ГРИМАСЫ РЕКЛАМЫ ИЛИ ЗАЧЕМ ЧИНОВНИКУ ГОЛОВА?!

Газета "Flash!"

Вместо эпиграфа, как обычно, начну сегодня свой опус с… «Хора Турецкого»! Этот прославленный коллектив в последний день апреля посетил наш город, где дал бесплатный для тысяч жителей Усть-Каменогорска концерт на центральной площади.



Судя по восторженным отзывам зрителей, присутствовавших и певших на этом концерте вместе с артистам хора популярные песни двух последних веков, представление удалось на славу! И особенно приятно было услышать от наших творческих гостей положительные отзывы об Усть-Каменогорске. Артисты характеризовали его как красивый, уютный, зеленый город, хочется верить, не для красного словца.

Если хотите, можете считать это эпиграфом.



О НАВЯЗЧИВОЙ РЕКЛАМЕ

А теперь – к прозе жизни, то бишь, заголовку этой статьи, точнее, его первой части. Наверное, не совсем правильно будет назвать то, о чем пойдет речь, рекламой в полном смысле, а если быть еще точнее, разговор будет не только о ней.

Помимо слова «рекламы» присутствует еще и слово «гримасы», вот о них и поговорим.

Случалось ли вам, уважаемые читатели, извлекать из своих почтовых ящиков вами вовсе не выписываемые корреспонденции в виде рекламных листовок, буклетов, стикеров- шмикеров… и так – вплоть до полновесных рекламных и иных бесплатных газет? Наверняка – приходилось и не раз! Не думаю, что поголовно у всех это вызывало негативные чувства. Допускаю, что кому-то это может и нравиться. А что – на халяву и ливерная колбаса – сервелат! Кому-то, возможно, и нужна подобная рекламная информация. Но вот меня, скажем, как и многих моих знакомых, раздражает корреспонденция, которую я не заказывал. Ладно, еще в почтовые ящики суют, но ведь у каждого дома обычно рядом с подъездами установлены сегодня доски объявлений, где размещает свою информацию КСК. Так вот лично меня уже достал вал самопальных рекламных объявлений на самые разные темы, которыми, я подчеркиваю, ЗАКЛЕИВАЕТСЯ НУЖНАЯ ЖИЛЬЦАМ ИНФОРМАЦИЯ КСК! Пару раз я видел расклейщиков объявлений – мальчиков-с-пальчиков и девочек-припевочек с тюбиками клея, присобачивающих, в натуре, насмерть свои «воззвания к потребителю» буквально с воплями всенепременно и немедленно потребить их продукт или услугу! Если позволяло время, я вступал с ними в дискуссию, которая, в зависимости от консенсуса или неконсенсуса сторон, могла кончаться либо просьбой соскрести их навязчивую рекламу, либо, если мальчики-с-пальчики «взбрыкивали», то и пинком под зад, ибо «не моги посягать на частную собственность кондоминиума», как бает первый закон капитализьма!



И вот тут у меня первый вопрос к местным, недавно выбранным законотворцам, то бишь, депутатам маслихата (заметьте, с некоторых пор их уже не зовут народными!):

— Құрметті ханымдар мен мырзалар! А существует ли какая-либо правовая норма, разрешающая разным охочим до рекламы фирмам, размещать свои рекламные объявления на нашей частной собственности? Наверняка – нет, но если я неправ, поправьте меня! Отсюда (если я прав) все, что не разрешено – запрещено, не так ли? И второй вопрос: если не разрешено, но делают, то какие санкции за это предусмотрены? Что, не задумывались? А вы – задумайтесь! На то мы вас и выбирали!



Вот, кажется, мелочь, да? Крохобор автор? А вот представьте такую ситуацию. Под подобной самопальной рекламной листовкой будет скрыто объявление про опрессовку системы отопления, а жильцы не будут про это знать, и не пробдят за своими трубами, а они под давлением во время опрессовки – кряк! – и залили квартиру! Кто будет отвечать?

Другой пример. Свалили с некоей квартиры жильцы на юга, а в их почтовый ящик насовали такой вот рекламной макулатуры! А тут воришки-плутишки пожаловали! Глядь-поглядь – у кого почта не вынута? О, вот тут! Ну-ка, постучим для проверки! Ни-ко-го! Что и требовалось разузнать! И – фомочкой дверочку – раз! – и подломили! Да все и вынесли! Приехали хозяева с югов, а в квартире, только унитаз в сортире! Да и тот без бачка! А вы говорите – реклама!

Но даже, допустим, ничего этого не случилось, так ведь просто далеко не эстетично все это выглядит (см. фото к тексту!). И ведь ни один рекламный агент никогда в жизни не придет и не снимет уже устаревшее объявление – могу побиться об заклад! Ему это и в голову не придет!

Кто-то скажет: «Автор, ты такой умный? Тогда предложи, как с этим бороться»? Боясь навлечь на себя гнев, все же отвечу откровенно, как думаю:



— А почему я должен что-то предлагать? Ведь есть люди, которым по долгу службы предписано решать подобные вопросы! Им за это деньги платят! Это при коммунизме все было общее, в том числе и голова, а теперь, при капитализме, у каждого – своя голова на плечах! И у чиновников (хочется верить!), кстати, тоже! И тут перехожу ко второй части заголовка статьи – зачем чиновнику голова?



ДЕЙСТВИТЕЛЬНО – ЗАЧЕМ?!

В наш век сплошных коммуникаций – где только нельзя размещать свои объявления! И это тоже, косвенно, реклама – наших потребностей или услуг. Типа: «Кандидат филологических наук сымет комнату». Или: «Чиню, паяю, кастрюли починяю».

Так вот, тут тебе и вездесущий Интернет, и газеты объявлений, и радио, и телевидение… Но – нет! Нашему человеку всенепременно надо пришпандорить свое объявление где-нибудь на оживленном углу или перекрестке! А поскольку много лет никто не заботился, где там — на перекрестках и углах – организовать какие-никакие доски объявлений, то их и примастыривали куда попало: на стены домов, на окна и двери магазинов, на столбы и опоры и даже на транспорт, деревья, мусорные ящики, телефонные будки и т.д., и т.п….

В зависимости от того, кто и как руководил местными службами ЖКХ, время от времени внутри этого чиновничьего аппарата что-то булькало, и иногда на-гора выдавались, вполне себе так ничего, застекленные стенды под замочком, что некоторое время назад украшали автобусные остановки. Там вполне себе цивильно размещались стандартизованные машинописные объявления – и все были, как говорится, «и сыты, и пьяны, и нос в табаке». Потом все это куда-то улетучилось, и вновь залеплялись опоры уличного освещения бумажками и пластилином, которые периодически соскребывались-очищались… Потом началась эра…бетонно-металлических тумб, некоторых уродливых представителей которых можно увидеть на фотографиях к тексту.

Почему – уродливых? Да потому, что конфигурация их тяжеловесна и не эстетична, а установлены они – как попало! Вот только два примера.

На первом снимке (фото 1) – этакая «пизанская тумба объявлений», эвон, как ее перекосило! Вторая (фото 2) – попрямее, повертикальней, но вид ее – еще тот! Действительно, по ней «Бутырка» плачет! Там бы ей самое и место! Но и это – полбеды! Так ведь еще и пришпандорят, то бишь, разместят, эту тумбу порой донельзя нефункционально! Вот стоИт такая тумба на перекрестке Ворошилова – Белинского, и заслоняет пешеходам, идущим от БСМП ко Дворцу металлургов, светофор впереди! А это уже и для жизни может быть опасно! Я уже не говорю об эстетике «встремления» этих тумб чуть ли не на сам перекресток! Ну, ведь можно было сместить их поближе к зданиям, дабы не стояли они на тротуаре и не мешали проходу и обзору! А ведь наверняка давали добро на форму и материал конструкции таких тумб, а также и на место их установки какие-то конкретные чиновники! Вот почему я и спрашиваю: зачем таким чиновникам голова?!

Впрочем, у того же Дворца металлургов, точнее, 18-го отделения связи, есть и еще один молчаливый памятник чиновничьего головотяпства – некий платежный терминал (фото 3), ныне, правда, бездействующий. Это ж надо было додуматься – повернуть терминал рабочим экраном на восток, когда больше полдня солнце светит прямо в «лоб» этому терминалу! И приходилось наблюдать, как даже вполне себе зоркие граждане при помощи разных частей тела пытались загородить экран терминала от солнца, чтобы что-то там увидеть!



У многих наших чиновников, увы, одна мысль: главное выполнить (воплотить) поставленную задачу, а там – хоть трава не расти! Но как выполнить ее оптимально, об этом, похоже, мало кто задумывается! И опять кто-то скажет: не чиновник же терминал ставил? Да, ставил не чиновник, но он дал добро, чтобы поставили ТАК! Или в проекте было не так, а поставили – так, а он – не проверил!

Но, как говорят на телевидении, давайте снова «уйдем на рекламу»! И объявления! Не переключайтесь!



ЕСЛИ БЫ ДИРЕКТОРОМ БЫЛ Я…

Была такая популярная, как в подзаголовке, рубрика когда-то. Так вот, помечтаю! Если бы директором был я, то возродил бы либо в недрах ныне муниципальной (или как ее?) полиции или отдельно полицию санитарную! Что? Она еще существует? Тогда – не видел!

Так вот, эта санитарная полиция, наподобие опричников Малюты Скуратова (с метлами, но без собачьих голов!), носилась бы по улицам родного города – пусть даже на велосипедах или, скажем, мокиках, и нещадно карала загрязнителей капиталистической собственности на местах преступления! Клеишь объявления где попало – иди сюда! Вот тебе метла в руки – и три часа мети улицу – не надо штрафов, могущих уплыть в карман кое-кому! Поймали с пакетом с мусором того, кто это мусор не туда выбросил – стоять! Лопата, грабли – убери за собой и еще сотку-две газона от мусора! Покакала твоя собачка где попало (чуть не сказал поднять и засунуть в карман хозяину!), экскременты хозяину в мешок и в руки, и из его кармана штрафец этакий нехилый в энное количество МРП, настолько энное, чтобы хозяина тут же пронесло, как ту собачку! Жест(о)ко?! А хезать на газоны – нет?

А кроме шуток, ребята, радуйтесь, что Турецкий и его хор – не Шалико Агаряны, не бродят они по городу в поисках тем для статей! Но, честное слово, стыдно и обидно, когда видишь донельзя замусоренный город, особенно резко диссонирующий с расцветающей природой! Все-таки главная свинья – это человек! Так давайте не будем свиньями! Мы же ЗДЕСЬ ЖИВЕМ!

Закончу фотографией двух билбордов (фото 5, кстати, об их предназначении и нужности – как-нибудь – отдельный рассказ!). На первом, если вглядеться, надпись: «Любимый город!» А любимый, это в котором не какают на улицах – рекламой или натурально!

На втором, присмотревшись, можно прочесть: «…чистая выгода!» Итого, если соединить эти тексты – получится: «Любимый город – чистая выгода для всех!» Причем чистая – в обоих смыслах! Для всех нас, не правда ли?!

Сказка – ложь, а здесь – рассказ, добрым молодцам* наказ!

Но, скажу вам, по секрету,

Я продолжу сказку эту!

Всегда ваш – Шалико Агарян.

Добрым молодцам – депутатам Усть-Каменогорского городского маслихата.