В прошлом номере независимой газеты «Flash!» мы писали о принципе работы полиграфа, кто чаще всего проходит исследование на «умной» машине, можно ли обмануть полиграф и искоренить с его помощью коррупцию. Сегодня, в продолжение статьи, нам бы хотелось поделиться своими впечатлениями от прохождения самой процедуры.
В качестве эксперимента в роли «подопытного» выступила автор этой статьи. Сразу скажу, что само по себе исследование волнительно. Целью нашего «испытания» не ставится вывести кого-то (в данном случае автора) на чистую воду, хотя каверзные вопросы, специалистом-полиграфологом мне задавались. Главное, что корреспондент независимой газеты «Flash!» прочувствовала на себе действие прибора, и теперь я без прикрас могу описать свои ощущения.
Напомним, что процедура прохождения полиграфа добровольная, если вы, по каким-то причинам, хотите воздержаться от исследования, то имеете на это право. Если тестируемый посчитает необходимым прервать исследование, то оно немедленно прекращается.
Отметим, что имеется ряд противопоказаний для прохождения теста на «умной» машине: для людей, имеющих психические заболевания и расстройства, тяжелые заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой системы; лиц, находящихся под воздействием алкоголя и наркотиков, а также в состоянии похмельного синдрома; беременных женщин (особенно при токсикозе, а также в период второго и третьего триместра беременности); тестируемых, находящихся в состоянии недомогания, переутомления, а также сильного истощения организма и психики.
Ложь vs правда
Исследование происходит в просторной и уютной комнате психофизиологической лаборатории Центра подтверждения квалификации ВКГУ имени Сарсена Аманжолова. Здесь уже всё готово: полиграф с красивым женским именем «Диана», датчики, которые пока хаотично лежат на столе, дожидаясь меня. Напротив — ассортимент книг по психологии от «А» до «Я», рассыпанный на книжной полке. И каждая «сокровищница» будто смотрит на тебя свысока и говорит, я уж точно всё знаю, и всё о тебе расскажу по жестам, мимике, по голосу и т.д.
Прежде чем начать исследование, специалист-полиграфолог Елена Барабанова провела со мной предтестовую беседу. Здесь мы обсуждаем круг вопросов, которые мне будут заданы, и выясняем, понятны ли они мне. Важно, чтобы для тестируемого предполагаемое исследование было значимо, тогда выявить — говорит человек правду или врёт — не составит труда.
В ходе беседы полиграфолог оценивает уровень эмоционального возбуждения обследуемого, и, если он чрезмерно высок или низок, принимает дополнительные меры к его снижению или повышению, соответственно. Правильно построенная и проведенная предтестовая беседа обычно позволяет непосредственно перед тестированием на полиграфе устранить чувство страха (иные негативные эмоции) у искреннего, и усилить состояние эмоциональной напряженности у неискреннего обследуемого. Полиграфолог должен убедить обследуемого в том, что исследование проводится на высоком профессиональном уровне и любые попытки последнего солгать будут обнаружены.
Полиграфолог обязан поинтересоваться у обследуемого, полностью ли тот понимает цель предстоящего исследования, и что по этому поводу думает.
По окончании обсуждения вопросов первого теста обследуемый уведомляется, что тестирование начинается с установочного теста. На этом предтестовая беседа заканчивается.
— Каждое обследование состоит из нескольких тестов, взаимосвязанных общей целью, — рассказывает Елена Барабанова. — Тематика зависит от конкретного запроса заказчика. Например, в кадровом отборе важно определить благонадежность нанимаемого персонала, поэтому и темы тестов будут касаться выявления скрываемых фактов биографии, выявления вредных привычек, пристрастий, заболеваний, мешающих выполнять должностные обязанности и т.п.
В Вашем случае я подобрала несложные темы – Тест на имя и Тест на мотивацию в профессиональной деятельности. Тест на имя, обычно его проводят больше в экспериментальных целях, когда человек не совсем верит в достоверность полиграфа.
Цель стимулирующего теста — убедить испытуемого в точности техники и в том, что полиграф способен выявить любую ложь. Для проведения тестирования на полиграфе очень важно, чтобы испытуемый верил в непогрешимость теста. Убеждение в 100%-ной точности теста увеличит страх разоблачения у виновного или подозреваемого при ответе на значимые вопросы («Нет никакого способа обмануть этот прибор») и прибавит уверенности невиновным («Прибор работает точно, и поскольку я невиновен, то буду оправдан»).
Перед вами фрагмент предтестовой беседы.
? Давайте с Вами порассуждаем, что для Вас является мотивом работы в газете «Flash!»? — спрашивает меня Елена Ивановна.
— Мотив, я думаю, профессиональный, творческий рост. И как бы наивно не звучало, детская мечта — помогать людям. И к счастью, есть у нас уже такие случаи, когда после публикации в нашей газете, жизнь людей менялась к лучшему. Например, моя любимая читательница — Зинаида Ивановна (а у нас все читатели самые любимые и лучшие), с которой мы до сих пор общаемся, созваниваемся. Просто так. А началось всё с того, что я (это была моя вторая публикация в газете «Flash!») встретилась с нашими читателями по дому 345/2, по улице Бажова. Жители просили отремонтировать стену, которая была разобрана на протяжении 20 лет, пока она не рухнула, и не случилось беды.
А сейчас стена, как новенькая. Я очень рада за жителей дома, что все их страдания — позади. Потому что, действительно хочется оставить что-то хорошее после себя, внести достойную лепту, а не только запомниться людям, что «жил-был такой, учился, работал, умер» (в общем, краткая биография) — и всё на этом. Остаться настоящим человеком, а не просто потребителем и индифферентным ко всему, главное — к чужому горю, и тем самым ничем не отличаться от тумбочки в кабинете, жить по закону джунглей, а не совести.
? Мотивом работы в газете «Flash!» может для Вас явиться получение дополнительного, «левого» дохода на работе?
— Нет, — отвечаю я лаконично. (Позже, по предварительным результатам, станет ясно, что именно на этот вопрос датчики зарегистрировали у меня самую низкую активность. Как пояснила позже Елена Барабанова, для меня на самом деле этот вопрос вызвал наименьшую психофизиологическую реакцию).
— Я так понимаю, Вас нельзя купить, потому что Вам в принципе нравится работать в редакции?
— Да, это так.
Итак, предтестовая беседа прошла, часть которой останется за скобками в виду ограниченности газетной площади. Перейдём к самому интересному — прохождению исследования. Сначала я стараюсь быть спокойной, но чисто психологически становится волнительно, когда на тебя надевают датчики. К тому же, во время самого тестирования нельзя двигаться и произносить что-либо постороннее, помимо краткого ответа «да» или «нет». И ничто не должно отвлекать человека. Никакие картины на стене, дипломы и подобное. Поэтому я сидела, а напротив меня была абсолютно чистая стена без отвлекающего маневра.
— Это датчик кожно-гальванической реакции, — поясняет Елена Барабанова. — Сразу видно, что Вы не проходили обследование, потому что те, кто проходил тестирование, подают руку ладонью вниз. Это датчик потоотделения, если говорить простым языком. А это датчик артериального давления, он вам всем знаком. Вот этот датчик фотоплетизмограммы. В состоянии сильного эмоционального напряжения при предъявлении вербальных стимулов у человека значительно изменяется количество крови в сосудах конечностей, и датчик передает сигналы расширения капилляров на пальце. Садитесь, как Вам удобно, настраивайтесь.
Стараюсь расположиться удобно с укреплёнными датчиками, два из которых устанавливают на животе и на груди поверх одежды — они следят за верхним и нижним дыханием (грудное и диафрагмальное). Прибор фиксирует сигналы, поступающие с датчиков, которые прикреплены к различным участкам тела. Это и микродвижения, ритм сердца, дыхание. Под стулом также расположены датчики двигательной активности. Между вопросами есть определённые промежутки времени. В общем, сильно расслабиться не получается. Понимаю, что мне собственно нечего скрывать, но некий прилив беспокойства, всё же, поселился в душе.
Спокойствие, только спокойствие
Исследование началось. В первом тесте мне было задано несколько женских имён, среди которых, присутствовало и моё имя. Моя задача состояла в том, чтобы на все имена отвечать «нет», в том числе и на своё собственное.
Результат первого теста на имя оказался следующим:
— Видите, на имя Анжелика, у Вас в 99% случаев видно, что Вы эмоционально возбуждаетесь на это имя, — говорит госпожа Барабанова. — Поэтому, когда Вы говорите неправду на своё имя, эмоциональное возбуждение практически 100%.
Если посмотреть график полиграммы, то виден скачок реакции на данный стимул. Могли ли Вы это осознавать, ощущать?
— Нет, — изумлённо выдаю я.
Интересно, что я также эмоционально реагировала и на имя «Екатерина» (пусть не так сильно, как на своё имя, но всё же) особенно при первом предъявлении. Могу предложить, что это связано с тем, что у меня есть подруга с таким именем.
Второй тест — «Мотивы профессиональной деятельности» определял мою мотивацию в работе, есть у меня какие-то корыстные цели. Мне дали сделать небольшую паузу перед следующим тестом. Я приготовилась, настало время второго теста.
? Мотивом работы в газете «Flash!» для Вас является возможность работать в дружном и сплочённом коллективе?
— Да.
? Мотивом работы в газете «Flash!» для Вас является удовлетворение скрытых личных и корыстных целей?
— Нет.
? Мотивом работы в газете «Flash!» для Вас является возможность получения власти над людьми?
— Нет.
Итак, все вопросы зачитаны (здесь приведена часть вопросов, всего их было немного — около девяти), теперь можно с легкостью вздохнуть и выйти из неподвижного состояния. С нетерпением жду результата.
— Если в целом говорить по поводу мотивации по предварительному анализу, — рассказывает Елена Ивановна, — то для Вас наиболее значимым оказывается карьерный рост, в принципе Вы здесь и говорили «да», и этот мотив для Вас значим. И на мотив получения власти над людьми тоже идёт реакция. А здесь Вы отвечали — «нет», если посмотреть ответы. Возможно, обладать какими-то уникальными знаниями, обладать какими-то возможностями и использовать это в управлении другими людьми, является для Вас также ведущей.
На все остальные вопросы реакции не выражены. У Вас небольшой профессиональный опыт, Вы молодой специалист, по сути, Вы чистый лист. В заключение могу профессионально сказать, что Вы не из тех людей, кто умеет лгать и часто к этому прибегает. Вы предпочитаете говорить правду или недоговаривать
.
Анжелика Бакирова