
Машины на электричестве становятся более популярными в Казахстане, но можно ли на них полагаться? В стране, где автопарк по большей части зависит от дизеля и бензина, возникает вопрос: насколько выгодно брать транспорт с аккумуляторным питанием и может ли он действительно улучшить экологию и экономику?
По данным «Ulysmedia.kz» за последний год зарегистрировано увеличение таких автомобилей на 64,2% и город Алматы остается лидером по их количеству. На сегодняшний день Казахстан сталкивается с рядом проблем, связанных с развитием рынка электромобилей. Во-первых, это отсутствие достаточного числа зарядных станций, что делает использование таких транспортных средств неудобным для большинства населения. Во-вторых, несмотря на растущий интерес, электроэнергии в стране часто не хватает для стабильного снабжения всех отраслей и потребителей, что ставит под сомнение возможность массового использования подобного транспорта в условиях дефицита энергии.
В последнее время правительство Казахстана стало активно поддерживать экологически чистые методы передвижения, предоставляя налоговые льготы и другие стимулы для покупки. Это, конечно, хорошо. Но реалии не в пользу массового использования электромобилей. Простой подсчёт: многоэтажные дома имеют проектную электрическую мощность без учёта потребности в зарядных станциях, одна медленная заправка потребляет 7.5кВт сети 220В. К примеру, в доме живёт 500 семей, и из них хотят купить электромобиль около 10% .Но их желание остановит проблема с отсутствием возможности подключения к существующим системам электроснабжения. В настоящее время инфраструктура не позволяет полностью перейти на экологичный транспорт, хотя такие преимущества, как экономия на топливе, вложение в будущее и соответствие международным трендам, очевидны.
Но, несмотря на текущие проблемы, эксперты считают, что рынок электромобилей в Казахстане имеет перспективы роста. Казбек Сембиев генеральный директор компании «ТОО Даларо/Оверсиз/Лимитед» поясняет:
- Первым делом государству нужно будет решить эту проблему с монополистами, которые должны подвести эти мощности к предполагаемым точкам установки зарядных станций в ЖК, и быстрых зарядных станций на отдельных парковочных местах с мощностью 60-120кВт сети 380В. Монополисты, которые предоставляют линии электрической энергии, такие как АРЭК в Астане, например, и подобные им компании в других городах Казахстана. Потому что частные компании не смогут решить эту проблему без участия государства ведь это большие финансовые вложения на долгосрочные возвраты прибыли, но это необходимый шаг для улучшения экологии и модернизации транспорта.
Перспективы электромобилей в Казахстане безусловно существуют, но для того чтобы они стали реальностью для широкой аудитории, требуется решать несколько ключевых проблем. Инфраструктура, энергетическая стабильность и доступность автомобилей — вот основные вопросы, которые должны быть решены. Без этого автомобили на электричестве останутся лишь экзотическим выбором для немногих, а не повседневным транспортом для большинства казахстанцев.
Виктория Ахметова, студентка факультета «Цифровая журналистика» Astana IT University