Относительное перемирие на Украине рано или поздно прекратится – это запрограммировано не только самим временным характером минских соглашений, но и развитием ситуации в Незалежной. Главный вклад в подготовку нового этапа гражданской войны вносят радикальные русофобские силы, делающие все для того, чтобы раскачать и так взведенный Юго-Восток. Когда он рванет, они, естественно, начнут объяснять все происками Москвы, но имеющий глаза видит, что радикалы своими руками продолжают разрушать Украину.
Война в Новороссии затихла, но не прекратилась – при обстреле Донецка снова погибли мирные жители, продолжаются бои за донецкий аэропорт. Но в целом на остальной линии фронта обе стороны заняли выжидательную позицию – перемирие пока еще выгодно и Киеву, и Новороссии. Сорваться оно может двумя способами – или по осознанному решению одной из сторон (которая сочтет, что ей выгодно нарушить перемирие и перейти в наступление), или же спонтанно, случайно, когда локальное столкновение спровоцирует возобновление боевых действий на всей линии соприкосновения.
И если первый вариант в ближайшие месяц-два маловероятен – Киеву нужно провести выборы в Раду, а Новороссии – создать хоть как-то работающую вертикаль власти, перестроить армию и минимально восстановить инфраструктуру, то второй вариант, «случайного зажигания», будет становиться все более вероятным. Причем поводом для этого может стать какой-нибудь эксцесс в одной из областей Юго-Востока – например, Харьковской. Тем более что сам ход событий на Украине неминуемо обостряет ситуацию, в первую очередь, в наиболее русских регионах. Не потому, что Новороссия занимается там подрывной работой (хотя и это, несомненно, есть – пока на уровне подполья, но вскоре можно ожидать и вооруженных партизанско-диверсионных отрядов), а вследствие самой логики развития украинского кризиса.
Пришедшие к власти в Киеве силы, а также потерявшие после февральского переворота всяческие тормоза «украинские националисты» своими собственными руками делают все для развала Украины, для того, чтобы запугать несогласных с ними и подтолкнуть их к протесту. Речь не просто о стремлении в НАТО и ЕС, о строительстве стены на границе с Россией и даже не о карательной операции против Новороссии – дело в том, что эмиссары новой власти и ее сторонники творят на местах сейчас, в период фронтового затишья.
На днях все видели, как в Одессе жестоко избили депутата Нестора Шурфича – одного из влиятельных политиков домайданной эпохи (весной также избивали депутата Олега Царева, сегодня ставшего одним из руководителей Новороссии). А в Харькове сначала разогнали митинг коммунистов, а потом радикалы снесли памятник Ленину. Последствия у этих событий однозначны – одесситы и харьковчане еще больше убедятся в том, что Украина катится в пропасть, отшатнутся от Киева, крепче задумаются о том, как жить дальше в одном государстве с теми, кто творит подобное в их городах.
Действия радикалов, несомненно, являются провокацией, но не от большого ума или хитрого плана. Потому что провоцировать Юго-Восток в ситуации чуть притихшей войны с Новороссией самоубийственно для Киева. Подбивать Харьков на восстание не хочет не только киевская власть, но даже радикалы вроде Ляшко, Тягнибока или Яроша.
Но тогда почему радикалы это делают? Просто потому, что хотят показать жителям Юго-Востока, что они здесь власть, запугать, думая, что тем самым предотвратят протест. Ну, или максимум спровоцируют вялое сопротивление, которое тут же и загасят, заодно и выявив самых опасных смутьянов. Провоцируют страх.
Глупое, непонятно на чем основанное убеждение, но ничем иным поведение радикалов объяснить невозможно. Они просто не понимают, что своими действиями лишь приближают и усиливают будущий взрыв Харькова, что осознают даже некоторые киевские политики. Но радикалы не могут остановиться, в том числе и потому, что они видят, что страна реально разваливается, и хотят предотвратить этот процесс. Не понимая, что они сами являются одной из важнейших причин развала, радикалы думают, что нужно просто задавить потенциальных сепаратистов, ликвидировать потенциальные «горячие точки». Их задача – максимум – снести нынешнюю киевскую власть новым Майданом, обвинив ее среди прочего и в том, что она плохо борется с сепаратистами на Юго-Востоке (в том числе и в Харькове). Вот для чего им нужен «слегка разогретый» Харьков.
Для Новороссии подобное самоубийственное поведение украинских радикалов, конечно же, выгодно – ей надо «просто выучиться ждать», и большую часть работы за нее сделают киевские активисты. Выборы в Раду 26 октября станут еще одним ударом по единству Украины – явка в Харькове будет невысокой.
Пока что Порошенко терпит нынешние харьковские власти. После выборов в Раду, когда Порошенко придется отбивать думские и уличные атаки радикалов (а они, несомненно, будут только усиливать свои позиции), вопрос о смене власти в Харькове станет одним из важнейших. Если часть регионов Юго-Востока уже находится под властью Коломойского, которому отступать некуда, и поэтому в его последовательно антироссийской позиции уверены и Киев, и Вашингтон, то Харьков является в этом смысле слабым звеном.
Так что еще до конца года борьба за Харьков может обостриться и среди украинских политиков и олигархов, и это вместе с провоцирующей деятельностью радикалов в самом городе, экономическим коллапсом и подпольной работой Новороссии может подвести бывшую столицу Украины и Донецко-Криворожской республики к взрыву. Тогда Харьковская народная республика из виртуальной может стать реальной, а Новороссия начнет расширяться.
Петр АКОПОВ
Центральное информационное агентство Новороссии