КАК СТРОИТЬ ДОМА ДЛЯ НОРМАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Газета "Flash!"

По мере роста численности населения в городах в арифметической прогрессии увеличиваются проблемы жилищно-коммунального хозяйства и социального обслуживания населения.

В силу объективных причин и чаще всего сиюминутной выгоды (экономии) в перспективе такие проблемы решить просто не возможно. В то же время на стадии застройки жилых массивов можно избежать таких проблем, а именно путем соблюдения генерального плана города, рационально используя достижения и опыт застройки в других городах.

Одной из вставших в полный рост проблемы города Усть-Каменогорска уже несколько лет остается обеспечение автомобильного (личного и служебного) транспорта парковочными местами, вызванного стремительным ростом количества автомобилей. Создание гаражно-строительных кооперативов, размещение индивидуальных гаражей боксового типа в коммунальных зонах и местах, неудобных для жилищного строительства, уходит в прошлое, как не эффективное мероприятие. А в условиях стремительного роста городов это еще одно из препятствий для освоения новых территорий и удорожание нового строительства. В СМИ этой проблеме отводится немало критических материалов, но реальных успехов пока не наблюдается.

Мне довелось познакомится с застройкой строительным концерном «Сибирь» высотными (12 — 21 этажей) жилого массива Горский города Новосибирска. Вызывает уважение решение парковочной проблемы путем строительства подземных паркингов в два этажа. Таким образом обеспечивается потребность в парковочных местах с учетом перспективы. При этом первые и частично цокольные этажи всех жилых домов отданы под объекты обслуживания населения и размещения офисных помещений, которые реализуются на рынке недвижимости. Застройщик для финансирования строительства использует кредиты банка, а затем, в первые годы после сдачи жилья, предоставляет парковочные места в аренду или реализует создаваемому кооперативу при ТСЖ (товарищество собственников жилья — прообраз КСК) или управляющей компании. В микрорайоне (жилом массиве) за счет бюджетного финансирования осуществляется строительство детских садов, школ, ведется благоустройство и инженерное обеспечение. Интересно то, что для устройства тротуаров используется тротуарная бетонная плитка и сборные лотки для водотоков, а на проезжей части вместо асфальтобетона широко используется бетонное покрытие. Из-за недостатка финансирования из местного бюджета и отсутствия дотаций федерального бюджета, связанного с санкциями, строительство школ, детских садов и отдельно стоящих объектов культурно-бытового назначения замедлилось, чем нарушается комплексность в застройке и наблюдается отставание в развитии городского образования, как части городской жизни.

Определенный интерес, а вернее, хорошую зависть, вызвало отношение местной городской мэрии по привлечению широкой общественности к решению текущих и перспективных задач градостроительства. Так, градостроительный совет при мэрии решает установление основных регламентов и нормативов градостроительства, а не ждёт указаний сверху. Для иллюстрации приведу выдержку из протокола одного заседания, которые в последующем утверждаются на сессии городского Совета депутатов и приобретают юридическую силу.

«Вносятся также уточнения в практику строительства частных домов — не выше трех этажей над землей. Этажность объектов капитального строительства увеличена до 30. Плюс ко всему мэрия предложила ввести минимальный размер участка для строительства. На участке менее 0,35 гектара нельзя будет строить высотное здание в девять и более этажей, на участке менее 0,2 гектара разрешено возводить дома высотой до восьми этажей.

Минимальный размер площадок для детей и для занятия физкультурой, а также озеленения должен составлять 14 квадратных метров на 100 квадратных метров общих площадей жилых помещений.

Количество парковочных мест, необходимых для жилого дома, будет рассчитываться в зависимости от жилой площади. В проекте, опубликованном мэрией, расчеты велись так: одно место на 80 квадратов, но не менее 0,7 на квартиру. Общественный экспертный совет по градостроительной политике в результате долгой дискуссии предложил другой вариант: одно парковочное место на 105 квадратных метров, но не менее 0,5 парковочных места на квартиру».

Решения в этом общественном органе принимается после тщательной проработки и широкого обсуждения: «Наиболее активное обсуждение велось на тему формирования местных нормативов градостроительного проектирования и градостроительных регламентов. В итоге состоялось 13 заседаний рабочих групп по данному документу, проанализировано 80 уже реализованных проектов, принято 49 решений в отношении этого документа. По зонированию территорий и нормативам участники совета собрали 219 обращений».

Для того, чтобы учесть своевременную практику застройки, введение новых нормативов продлевается. «Мы решаем непростую задачу. Мы изначально настроены, чтобы принимать документ, не навредив проектам, которые сейчас реализуются. Нормативы будут вводиться с середины 2016 года», — указал первый заместитель председателя совета Алексей Кондратьев на завершающем заседании. Такой взвешенный, ответственный подход совершенно противоположен практике внедрение нормативов у нас в Усть-Каменогорске и ВКО. Вспомним, например, как вводилась повышенная сейсмичность для областного центра в 2006 году, или принятие в течение трех лет двух редакций градостроительного СНиПа «Градостроительство».

Оценивая работу градостроительного совета, общенародно избранный мэр города Новосибирска Локоть Анатолий Евгеньевич отметил: «Этот документ должен установить единые и прозрачные правила для всех застройщиков и учесть при этом особенности отдельных территорий, например, Академгородка. По оценке мэра, прозрачность правил должна также гарантировать невозможность «различного рода злоупотреблений».

«Уделяем особое внимание этому документу, и застройщики очень чувствуют этот переломный момент. Принятие этого документа — это переломный момент, который может в корне, не сразу, постепенно, когда начнут эти правила действовать, работать, серьезно очень повлиять на ситуацию с застройкой в Новосибирске», — добавил мэр.

Обеспечить комплексную застройку, как показывает практика градостроительства, можно только при экономической состоятельности и с соответствующей материально-технической базой подрядной организаций. В строительной отрасли, которая требует очень многих дорогостоящих материалов, немало специфических работ, огромная роль отводится организационной структуре. При переходе к рыночным условиям хозяйствования было явной ошибкой дробление трестов и управлений на малые предприятия. Это является косвенной причиной долгостроев и обрушением отдельных конструкций на недостроенных объектах из-за низкого качества строительных работ и практически отменой государственного контроля за ходом строительства, под вывеской мониторинга проверок предприятий малого бизнеса. Построить крупный объект в настоящее время не может ни одна из имеющихся в регионе организаций. А были мощные организации, такие как трест «Алтайсвинецстрой», домостроительный комбинат, Иртышское управление строительства и др. Но это уже мое личное мнение.

Аналогичная ситуация с проектными организациями, количество которых, несмотря на лицензирование этой деятельности, в области значительно увеличилось, и число их превышает 200. О каком качестве документации может идти речь, если среднее количество проектировщиков в таких организациях не превышает 10 человек?!

Наверное, не грешно и правильно использовать положительный опыт города Новосибирска, с населением в пять раз больше, находящегося в одной строительно-климатической зоне, и, главное, имеющего одни корни нормативной градостроительной основы – советской. Застройка левобережных микрорайонов в Усть-Каменогорске может производиться с учетом одновременного обеспечения личного автотранспорта подземными парковочными местами.

В начале ноября в Новосибирске в унисон поднимаемой темы прошла научно-практическая конференция Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов «Развитие механизмов участия граждан в местном самоуправлении: опыт муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока». На этом форуме особо была отмечена инициатива и опыт города Новосибирска по формированию и работе территориальных общественных управлений (ТОС) за 15 лет существования. Органы территориального общественного самоуправления – это действенный и демократический инструмент формирования отношения к городу и его проблемам, инструмент привлечения широких кругов граждан не только к решению локальных задач, но и развитию перспективных общественных направлений. Таков лейтмотив этого совещания, и участия населения в градостроительной практике тому яркое подтверждение.

НИКОЛАЙ БРАТИШКО

кандидат экономических наук