых из-под старой конструкции моста.

Прогнозы погоды неутешительные. В конце декабря ожидается аномальный снегопад и сильные морозы. Будут ли сделаны выводы из ноябрьских ударов стихии? Хотелось бы в это верить.



Подготовили Анжелика Бакирова и Денис Данилевский

Фото авторов и из социальных сетей