Сигнал тревоги уже около двух лет дают жильцы многоквартирного жилого дома по проспекту Сатпаева, 22/1. В редакцию обратился наш постоянный читатель Анатолий Чугуев.
По его словам, дом, в котором он живет, скоро рухнет. Чтобы попытаться помочь Анатолию Михайловичу, я тут же выехала на место событий. Из рассказа жильцов стало известно, что этот панельный дом возведен в 1978 году. По периметру здания в непосредственной близости от его фундамента растут деревья. С течением времени они выросли в высоту примерно до 4-5 этажа, а некоторые и выше дома, их корни произрастают в близости от стен здания и таким образом разрушают фундамент, создавая серьёзные неудобства жильцам. Но это еще не все, деревья заслоняют окна от солнечного света, при сильном ветре ветки раскачиваются и стучат по стеклам и отливам окон, не давая ночью спать жильцам дома.
— Мы неоднократно обращались в ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Усть-Каменогорска», чтобы создать комиссию для обследования состояния деревьев вокруг дома и решения вопроса о ликвидации части деревьев, создающих неудобства жильцам и представляющих угрозу для их здоровья, — говорит Анатолий Чугуев.
Наконец, в октябре 2015 года главным специалистом сектора технического надзора по благоустройству ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Усть-Каменогорска» Баймулдиной Н.Б. и мастером ПКСК «Уют-Т» Еремеевой А.В. было произведено обследование деревьев, расположенных вблизи от жилого дома. В результате установлено, что вырубке подлежат 2 дерева, санитарной обрезке подлежат 6 деревьев. При этом в разрешении отмечено, что взамен вырубленным деревьям нужно произвести равноценное восстановление зеленых насаждений с уходными работами до полного их приживания. Все работы, связанные с вырубкой и санитарной обрезкой, произвести в весенний период до распускания почек и в осенний период после листопада.
18 марта 2016 года было проведено повторное комиссионное обследование, где к вырубке наметили 6 деревьев. Оставшиеся находятся в удовлетворительном состоянии.
Обследование сделано, разрешение на вырубку деревьев есть. На первый взгляд, в чем же тогда проблема? А в том, что до сих пор эти деревья не были срублены и жители уже устали с этим бороться. Вопрос, кто же занимается вырубкой деревьев в нашем городе? Почему данная проблема не нашла решения, имея согласие тогдашнего заместителя акима города Усть-Каменогорск Армана Искакова и заместителя руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорск Азамата Ныгматова?
Странно, что когда жители решительно протестуют против вырубки деревьев, то зелёные насаждения, несмотря на глас народа, уничтожают. В данном случае всё наоборот – люди просят вырубить, но никто их просьбу не выполняет.
По данным специальных исследований, более 70% случаев, связанных с оседанием грунта под зданием и слабым фундаментом, обусловлено растущими слишком близко от дома деревьями и кустарниками. Риск оседания повышается жарким сухим летом, когда их корни жадно поглощают воду из глинистой почвы, окружающей фундамент. Рано или поздно какая-то его часть смещается, что приводит к появлению трещин в стенах. Во избежание этого нужно сажать деревья и кустарники на расстоянии от дома, по крайней мере, в полтора раза превышающем окончательную высоту растения. Впрочем, у многих низкорослых пород корневая система поверхностная и угрозы для фундамента не представляет. Но в нашем случае, это не низкорослые породы деревьев. Например, минимальное расстояние для березы – 10 м, ели – 7 м, сосны – 8 м и т.д. По периметру дома преобладают березы. Их количество составляет – 33 шт. Вызывает сомнение, что деревья находятся на расстоянии дальше 10 м от жилого дома? Неужели никто не может понять, что угроза для данного жилого дома очень высока, ведь фундамент уже далёк от своего первоначального вида.
Но, это не единственная проблема. Весной и осенью ходить здесь практически невозможно.
— Мы, взяв в руки лопаты, прорыли специальную канаву, чтобы вода стекала с наших дворов, — сказал Анатолий Михайлович.
«Наводнение» во дворах и разрушающийся фундамент из-за произрастающих корней деревьев — это еще не все. При каждом жилом доме обычно имеется площадка для детей. А здесь огромная территория в буквальном смысле пустует. Есть, конечно, одни качели, одна горка и маленький спортивный корт. На такую территорию, очевидно, всего этого очень даже мало. По словам жильцов дома, на горку или качели стоят в очереди по 10 детей. Это все ничего. Главная проблема в том, что рядом с бесхитростными детскими развлечениями растут деревья — «гиганты», ветви которых могут в любой момент сломаться и испортить чье-то имущество, или, не дай Бог, упасть человека. Эта детская площадка не только относится к дому 22/1, но и ко всем близлежащим жилым домам. В том числе и к дому по адресу проспект Сатпаева, 18, который был возведен недавно. Неужели при строительстве никто не обратил внимания на состояние детской площадки? И состояние близстоящих домов в целом?
Еще одна немаловажная проблема – это реконструкция дорог во дворе этого дома. Асфальт уже давно потрескался, образовались щели, впадины, дыры. По словам Анатолия Чугуева, здесь даже нормальных стоянок для машин нет. А бордюры вообще, как будто кролики обгрызли. Такие вроде бы маленькие проблемы, но, собравшись вместе, они уже представляют реальную угрозу. Жители потеряли уже всякую надежду, что кто-то откликнется на их проблемы.
Но недавно в социальных сетях наш молодежный маслихат объявил фотоконкурс на самый худший двор в Усть-Каменогорске. И молодёжные депутаты изъявили желание лично привести в порядок пять самых худших дворов. Надеемся, что молодые политики помогут жителям этого дома, ведь они действительно нуждаются в помощи. Когда я приехала, меня встретил один Анатолий Михайлович, а провожали уже многие жильцы окружающих домов. Один за другим они выходили, чтобы разъяснить ситуацию и показать, что же на самом деле у них творится во дворе. Кто-то равнодушно наблюдал из окон. А кто-то выходил, рассказывал и показывал, как например, во дворе пожилым людям негде сидеть, т.к. практически все лавочки сломаны.
Но, как говорят, надежда умирает последней. И народ всё-таки верит, что их сигнал о помощи будет услышан.
Айзада Адылбаева
Фото автора и жильцов дома