
1 июня принесло народу не только новые тарифы на воду и канализацию, выросшие в 2 раза. Обрадовать любимых потребителей поспешили и другие поставщики жизненно важных услуг. Так, в редакцию обращаются читатели, возмущенные новыми условиями оплаты услуг АО «Казактелеком» через терминалы предприятия. С 1 июня при оплате через терминал автоматически взимается 3% от оплаченной суммы, что делает такой способ оплаты совершенно бесполезным для потребителя. Ведь ранее все стремились оплатить через терминал именно потому, что не взималась комиссия.
Мы обратились в АО «Казактелеком» со следующими вопросами:
1. В связи с чем был введен новый порядок оплаты через терминалы?
2. Почему потребители не были извещены о новом порядке?
3. На основании каких экономических расчетов была введена норма именно в 3% от суммы оплаты?
4. Планируется ли отменить такой порядок, или уменьшить взимаемый процент, или, наоборот, увеличить процент?
5. Как такие действия согласуются с имиджем предприятия, как ответственной, современной национальной компании? Ведь, по сути, это элементарное изымание денег у потребителей.
Вот что ответила нам руководитель службы по связям с общественностью АО «Казактелеком» Сара Бакирова:
«1. В целях повышения лояльности наших клиентов был проработан вопрос о возможности оплаты через информационные киоски всего возможного на сегодняшний день спектра услуг компании. При этом, АО «Казахтелеком» не имеет права принимать оплату в пользу любых других поставщиков услуг, т.к. это не является основным видом деятельности нашей организации. Поэтому было принято решение о передаче сети информационных киосков сторонней организации ТОО «OrionPro».
2. Объявление о «новом порядке» было размещено 20 апреля 2015 года на корпоративном сайте компании – www.telecom.kz.
3. АО «Казахтелеком» ни в одном из существующих документов (договора, регламенты и т.п.) не упоминает о возможности сбора дополнительной комиссии за прием платежей со своих клиентов, и, более того, не получает от этого никакой дополнительной прибыли.
При этом, любая компания, которая занимается сбором платежей (банки 2-го уровня, владельцы терминалов моментальной оплаты и т.п.), самостоятельно устанавливает дополнительную комиссию за обработку принятых платежей. Размер установленной дополнительной платы зависит, в основном, от стоимости операционных расходов, связанных на содержание платежных систем (инкассация, прием/пересчет наличности в банках, ремонт, запасные части, серверное оборудование и т.п.).
4. С 8 июня 2015 года компания «OrionPro» снизила дополнительную комиссию до 2%.
5. Практически любой проект в АО «Казахтелеком» направлен в первую очередь на увеличение лояльности клиентов. В данном случае, у наших клиентов в настоящее время существует возможность оплачивать широкий спектр услуг посредством информационных киосков».
Итак, из всего этого сугубо канцелярского ответа понятно, что терминалы теперь передали некоему ТОО «OpionPro». И теперь этот «Орион» и взимает свои проценты. Причем, даже сделали барский жест – вместо первоначальных 3% теперь берут всего 2.
А зачем отдавали терминалы? Так ясно же написано: «для лояльности клиентов». То есть, чтобы мы, клиенты, были лояльны к «Казактелекому». Как известно, ЛОЯЛЬНОСТЬ (от французского или английского loyal – верный) – это 1) верность действующим законам, постановлениям органов власти (иногда только формальная, внешняя). 2) Корректное благожелательное отношение к кому-либо или чему-либо.
Для взаимоотношений «Казактелекома» и его клиентов подходит второе значение. Но странная логика у руководства компании. Почему клиенты должны быть «благожелательны», если раньше они оплачивали услуги без всяких процентов, а теперь некая фирма «сдирает» с них 2%? Где здесь повод для «лояльности» – так и непонятно. «Лояльной» в данном случае может быть только фирма, которая получила нехилый доход. Если посчитать весь объем платежей, проходящий через терминалы, и взять от этой суммы 2%, то жить можно очень хорошо.
Не хотите платить через терминалы – платите в банке. У нас ведь свобода выбора. Так могут ответить успешные менеджеры того же «Казактелекома». Наша читательница Элла Павловна так и сделала – пошла в отделение «Казпочты». Там за квитанцию берут самую дешевую комиссию. Однако, с началом лета, видимо от жары, у всех произошло обострение по поводу повышения цен. Оказалось, что теперь в «Казпочте» берут уже не 25, а 50 тенге за квитанцию.
Что же делать простолюдину? Элла Павловна подумала, и решила, что за тепло и горячую воду ей будет лучше заплатить прямо в офисе компании. Туда ей можно дойти пешком от дома, даже по 30 – градусной жаре. Но в помещении тепловых сетей было не протолкнуться. Узнав, что стоимость квитанций повысилась, народ повалил платить напрямую. Перспектива стоять не менее часа в очереди, в духоте и тесноте, Эллу Павловну не вдохновила. Может быть, есть шанс в Народном банке, он же все-таки народный? Но, увы, квитанция стоит 80 тенге. В итоге пришлось возвращаться в «Казпочту».
Вариантов, чтобы заплатить напрямую другим поставщикам коммунальных услуг, у нее нет. «Шыгысэнерготрейд» на ул. Ворошилова, «Водоканал» – на Гоголя, а за вывоз мусора вообще к черту на кулички надо ехать. А это 150 тенге туда и обратно людям до 70 лет, и 80 – для тех, кто уже перешагнул 70-летний рубеж. Тоже накладно, да и совершать такие вояжи по жаре или, наоборот, морозу, дождю и т.д. – дело весьма обременительное. Так что податься бедному простолюдину некуда. Вот вам и вся «лояльность». Тут такая «лояльность» берет, что волей – неволей «твою мать» вспоминаешь.
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ