С Иртышского моста на проспект Сатпаева – с «ветерком»!

Газета "Flash!"

Пока такая картина может быть разве что в фантастических грёзах. В часы «пик» проехать эти несколько сотен метров от моста до перекрёстка проспекта Сатпаева и улицы Жибек Жолы весьма непросто, образуется одна из самых крупных автомобильных «пробок» в городе.

Водители и пассажиры просто тоскливо ждут, когда их транспортное средство докарабкается до светофора, а там уже будет легче, часть машин уйдёт на Меновное, часть в сторону Левого берега.

Однако, уже просматривается тот день, когда от моста можно будет попасть сразу на проспект Сатпаева, без всяких перекрёстков, светофоров, и … с разрешённой скоростью 80 км/час! Это станет реальностью, когда воплотится в жизнь проект строительства транспортной развязки в нескольких уровнях на пересечении пр. Сатпаева и ул. Жибек Жолы.

О том, какой будет эта долгожданная развязка, рассказали на общественных слушаниях, организованных отделом ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Усть-Каменогорска. Пока на слушаниях обсуждали технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО), а точнее, его воздействие на окружающую среду.

Надо сказать, что даже в планах развязка выглядит очень впечатляюще. О деталях будущего проекта рассказал главный инженер ТОО «Казахский Промтранспроект» Пётр Ефимченко. Эта организация и является разработчиком данного проекта.

— Развязка будет возводиться в самой перспективной части города. Основной поток транспорта в левобережный район направляется по проспекту Сатпаева. Здесь уже построены многие социальные и торговые объекты, театр, спорткомплекс, торговый центр, возводится жильё, вскоре появится новая магистраль – проспект Есенберлина. Транспортный поток будет только нарастать, и необходимость в такой развязке не вызывает сомнений, — сказал Пётр Геннадьевич.

Перед началом работы над ТЭО была изучена интенсивность движения на перекрёстке пр. Сатпаева – ул. Жибек Жолы. В час «пик» здесь на момент исследования проходит 13916 единиц транспорта. Из них по направлению в город и из города – 6037, с КШТ и на КШТ – 4281, в район Меновного – 1842, на Левый берег и Самарское шоссе – 1756. Кроме проспекта Сатпаева наиболее интенсивное движение наблюдается на повороте с ул. Жибек Жолы к Иртышскому мосту, и на правом повороте с ул. Жибек Жолы на пр. Сатпаева.

Исходя из этих расчётов, было предложено три варианта строительства развязки.

— Первый вариант – трёхуровневая развязка с эстакадой по проспекту, с распределительным кольцом на три полосы. Движение по ул. Жибек Жолы здесь предлагается перевести в тоннель. Но интенсивность транспорта по Жибек Жолы не настолько велика, чтобы строить тоннель. Это большие затраты, да и участок здесь обводнённый, близко река, — поясняет главный инженер.

— Второй вариант – это развязка в двух уровнях с распределительным кольцом на три полосы. Движение на пр. Сатпаева, как и в первом варианте пройдёт по эстакаде. При строительстве кольца учтено перспективное направление на проспект Есенберлина, предусмотрена отдельная двухполосная эстакада на будущий проспект. Радиус распределительного кольца составит 60 метров, что позволит организовать комфортное оптимальное движение, — рассказывает Пётр Ефимченко.

— Наконец, третий вариант – это двухуровневая развязка по типу «обжатого клеверного листа». Такой вариант позволяет избежать пересечения друг с другом всех транспортных потоков. Но здесь очень сложная конфигурация, и, соответственно, значительно возрастает стоимость строительства, — поясняет проектировщик.

Кстати, о самом главном – о финансовых затратах. Самым дорогим является первый вариант, и это вполне естественно, ведь в этом случае предусмотрено строительство тоннеля, всего выходит более 20 млрд. тенге. Второй вариант обойдётся в 15,3 млрд. тенге. Третий – 17,4 млрд. К реализации рекомендован второй вариант – двухуровневая развязка с эстакадой по пр. Сатпаева и распределительным кольцом на перекрёстке, с отдельной эстакадой на будущий проспект Есенберлина.

Итак, после возведения развязки можно будет без остановок проехать по эстакаде прямо с Иртышского моста и на пр. Сатпаева со скоростью 80 км/час.

— Эстакада будет шестиполосная, — поясняет Пётр Ефимченко. – Две полосы по 3,5 метра шириной, одна 4 метра для общественного транспорта, в одну и в другую стороны. Что очень важно – предусмотрена отдельная дорожка для велосипедистов, тротуары, освещение. Учитывая большую нагрузку, планируется и серьёзная дорожная «одежда» – три слоя асфальтобетона высотой в 78 см.

— Учитывается ли при проектировании, что данный район входит в зону затопления в случае непредвиденных ситуаций на УК ГЭС, а также учитывается ли наличие грунтовых вод? – такой вопрос был задан проектировщикам журналистом газеты «Flash!».

— Да, обводнение в этом районе есть, но грунты в целом нормальные, со щебнистым основанием, — ответил Пётр Геннадьевич. – Фундамент будет возводиться на естественном основании, можно обойтись без свай. Сложности возникли бы при строительстве тоннеля, тогда пришлось бы уходить на 7 метров в глубину, производить откачку воды.

— Два года назад, когда с УК ГЭС был повышенный сброс, вода затопила даже резиденцию «Остров». Этот фактор был учтён?

— Сейчас дорога проходит через протоку Иртыша. Вода пропускается через 8 труб диаметром 1,5 метра, что, наверное, не совсем достаточно для такого потока. В этом месте будет построен мостовой переход через протоку, что позволит увеличить пропускную способность, вода пойдёт уже не через трубы, уменьшится риск переливов. Кроме этого, мы изучили, что в одном месте вода подходит совсем близко к дорожному полотну, и там будет проложена специальная водопропускная труба. Думаю, что риск затопления после строительства моста через протоку значительно снизится, — пояснил главный инженер.

Итак, ещё одна особенность будущей развязки и эстакады – это мост над протокой Иртыша. Ещё немаловажная деталь – наличие собственной локальной ливневой канализации. Наверное, все автомобилисты помнят мартовское затопление на пр. Сатпаева, когда пришлось даже закрывать движение по проспекту, да и в других районах города разлились настоящие озёра на дорогах, так что роль «ливнёвки» трудно переоценить.

— На проспекте Сатпаева и улице Жибек жолы уже есть ливневая канализация. Но, с учётом уклонов, почти 2/3 территории развязки невозможно подключить к этой системе. Поэтому здесь будет своя ливневая канализация, — рассказывает главный эколог ТОО «Казахский Промтранспроект» Елена Слащева. – Осадки будут поступать в локальные очистные сооружения. Такие сооружения закупаются в готовом виде, устанавливаются резервуары, где проходит три ступени очистки воды от взвешенных частиц, от нефтепродуктов, и очищенная вода станет сбрасываться в протоку Иртыша. Все расчёты уже сделаны, и разрешение от бассейновой инспекции получено.

Любое строительство неизбежно затронет зелёные насаждения. К сожалению, и в данном случае такая масштабная стройка невозможна без сноса деревьев. Да, часть полюбившихся горожанам зелёных насаждений вдоль дороги придётся снести.

— 250 деревьев пойдёт под снос, придётся выкорчевать и 1686 кустарников, — говорит Елена Юрьевна. – Согласно правилам благоустройства, при вынужденном сносе восстановление производится в пятикратном размере. Будут высажены 1450 деревьев и 8430 кустарников. Если не будет хватать участков для высадки на месте строительства, то городские власти выделят землю для компенсационных посадок в других районах города. При этом будут высажены лиственные деревья возрастом не менее 10 лет. Фирма – застройщик гарантирует двухлетний уход за саженцами. В проекте благоустройства предусмотрены специальные «зелёные островки» общей площадью в 52 тыс. кв. метров.

Елена Юрьевна также подчеркнула, что при строительстве практически весь строительный мусор будет утилизироваться на месте, отходы станут замуровывать в тело эстакады.

Итак, впереди разработка проектно-сметной документации, прохождение всех государственных экспертиз, решение вопросов с финансированием, и, при благоприятном развитии событий, через несколько лет город получит первую современную транспортную развязку. Такие развязки Усть-Каменогорску очень нужны, поскольку транспортная схема областного центра просто требует кардинального улучшения.



Агентство «Восточный экспресс»