Берлинскую стену мне увидеть не удалось. Если и удастся когда-нибудь побывать в Берлине, то стены уже нет. Вряд ли удастся увидеть и стену на 38-ой параллели, разъединяющую Северную и Южную Корею. Премьер-министр Украины А. Яценюк выступил с бредовой идеей появления на карте мира ещё одной стены – на границе с Россией. Но, похоже, ни сил, ни средств на возведение такого грандиозного тысячекилометрового сооружения на Украине нет.
А вот стену, разделяющую арабскую и еврейскую часть Иерусалима, стену между Израилем и Палестинской национальной автономией, повидать воочию довелось. И не только повидать, но и четыре раза её пересечь. Это мощное и зловещее, особенно в темноте, сооружение, разделяющее два народа: палестинцев и евреев.
Издалека стена кажется состыкованной из огромных бетонных пластин. Так оно и есть. Видимо, стену строили из таких циклопических бетонных блоков, скрепляя их между собой. Высотой стена примерно 8-10 метров. На подходах – ряды колючей проволоки, блок-посты, бетонные заграждения, позволяющие проехать только одному транспортному средству. Длина стены – 25 километров.
Стена в Иерусалиме – это часть т.н. израильского разделительного барьера. Израиль начал строить этот барьер еще в 1994 году, но основные работы ведутся с 2003 года. Еврейское государство таким образом отгораживается от Западного берега реки Иордан, где находятся земли Палестинской национальной автономии. Стена строится в одностороннем порядке, без всякого согласования с палестинцами, и её линия прокладывается произвольно, по желанию израильтян. Стена выходит далеко за пределы «зелёной линии», разведшей две стороны конфликта ещё в 1967 году. В результате возведения барьера, Израиль прирастил свою территорию на 600 кв. км. Многие палестинские населённые пункты оказались блокированными почти со всех сторон, с единственным выходом, контролируемым израильскими военными. Общая длина разделительного барьера после завершения строительства составит 703 км. Генеральная Ассамблея ООН призвала Израиль прекратить это строительство, а международный суд в Гааге признал действия Израиля не соответствующими международному праву. Но эти заявления остаются для Израиля ничего не значащими. «Мы должны с ними окончательно размежеваться» – такова линия властей страны.
Фотографировать стену нельзя – об этом нас сразу предупредили. Израильские военные могут за это арестовать. Но я, всё же, сфотографировал стену из окна автобуса, пока мы стояли в очереди на въезде на блок-пост ещё на палестинской стороне. Туристические автобусы не досматривают, мы проехали довольно быстро и спокойно.
Земля раздора
Спор за эти земли между арабами и евреями идёт издревле. Израильтяне говорят еще о Библейском Израиле. У палестинцев свои аргументы. Конфликт затянут на тысячелетия не только из-за того, что стороны упорно хотят выяснить – кто же первый сказал «А». Здесь, на этом клочке, сплелись геополитические интересы. Эта земля завоёвывалась, и переходила из рук в руки не один раз. Мы не будем углубляться в века. Остановимся только на событиях прошлого, XX века. Здесь мы обратимся за помощью к статье Геннадия Турецкого «Раздумья у карты СССР», опубликованной в газете «Советская Россия» 25.08. 2011 года. Вот некоторые выдержки из неё.
Итак, после Первой мировой войны Османская империя распалась. Палестина, входившая в её состав, была передана по мандату под контроль Великобритании. В ходе Второй мировой войны, как известно, Британия и СССР были союзниками. Созданный в 1942 году Антифашистский еврейский комитет, в конце войны направил обращение к Сталину с предложением создать в Крыму Еврейскую автономную область. Такая существовала в СССР на Дальнем Востоке, но данный проект не удался. Желающих переселиться в Хабаровский край было немного.
В 1945 году Сталин в целом поддерживал это предложение. Прежде всего, в целях сохранения союзнических отношений с Великобританией. Англичане испытывали большие трудности с управлением Палестиной, и одним из факторов трудностей были напряженные отношения между евреями и палестинцами. В случае реализации крымского варианта, немалая часть евреев могла направиться на Крымский полуостров. Вторая, чисто прагматическая цель – привлечение еврейского капитала для восстановления разрушенного фашистами хозяйства Крыма.
Но обстановка стала кардинально меняться. Вот что пишет Г. Турецкий. «Уже 14 марта 1945 года, когда в Московской хоральной синагоге состоялось богослужение по погибшим во Второй мировой войне евреям, собравшее большое количество как рядовых евреев, так и известных еврейских представителей творческой интеллигенции и руководства АЕК, начала появляться, а позднее звучать всё сильнее тема холокоста: теория об одной особой нации, которая особо пострадала от фашизма. Такая трактовка исторических событий для Советского Союза, потерявшего в войне свыше 20 миллионов людей всех национальностей, и его руководства, всегда стоявшего на позициях интернационализма, была неприемлемой».
Через год, 5 марта 1946 года Черчилль выступил со знаменитой речью в Фултоне, считающейся началом холодной войны. Союзнических отношений ни с Британией, ни с Соединенными Штатами, больше не было.
«Горячие события происходили и на Ближнем Востоке. После войны на территории британской Палестины резко обострилось противостояние между населявшими её арабами и евреями, что постоянно вело как к вооружённым конфликтам между ними, так и сионистскому террору против британских войск. Не будучи способными самим нормализовать ситуацию, британцы были вынуждены заявить об отказе от мандата на подконтрольную территорию и передать вопрос о Палестине на разрешение ООН. Руководство Советского Союза внимательно отслеживало происходящие там события. Сталин, видя, что Британия, ставшая уже нашим политическим противником, стремительно теряет своё влияние в Палестине, и предвидя возможность образования там еврейского государства (идея Крыма была уже напрочь забыта!), хотел политической поддержкой СССР борьбы евреев Палестины против англичан превратить это государство в проводника нашего влияния на Ближнем Востоке. Причём позиция СССР была такова: по возможности, поскольку обе нации тысячелетиями живут вместе, создать независимое двунациональное арабо-еврейское демократическое государство, а если договориться об этом не удастся, разделить Палестину на два демократических государства. Причём еврейское – обязательно должно быть антисионистским и создаваться только в интересах еврейского народа.
29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию, согласно которой 15 мая 1948 года британские войска должны были покинуть Палестину, а на её разделённой территории – созданы еврейское и арабское государства.
Арабы такую резолюцию принять отказались. Не дожидаясь вступления Резолюции в силу, стремясь упреждающе показать, кто в «будущем доме хозяин», 9 апреля 1948 года была устроена резня в арабской деревне Дейр-Ясин. А за несколько часов до ухода англичан – и даже не дожидаясь его! – 14 мая 1948 года образовали государство Израиль. При активном, заметим, на тот момент содействии СССР, который первым – после официального обращения в его адрес руководства Израиля – 17 мая установил с вновь образованным государством дипломатические отношения.
Однако ожидания Сталина и Советского руководства в отношении образования еврейского государства не оправдались: возник Израиль, которого не ждали. И едва возникнув, повёл себя далеко не так, как мыслилось народу, познавшему все ужасы войны и во многом спасённому в ней благодаря Советскому Союзу. Буквально на следующий день была развязана война с арабами, в которой Израиль, воспользовавшись слабостью в их единстве и получив мощную поддержку от сионистских кругов США, к июлю 1949 года одержал победу. В эйфории США фактически превратили Израиль в зависимую антисоветскую страну, на долгие годы ставшую их ближневосточным саттелитом».
Итак, Сталин допустил один из немногих своих внешнеполитических просчётов, сделав ставку на Ближнем Востоке на Израиль. Провалился и план Организации Объединённых наций. В принципе, план был неплохой: на территории Палестины создать два государства, а город Иерусалим передать под международную юрисдикцию, чтобы он не принадлежал ни одной из сторон. Но этот план не просуществовал ни одного дня. В результате арабо-израильской войны, в 1949 году Израиль захватил почти половину земель, которые ООН отвела под палестинское государство. В том числе и западную часть Иерусалима. Восточный Иерусалим и остальные земли несостоявшегося государства Палестина вошли в состав Иордании и частично Египта. Война привела к гуманитарной катастрофе: сотни тысяч беженцев покинули свои дома в палестинских землях, захваченных Израилем. Почти такое же количество евреев бежали с территорий, перешедших Иордании. Уже в 1949 году Израиль провозгласил своей столицей Иерусалим.
Взаимная вражда и ненависть продолжала накапливаться и расти. Так, несмотря на международные соглашения, арабское руководство не выполняло договорённость о свободном допуске евреев в Старый город Иерусалима к иудейским святыням, оказавшимся на подконтрольной арабам восточной части. Лишь немногим, и с большим трудом, удавалось пройти к Стене Плача. Некоторые иудейские святыни осквернялись, что никак не способствовало стабилизации обстановки. Было ясно, что новая война не за горами.
Так оно и произошло. В 1967 году Израиль развернул боевые действия, и в течение шести дней совершил блиц-криг, завоевав новые арабские территории, в том числе аннексировал и Восточный Иерусалим. Арабские кварталы в Старом Иерусалиме были снесены, на их месте образовали большую площадь перед Стеной Плача. Весь Иерусалим перешёл под управление Израиля, стал его единой и неделимой столицей. Это решение до сих пор не признано ООН, осудившей агрессию и аннексию. В 1980 году Израиль принял специальный закон об Иерусалиме. В свою очередь, в 1997 году Палестинский национальный совет принял, а в 2002 году председатель Палестинской национальной администрации подписал закон, объявляющий Иерусалим столицей Государства Палестина. Это государство, хотя и признано более чем 100 странами, но реально существует только на бумаге. Юридически получается, что Иерусалим одновременно является и международным городом, поскольку ООН не признала его аннексии, и столицей двух государств одновременно. Но фактически это столица Израиля. Хотя посольства всех стран находятся в Тель-Авиве.
Но мы забежали несколько вперёд. После войны 1967 года и унизительного поражения арабов также было ясно, что арабские страны попытаются взять реванш. И осенью 1973 года развернулась очередная кровопролитная война. Египет и Сирия напали на Израиль, пытаясь вернуть захваченные земли – Синайский полуостров, Голанские высоты, западный берег реки Иордан и сектор Газа. В первые несколько дней успех сопутствовал арабским странам. Но затем Израиль стал переходить в контрнаступление.
Я хорошо помню это время. Осень 1973 года вообще была очень тревожной. 11 сентября в Чили произошёл военный переворот, было свергнуто правительство народного единства Сальвадора Альенде. Уже на следующий день у нас в школе, прямо на стадионе состоялась общешкольная линейка. Завуч Варвара Ивановна, срывающимся от волнения голосом сообщила нам о том, что к власти в Чили пришла фашистская клика Пиночета. Мы все, и первоклассники, и старшие ребята стояли притихшие, задумавшиеся. Далёкий город Сантьяго казался таким близким, и мы словно видели, как там, на стадионе, пытают коммунистов и всех сторонников власти Альенде. Да, тогда дети были такими, нам до всего было дело. Мы подписывались под письмом в ООН, с требованием прекратить казни народа в Чили. Пиночет для нас стал, наверное, тем же, чем был Гитлер для наших отцов и дедов. А 6 октября началась война арабских стран и Израиля. И мы, пионеры советской страны, жадно слушали доклады на утренних политинформациях о положении на фронтах. Потом тяжело было настроиться на уроки. А вечером бежали к телевизорам и радио (ТВ было ещё не у всех) и скорее включали новости и программу «Время» – как там «наши». А нашими, конечно, были арабы. Помню, как заплакала бабушка, услышав голос Левитана, зачитывавшего заявление Советского правительства. «Неужели опять будет война», – тихо произнесла она сквозь слёзы. Ей, пережившей ужасы фашистской оккупации, потерявшей мужа, моего деда, конечно, было тяжело представить, что война вновь придёт в наши дома. Но морально советский народ был готов помогать нашим братьям-арабам, пусть даже и вступив в войну.
Только жёсткая позиция Советского Союза остановила наступление Израиля. Его войска уже были готовы двигаться на Каир, на Дамаск. СССР официально предупредил Израиль о самых тяжёлых для него последствиях в случае продолжения агрессивных действий против Египта и Сирии. Сейчас уже известно, что тогда в ряде войск и соединений Советской Армии была объявлена повышенная боевая готовность. А в США объявлена ядерная тревога. Мир остановился в шаге от войны. Стороны вернулись на исходные позиции.
После этой войны в арабском мире произошёл раскол. Египет начал вести переговоры с Израилем и вернул часть Синайского полуострова в обмен на лояльность и отказ от общеарабских интересов. Президент Египта Анвар Садат поплатился за такое предательство жизнью, его убили военные прямо в ходе парада.
Организация освобождения Палестины перешла на тактику террора. Узел противоречий на этом небольшом клочке земли затянулся ещё туже. Вершиной вражды стало возведение Израилем в одностороннем порядке стены между евреями и палестинцами. Конца и края этому конфликту пока не видно.
Итак, наш автобус трогается с места. Мы пересекаем блок-посты и въезжаем на территорию Палестинской национальной автономии.
(Продолжение следует)
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ
Иерусалим – Усть-Каменогорск