Авиационная безопасность в Казахстане. Анализ текущих проблем и их решений

Официально

  В Казахстане совершаются более тысячи рейсов каждый день. Соблюдение авиационной безопасности играет очень важную роль не только в защите пассажиров, но и является стратегической необходимостью в укреплении экономики. Главные проблемы авиационной безопасности в Казахстане связаны с состоянием инфраструктуры, внешними факторами и человеческими ошибками. По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), на данный момент авиационная безопасность в Казахстане сохраняет стабильное развитие и демонстрирует положительные результаты. Однако, по сравнению с 2022 годом, показатель безопасности полетов в Казахстане снизился на один процент.

  В соответствии международным стандартам безопасности, Казахстан занимает второе место среди стран СНГ. Согласно официальным данным, опубликованным на «gov.kz», в стране активно работают 55 авиакомпаний, 7 из которых регулярно осуществляют авиаперевозки. Лидирующую роль занимает авиакомпания «Air Astana», признанная одной из самых безопасных.

  Судя по информации Комитета гражданской авиации Казахстана, за последние четыре года было проведено 327 инспекций и 46 сертификаций по организации досмотра служб авиационной безопасности аэропортов. Согласно ежегодному отчету, специализированная служба по обеспечению безопасности в аэропортах включает более 2500 сотрудников. Служба защищает гражданскую авиацию от незаконных вмешательств. Таким образом, в 2017 году Казахстан успешно прошел  аудит ИКАО с результатами выше 80%.

  Однако, несмотря на высокие показатели по итогам аудита ИКАО, все еще остается ряд проблем, требующих решения. Одна из главных проблем - климатические условия страны. Сильные ветры, туманы и резкие перепады температуры затрудняют полеты, особенно в зимний период. Для таких условий особенно требуется высокая подготовка и профессионализм  пилотов. Отсюда вытекает вторая, не менее важная проблема – нехватка опытных специалистов. За последние шесть лет всего было проведено меньше 140 инспекций авиационных учебных центров.  Кроме того, проблема старения авиационного парка. Например, самолеты Ту-154 и Ан-24 из компании SCAT. Эти модели были выпущены еще в 70-х годах и использовались вплоть до 2020 года. После чего Казахстан принял решение снять их с эксплуатации для повышения безопасности.

    -  Одной из наиболее важных  проблем  авиационной безопасности в нашей стране является несоответствие имеющихся государственных программ современным требованиям и устаревшие стандарты в области AVSEC (меры, направленные на защиту гражданской авиации от актов незаконного вмешательства), - считает   инструктор-координатор по обучению авиационной безопасности компании «Qazaq Air»  Назым Алимхан .

  На вопрос о внедрении соответствующих технологий, Назым перечислила: системы распознавания лиц и биометрия, кибербезопасность и новые оборудования для досмотра. Как самый полезный международный пример, были названы страны Европейского Союза.

 - Они выделяются благодаря соответствующему обучению персонала и постоянным усилиям по внедрению новых технологий, - рассказывает Назым.

 Для гарантии строгой авиационной безопасности в Казахстане, для начала необходима масштабная смена устаревшего парка самолетов и оборудований. Они должны соответствовать всем нормам и международным стандартам авиабезопасности. Для борьбы с человеческими факторами, таким, как нехватка профессионалов, рекомендуется внедрение комплексных программ для развития пилотов и персонала с использованием интенсивных курсов по AVSEC. Также, применение инновационных технологий и искусственного интеллекта с упором на кибербезопасность не только облегчит работу, но и обеспечит более сильную безопасную систему.

 Как итог, для достижения более высокого уровня авиационной безопасности в Казахстане, необходимы вышеупомянутые комплексные меры. Они  помогут не только укрепить безопасность, но и достичь одной из главных целей страны в сфере авиации - сделать Казахстан самым важным авиационным хабом между Азией и Европой. Авиационная безопасность – это не только про защиту пассажиров, но и про экономическое развитие в области гражданской авиации.

   Арайлым Кадыр, студентка по специальности «Цифровая журналистика»