— Новая набережная сделана отлично, многое на Алаколе изменилось в лучшую сторону, — делится своими впечатлениями жительница Усть-Каменогорска Ольга Космачева, только что вернувшаяся с отдыха на озере. – Конечно, культурно-массовая программа, как говорили раньше, или анимация, как говорят сейчас, на базах отдыха полностью отсутствует.
Отдыхающие предоставлены сами себе. Вблизи нет никаких достопримечательностей, чтобы побывать на экскурсиях. Занятий не так уж и много. Конечно, в первую очередь – это купание. Солнце, воздух и вода – этого в достатке, ради укрепления здоровья сюда и едут. Ну, а в остальное время каждый выбирает занятие сам. Кто-то повышает настроение и «отрывается по полной программе» через горячительные напитки, поэтому кафе забиты до отказа, кто-то вечером прогуливается по набережной, любуется пейзажами, закатом солнца. Кто-то уединяется от шума и суеты с интересной книгой. На мой взгляд, отдыхать на Алаколе нужно не более пяти дней, потом все надоедает.
— И ещё одна проблема – это размывание берега. Вода наступает, и наступает стремительно, это хорошо видно, особенно, когда бываешь на Алаколе регулярно. Берег уходит. Что думают власти, что думают владельцы баз – непонятно. Смотришь – вроде бы роскошная база, окна от пола до потолка, закрытая территория. Но ведь всё это исчезнет!
Такие же впечатления и у Виталия Белова.
— Я предпочитаю маленькие базы отдыха. Это и есть настоящий Алаколь, потому что основная масса едет именно на такие, доступные по цене небольшие базы. Пусть здесь не такой уровень комфорта, но ведь мы едем сюда не на постоянное жительство, а насладиться купанием в озере. Да и на таких базах отношение к отдыхающим поменялось в лучшую сторону. На нас теперь смотрят, как на источник заработка, нет наплевательского подхода, который встречался раньше. Но долго ли продержится берег? Вот вопрос, который возникает у каждого, кто побывал на Алаколе. Вода уже размывает здания некоторых баз отдыха. Самодельные сооружения из камней, самодельные дамбы, конечно, не выдержат мощь волн. Что будет дальше?
Прогноз специалистов на этот счёт неутешителен. Итак, если не предпринимать никаких мер против вымывания берега, то «это приведёт в течение нескольких лет к разрушению построенных объектов рекреации, загрязнению продуктами разрушения берега (глинистыми взвесями) значительной полосы акватории шириной до 250 метров и выполаживанию дна озера в зоне пляжей, что наблюдается в настоящее время», — пишут авторы проекта «Берегоукрепление рекреационной зоны озера Алаколь у села Кабанбай Урджарского района».
Наша справка: выполаживание – это снижение наклонной поверхности, говоря проще, дно озера в пляжной зоне будет углубляться.
Бурные воды и мягкий берег
Особенность Алаколя – в частом колебании уровня воды. Учёные говорят, что это вызвано геологической структурой озера. Так, за 1996-2007 годы уровень воды поднялся на 2,5 метра. Ещё одна особенность озера – это суглинистый берег, он легко размывается сильными волнами. Берег представляет собой по большей части вертикальный уступ из суглинистых грунтов. Здесь также дуют мощные ветры, что усиливает разрушительную силу волн. За 2008-2016 годы вода продвинулась на восточный берег на 30-60 метров, разрушив пляжные сооружения и подвергая опасности капитальные строения. Разрушается именно только восточный берег, озеро словно распирает на восток. А за 40 лет, с середины 70-х годов прошлого века, берег разрушен примерно на 425 метров, или почти полкилометра, в среднем по 11,1 метра в год! Но, в то время Алаколь не являлся зоной отдыха. И вообще из-за близости границы с Китаем в этот район был ограниченный въезд. Ведь именно в районе Жаланашколя 13 августа 1969 года произошёл вооружённый конфликт на казахстанском участке советско-китайской границы. Поэтому размывание берега не представляло особой угрозы и не входило в число первоочередных государственных забот.
Сейчас ситуация другая, и дальнейшее разрушение восточного берега Алаколя грозит поставить крест на всех усилиях превратить озеро в одну из главных туристических зон не только Восточного Казахстана, но и всей страны.
Волнорезы оказались непосильной задачей
История начала борьбы с разрушением берега, судя по указанному документу, ведёт свой отсчёт с 2008 года. 10 лет назад было разработано технико-экономическое обоснование по берегоукреплению озера в районе села Кабанбай. Тогда запланировали возведение 14 волнорезов. Для строительства первого волнореза начали возводить пирс, который одновременно должен был служить и погрузочной площадкой. С этого пирса планировалось соорудить первый волнолом, а затем использовать его как причал для загрузки баржи мощными камнями. Затем уже с баржи нужно высыпать камни в озеро и таким образом постепенно строить второй и последующий волнорезы, или волноломы.
Технология проста и сложна одновременно. Именно так строились искусственные острова в Дубае, в Объединённых Арабских Эмиратах. Острова в виде пальмы стали настоящими чудесами инженерной мысли и человеческого упорства, кропотливого труда. Крона пальмы первого искусственного острова Пальм Джумейра одновременно является и набережной, и мощным волнорезом длиной 11 километров! Пострены были и первый, и второй искусственные острова за пять лет каждый, с 2001 по 2006 годы, и с 2002 по 2007 годы! Сегодня это самые престижные районы Дубая, где отели, виллы, квартиры расходятся влёт за десятки и сотни миллионов долларов. А в открытом море в нескольких километрах от Дубая растёт искусственный архипелаг «Мир», который повторяет очертания материков и защищен мощнейшим 26-километровым волнорезом высотой в 4 метра.
Казахстану же оказался не по силам даже один волнорез на озере Алаколь. Даже не волнорез, а всего-навсего пирс! Начиная с 2008 года, было построено всего 140 метров первого пирса из 172,8 запланированных, который и должен был одновременно служить погрузочной площадкой для баржи. Из этих 140 метров на проектную высоту были подняты лишь 65 метров. В 2012 году в связи со сложностью строительных работ возведение пирса было приостановлено. С тех пор этот недостроенный пирс так и стоит, разрушается. Почти 4 млрд. выделенных на стройку средств утекли, в прямом смысле слова, в воду. А ведь мы собрались подтянуться до уровня 30 самых развитых стран мира!
Вместо волнорезов – пирсы
Но именно этот недостроенный и уже разваливающийся пирс и сыграл решающую роль в определении дальнейшего способа борьбы с разрушением берега. С 2012 года этот вопрос как-то сам собой затих. Пирс забросили, а о строительстве остальных 13 запланированных волнорезов вообще и речи не шло. Но с 2016 года по поручению акима области Даниала Ахметова началось активное превращение восточного берега Алаколя, находящегося на территории ВКО, в современную туристическую зону. В инфраструктуру побережья вложены уже более 4,5 миллиардов. Отремонтирована дорога, построена современная набережная, местный «Арбат», появились комфортные базы отдыха. В этом году в дополнение к авиарейсам, запущены поезда из Усть-Каменогорска и Семея. Но не решается главный вопрос – как противостоять разрушению берега? Где-то сделали защиту в виде связанных мощных бревен. Где-то набросали огромных камней. Но в проекте отмечается, что даже возле т.н. президентской резиденции защита из камней совсем ненадёжная.
Что же делать? Прежний проект волнорезов оказался не под силу нашим строителям. 18 января этого года на Алаколе прошло совещание. И было решено вместо волнорезов строить пирсы. Наблюдение за берегом в районе недостроенного пирса показало, что даже такое недоделанное сооружение смогло замедлить разрушение береговой линии. За этим пирсом отмечается сохранение берега на небольшом участке в 20-30 метров.
Итак, решено возвести 10 пирсов, в том числе довести до конца и недостроенный пирс. Такой проект значительно легче в технологическом отношении, чем волнорезы. Пирсы планируется длиной от 115 до 130 метров и шириной 11 метров. Они будут представлять собой два ряда стянутых между собой шпунтовых свай, а между ними будет засыпан гравий-галечник с валунами. Сверху положат железобетонные плиты с перилами. В конце пирс будет представлять Т-образную конструкцию, которая послужит волнорезом.
Расстояние между пирсами составит 325 метров. На этом протяжении будет насыпан гравий и галечник. Камни также будут снижать силу волн. В проекте сразу написано, что для отдыхающих такое пляжное покрытие создаст неудобства, о крупные камни можно порезать ноги, и заходить в воду, также как и выходить, придётся с пирса. В общей сложности, таким образом планируется укрепить более 3 километров береговой полосы, где самая наибольшая плотность баз отдыха и прочей туристической инфраструктуры.
Планируется завершить стройку за 3 года, возводя по 2-3 пирса в год, и одновременно наблюдая за поведением волн, которые должны быть «укрощены» построенными пирсами, и, при необходимости, вносить коррективы в проект. На стройке будут задействованы 110 работников. Пока не назван объём финансирования. В печати, в публикациях 2-х летней давности, называлась неофициальная цифра в 8 млрд. тенге, но это весьма приблизительно, тогда еще не существовало самого проекта.
Состоится ли проект «Укрощение волн»?
16 мая в Урджаре состоялись общественные слушания по проекту берегоукрепления озера Алаколь. Это были слушания о воздействии проекта на окружающую среду в период строительства и после его завершения. Поскольку ТЭО уже имеется, то впереди разработка проектно-сметной документации. А это, как минимум, ещё год работы. Затем прохождение государственной экспертизы, определение источников финансирования. Откуда взять деньги? Будет ли это поддержка из республиканского бюджета, или средства придётся изыскать в областной казне – пока неясно. А может быть, стройка пройдёт в форме государственно – частного партнёрства, с частичным привлечением средств предпринимателей, занимающихся туристическим бизнесом на Алаколе? Вероятнее всего, реально возведение первых 2-3 пирсов начнётся не ранее 2020 года. Напомним, что разработчики проекта отвели существующему берегу Алаколя в этом месте недолгую жизнь – всего несколько лет. Так что любое затягивание начала стройки чревато разрушением всей инфраструктуры, уже в ближайшее время берег может уйти ещё на 60-70 метров.
Авторы проекта называют самые «горячие точки» будущего строительства. Прежде всего, это природные условия. Самое идеальное время для стройки – июль-август. Но этого мало. Зимой строить вообще нельзя. Осенью начинаются сильные ветры, сезон ветров длится с конца августа до конца декабря и с марта по май. Поэтому строительный сезон будет длиться всего несколько месяцев: с весны до октября – ноября. За это короткое время нужно многое успеть. Напомним, что за 4 года, с 2008 по 2012 смогли возвести всего 140 метров пирса, да и то не все нужной высоты.
Еще одна сложность – это забивание шпунтовых свай в воду. Учитывая сильный ветер и волны, такую работу нужно делать очень быстро. Проектировщики указывают на необходимость двухсменной работы. И ещё проектный институт пришёл к выводу, что для забивки свай придётся привлекать специализированную организацию, имеющую мощную, высокопроизводительную забивочную технику.
Поскольку среди местных жителей столь квалифицированных кадров нет, то подрядчику придётся привозить рабочих для вахтовой работы и строить вахтовый городок, что и усложнит ход строительства, и приведёт к удорожанию.
Таковы пока только самые видимые сложности в проекте «Укрощение волн». Когда начнутся реальные работы — неизбежно возникнут и непредвиденные проблемы. А ведь это уже будет второй заход в попытке укротить волны Алаколя. Первый заход, начавшийся в 2008 году, завершился пшиком. А где гарантия, что вторая попытка станет победной?
«Волны, катятся волны, бьются о кромку земли…» — поётся в популярной песне. Станут ли волны Алаколя мирными и ласковыми – от этого зависит будущее амбициозного проекта, суть которого во фразе, произнесённой акимом ВКО Даниалом Ахметовым: «Алаколь должен стать привлекательнее Турции».
Денис Данилевский
Фото предоставлены читателями газеты
Все цифры и данные приведены из проекта «Берегоукрепление рекреационной зоны озера Алаколь у села Кабанбай Урджарского района».