ЦЕНЗУРА ВО ВРЕМЕНА ЖАКИЯНОВА

Газета "Flash!"

(Продолжение. Начало в №12, 18.06. 2015 г.) Между тем, начались ознакомительные поездки главы области по сельским районам. Первым посетили Новошульбинский район. Главу сопровождали кроме меня помощники и советники, журналисты и писатели – целая кавалькада машин. Заехали по дороге в совхоз. Директор показал только что построенный мини – пивзавод. Провели дегустацию пива, а сопровождающие лица набрали пиво в бутылки, термоса, не менее 20 литров.


Разговор со специалистами совхоза явно не клеился, Жакиянов чувствовал себя не в своей тарелке. Я включаюсь в разговор, и задаю наводящие вопросы о совхозных делах: как идет заготовка кормов, подготовка к уборке хлебов (начала июля), как урожайность, где и сколько техники занято, о сроках и темпах сельхозработ и так далее

В райцентре состоялось собрание актива с участием директоров совхозов и специалистов района. Глава района Анатолий Рыбченков коротко доложил о социально-экономическом положении в районе, по инерции, как было раньше, в конце выступления поставил перед руководством области постановочные вопросы.

Затем директора совхозов один за другим стали просить оказать содействие в выделении то солярки, то запчастей, обязать мясокомбинат отсрочить сдачу крупного рогатого скота на мясо, так как сейчас не выгодно, потому что скот еще не набрал нужной кондиции и так далее Жакиянов резко прервал выступающих, и заявил: «Ничего у меня не просите, ничего я вам не дам». Я понял, что у него тогда уже созрел план разгосударствления совхозов и колхозов, что он и сделал чуть позже в спешном порядке, планово ликвидировал все хозяйства области, передал их в частные руки, а имущество раздал в паи…

Но надо отдать должное Жакиянову в том, что он старался всячески «дружить» со СМИ и со всеми журналистами. В конце каждого месяца я ему представлял фамилии журналистов, кто и сколько напечатал материалов в СМИ о нем, сколько было телесюжетов на ТВ, передач по радио, и он премировал авторов материалов регулярно. На озеро Алаколь были приглашены все руководители средств массовой информации республики, это был настоящий «той». Именно с легкой руки журналистов он прослыл реформатором уже в начале своей блистательной карьеры. Журналисты сделали из него «казахстанского Немцова» и «руководителя новой формации».

А суть тех реформ, которые носили аббревиатуру СЭР – семипалатинские экономические реформы, заключалась в том, что надо передать все предприятия в руки местных бизнесменов новой формации. Долой с насиженных теплых кресел красных директоров с их закостенелым партийно – советским мышлением! Передали. Результаты известны всем. Не сосчитать, сколько детских садиков, клубов, домов культуры, библиотек и других очагов культуры – разрушено, закрыто, продано под магазины, мастерские, лавочки и так далее

В апреле 1995 года должен был пройти республиканский всенародный референдум по продлению полномочий Президента. Для координации работ был образован областной штаб по подготовке и проведению ответственного политического мероприятия. Были распределены конкретные поручения. Мне, как я и предполагал, досталось изготовление агитационной печатной продукции. Все активно взялись за работу. Каждый понедельник на заседании штаба Жакиянов заслушивал нас о проделанной работе за неделю. Идет очередное заседание. Один за другим все выходят на трибуну, и отчитываются о выполнении поручений. Очередь дошла и до меня. Хотел было, как и все, рассказать об уже сделанном. Но Жакиянов не захотел меня слушать. Говорит: покажите, какие плакаты уже изготовлены? К счастью, я имел комплект цветных фотографий Президента большого размера, подаренный личным фотографом Иосифом Будневичем. Поэтому проблем не было никаких. Показал десяток готовых плакатов, вроде бы все нормально. Вытащил последний плакат, где Глава государства стоит среди хлебов спелых, отличная фотография. Вот тут-то я и попался.

– Все по старому, по – партийному,- рассердился Жакиянов. – Что, разве не знаете, среди хлебов уже стояли и Хрущев, и Брежнев, и Кунаев, не хватало, чтобы наш Президент повторялся,- сказал он.

– Это я для сельчан изготовил, лучше не придумать, замечательная фотография, – стал я оправдываться.

– За политическую близорукость Пигаваеву объявляю строгий выговор с занесением в личное дело,- заключил Жакиянов. Кстати, этот выговор не снят до сих пор, хотя несколько раз я обращался к нему с ходатайством о снятии, но, увы.


В январе 1995 года, накануне выборов в Верховный Совет Казахстана, в город прибыл кандидат в депутаты Серикболсын Абдильдин и сопровождающие его Олжас Сулейменов, доверенные лица, помощники.

Жакиянов пригласил меня к себе и дал задание: под любым предлогом ни Абдильдина, ни Сулейменова не допускать в эфир на ТВ и радио.

У меня сохранилась по этому поводу «Служебная записка» на имя Жакиянова, которую я подготовил об исполнении его поручения. Приведу лишь некоторые моменты:

…«20 января 1995 года, примерно в 18-15, к телецентру (СТР) подъехала на 6 автомашинах группа лиц во главе с кандидатом в депутаты Абдильдиным. У входа их встретила режиссер телерадиокомпании Э. Матаганова и пригласила в режиссерскую комнату. Вместе с Абдильдиным вошли: О. Сулейменов (всего 15 человек – в основном – семипалатинцы).

Г-н Абдильдин высказал просьбу руководству телевидения, что он свое выступление планирует сделать в прямом эфире с участием Сулейменова О. и еще двух доверенных лиц из числа семипалатинцев (названы фамилии).

Зам. председателя облтелерадиокомпании Ярославцев Н.Ф. и Занарин Ф., главный редактор Семенова Н. объяснили им, что для этого требуется согласие (разрешение) окружной избирательной комиссии, телестудия не может и не имеет права менять свою программу, которая опубликована в печати. Напомнили, что Сулейменов не является доверенным лицом кандидата в депутаты.

Абдильдин пытался в корректной форме, с Конституцией и Кодексом о выборах на руках доказать, что в этом нет нарушений, требовал показать какой – либо документ, запрещающий коллективный выход в эфир кандидатов и их команды.

В этот же день они посетили студию ТВК- 6, от предложенной оплаты телекомпания отказалась, было записано выступление Абдильдина на 9 минут, которое после тщательного монтажа и сокращения вышло в эфир лишь через 3 дня. Прямой эфир никто не получил».

Пройдет всего лишь семь лет, и в своем обращении на заседании политсовета движения «Демократический выбор Казахстана» (май 2002 года) Галымжан Жакиянов заявит: «Лично Ваш, уважаемый Серикболсын Абдильдаевич, авторитет и опыт очень нужны нам». (Из книги Жакиянова «Хроника неправедного суда»).

А вот другое его обращение: «Надо всем консолидироваться для решения проблемы. Я надеюсь на массовость и организованность коммунистов на местах, я надеюсь на людей старшего возраста из «Поколения», на Вас лично, дорогая Ирина Алексеевна» (он обращается к лидеру движения ветеранов «Поколение» Ирине Савостиной). Это говорит махровый антикоммунист. Помню, какие нелицеприятные слова он произносил в адрес коммунистов и старшего поколения, когда в Семипалатинске пенсионеры перекрыли мост, протестуя против произвола властей за задержку пенсионных выплат в течение 6-ти месяцев и более.

Забыл Жакиянов, как однажды по его приказу Центральную площадь города окружила милиция двойной цепью, чтобы никто не проник и не вышел на площадь. А сам он залез на ковш крана, поднялся и выкрутил голову Ленина с памятника. А сам памятник отправил на свалку, а броневик (бронза, дорогой металл), по слухам – в Китай. Я мог бы привести множество таких фактов. Вот так «душил» Жакиянов, находясь у власти, своих будущих и нынешних соратников. Наверняка об этом никто не знает, теперь узнали, и задайте ему вопрос: когда он говорил правду – тогда или сегодня?

Владимир ПИГАВАЕВ

Член Союза журналистов СССР и Казахстана