КОМФОРТ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ

Газета "Flash!"

Помнится, четверть века тому назад, агитаторы за переход к рыночным отношениям обещали наивным гражданам «молочные реки с кисельными берегами», вдоль которых заманчиво будут сверкать гранитные замки под названием – Комфорт и Качественный Сервис.


Много с тех пор простой воды утекло. Не получилось водице превратится в благородное молоко. Да и комфорт вкупе с сервисом не обрели гранитную прочность и надёжность, а напоминают старые, обветшавшие, саманные строения.

Впрочем, от образного сравнения, перейдём к серой прозе жизни. Решил я нынешней весной разослать своим товарищам бандероли с важными бумагами. Товарищей у меня много и проживают они по всей нашей необъятной области – от Бескарагая до Зайсана, и от Шемонаихи до Урджара. Кажется, чего проще в наш век, с его электронной почтой и прочими достижениями. Однако и сейчас не всё доступно и приемлемо для факса, сканера и прочей «электронки». Остаётся ещё много документов и других бумаг, требующих предъявления в натуральном и оригинальном виде. Но есть же почта! Однако, «элитная» экспресс-почта практически не доступна простым гражданам из-за дороговизны. Обыкновенная почта, коей пользовались повсеместно несколько десятилетий назад миллионы граждан, превратилась за этот период из резвого скакуна, способного переместить ваше послание хоть на Камчатку за несколько дней, при копеечной стоимости – в жалкую, но прожорливую клячу, едва способную, и то не всегда качественно, «домчать» ваше заказное письмо, например, до Иркутска, даже за месяц! Право, в веке XVIII-ом, на лошадях ямщика-ухаря было намного быстрее. Вот моё письмо, отправленное ещё 19 марта, так и не дошло ещё до восточно-сибирской столицы соседней державы, с коей нас связывают, помимо прочих, особые партнёрские, евразийско-таможенные отношения, которых как-то не ощущается при почтовых сношениях. Но, может ситуация с почтовым сервисом внутри родной области не внушает опасений? Отнюдь. Верный показатель этого можно подсмотреть на автостанции областного центра. Почему там? Да потому что, наши граждане, давно разуверившись в возможностях «легальной» почты, перешли на старомодный, но более верный способ пересылки – с попутным транспортом. В этом случае, если передать письмо или бандероль с водителем рейсового автобуса, то оно доедет, скажем, до Зайсана за пол-суток и обойдётся в 500 тенге расходов. Правда, при этом есть гипотетический риск утери почты, но он, пожалуй, даже меньший, чем при «легальной» пересылке. Вот и вертятся около отходящих по всей области автобусов желающие побыстрее обрадовать своих родных и близких бандеролью с подарком, или доброй вестью в письме. Но и при «народном» способе общения есть свои колдобины, причём, в прямом и переносном смысле.

Вот реальный путь для желающего отправить бандероль подобным способом. Для начала нужно зайти в здание автостанции, внутри которого размещено допотопное расписание отхода автобусов.

По некоторым маршрутам, в графе «отбытие из Усть-Каменогорска» – прочерк. Графа «прибытие» отсутствует напрочь. Идём за разъяснениями в справочное окошко, чем нарушаем безмятежную трапезу справочного работника, которую он проводит здесь же. На простой вопрос: – Не подскажете, когда приходит рейс из Семея? – следует маловразумительный ответ: – Я откуда знаю! Они нам не докладывают. В дороге всякое может случится, так что ожидайте, и вообще водители перед нами не отчитываются. Задаю по инерции следующий вопрос, в данном случае уже бестактный: – А на какой платформе ожидается прибытие?

– Где водителям удобнее, там они и высаживают пассажиров. Могут, конечно, и на положенной для них платформе остановиться, но могут и с другой стороны общей автостоянки. Вы не зевайте! Смотрите по сторонам за каждым въезжающим, вот и уловите нужный вам автобус. Для того, чтобы выполнить это мудрое наставление, нужно иметь, как минимум, добротные резиновые сапоги, носясь в них из одного конца автостанции к другой, постоянно или проваливаясь в ямы, или обегая просторные лужи, или спотыкаясь о ледяную гребёнку. Кстати, за въезд на территорию автовокзала бдительные секьюрити берут 200 тенге. За эти деньги можно было бы если уж не купить свой трактор, то хотя бы вычистить лужи и ледяные горки! С промоченными ногами в моём возрасте поневоле захочется в пристанционный туалет. Кто из потребителей автостанционных услуг не помнит ароматов этого заведения? Которое, кстати, расположено в каких-то 10 метрах от общепитовской точки. А по степени, мягко говоря, не ухоженности данного гигиенического помещения, легендарные «авгиевы конюшни» выглядят жалкими аутсайдерами в сравнении. А у кого спросить о Зайсанском рейсе, который отправляется в 7 утра? В здании автостанции ни одной души из персонала в это время. Рейсы, впрочем, работают без них. Иногда это бывает даже полезно. Это уже относится к выполнению сервисных услуг в Усть-Каменогорском аэропорту.

Приходит посылка рейсом «Эйр Астана». Приезжаю на такси за получением. Обращаюсь к мило беседующей по сотовому телефону девушке, представителю данной компании: – Можно у вас получить посылку?

– Ой, её кажется, отправили на первый терминал, узнайте там. Терминал здесь рядом. Метров триста от здания аэровокзала.

Бегом туда. Там равнодушно поясняют, что «грузы ещё не все обработаны, нужно подождать». Ждём – я и такси. Прошёл час. Выходит работник терминала и объявляет:

– К нам не поступало, идите разбираться в аэровокзал.

Опять бегом обратно. А там, у милой девушки уже заканчивается смена и она переодевается, чтобы идти домой. Лишь умоляющая просьба проверить наличие посылки подвигло работницу аэросервиса на нужные телодвижения, после которых последовало: – А, да вот же она! Нет, и в гражданской авиации до сервисных стандартов далеко. Может, железная дорога? Но вы представьте, как можно без риска для жизни и здоровья, в потёмках, встречать алма-атинский поезд на станции У-К вокзал, который в принципе не готов принимать такие рейсы. Маленькая площадка, рассчитанная на встречу не притязательных зыряновских и дачных пассажиров. Узкая, в два метра ширины, длинная тропинка вдоль нескончаемого эшелона вагонов, которую отсекает неказистый бетонный заборчик. Видимость асфальтного покрытия распространяется всего на несколько метров по площадке, дальше грязе-грунтовое кочковатое покрытие. На таком дефиле сложно пройти с пустыми руками, а уже о сумках и посылках и говорить не приходится без опасения – или быть опрокинутым на рельсы, или получить шишку от столкновения с приезжим гостем областного центра. После подобных злоключений, уже не хочется ничего отправлять, или получать самому. И где-же эти, обещанные на заре перестройки – гарантированный и качественный сервис? Где здоровая конкуренция между услугодателями, которые, по теории научного капитализма, должны лбы себе расшибать за привлечение потребителя в свои сервисные сети? Вот сходите хоть раз в туалет на автостанции, и у вас язык не повернётся потом сказать об отстойном «совковом» сервисе, который хоть и попахивал хлоркой и извёсткой, но по своей функциональности мог дать много очков форы сегодняшней модели заботы о комфорте простого гражданина.

Иван БЕЗУТЕШНЫЙ