ДЕЛО – ТРУБА

Газета "Flash!"

В конце года принято вспоминать о неоконченных делах, проверить – двигается ли что-то по ним и можно ли ожидать их благополучного завершения. Из множества тем, подлежащих такой своеобразной проверке, выбор пал на ситуацию по обеспечению водой посёлка Первомайский. Об этом в мае прошлого года, в нашей газете был помещён репортаж, где речь шла о главной беде посёлка – водозаборе из Иртыша.


Водозабор, который раньше был на балансе Иртышского химико-металлургического завода, в лихие 90-е был передан в частную собственность. И после приватизации существенно пострадал. Немалую его часть демонтировали и продали на металлолом. Одновременно с ухудшением технологий по очистке воды, с сокращением штата работников, ситуация по снабжению посёлка водой стала взрывоопасной. Об этом неоднократно сигнализировал во все районные инстанции депутат Шемонаихинского районного маслихата от Коммунистической народной партии Казахстана Николай Микенин. Только после майской публикации, местные власти удосужились прислать подобие комиссии для проверки состояния водозабора. Сокрушённо погоревав над разрушенным объектом и пообещав принять меры и выправить положение, комиссия посчитала дело законченным. Наступило летнее затишье…

Ставка на Интерпол


В этом месте читатель вправе внутренне возмутиться. Как же так? Ремонтный сезон в разгаре, самое время чинить, строить и возводить, а тут затишье? Но так возмущаться может только наивный человек, не знающий местных обычаев первомайской исполнительной власти. Посмотрим, как дальше развивались события.

После указаний комиссии по исправлению водного хозяйства посёлка были выделены из районного бюджета средства на ремонт. Местное отделение «Водоканала», находящегося под контролем поселкового акимата, продляет подрядный договор на работы с неким ТОО из Усть-Каменогорска. Составляется смета на работы по обваловке резервуара чистой воды, ремонт кровли насосной станции, самих насосов и т.д. Но к работам приступают лишь в октябре! Дело ещё в том, что работники «Водоканала», должные также быть задействованные на ремонте и направлять подрядчиков, поголовно летом ушли в отпуск и занимались хозяйственными делами, далёкими от водозабора! Ну, да ладно, впервой нам что ли. Как всегда в осеннюю слякоть с помощью родной штурмовщины – сделаем!

Но в этот раз не сработало. Подрядчик исчез! Совсем! Это было аккурат в ноябре, а вот уже декабрь миновал, а найти не могут. Прямо как в памятных строчках: «ищут пожарные, ищет милиция…», сюда можно добавить ещё уйму надзорных ведомств, но всё безрезультатно! И ведь ТОО не на Каймановых островах зарегистрировано, а всего лишь в областном центре, но, видимо, желание вернуть подрядчика к работе или хотя бы взыскать с него бюджетные деньги не является первоочередным желанием наших чиновников. Почему? Тут уже каждый пусть сам версии строит.

Да и что случилось? Беда – то пока не грянула. Вода, хоть и плохо очищенная, с малым напором, но всё же в посёлок поступает. И что из того, что не осталось резервных линий ни по водоснабжению, или там по электролиниям и мощностям? Может, и с этим хозяйством в одну «ниточку», протянем до перехода с занимаемой должности, на новую ответственную работу? (Забавный факт: главные ответственные лица этой истории – аким посёлка Рустам Кулумбаев и руководитель местного филиала «Водоканала», Бауржан Жанузаков, лишь приезжают в Первомайский на работу, но проживают в Шемонаихе и Усть-Каменогорске соответственно). Но это так, для любителей версий. Кстати, по имеющимся у нас сведениям, аким поселка собирается подавать в отставку. Интересно – почему?

Одним словом, «дело» по водозабору п. Первомайский, застряло настолько прочно, что пора уже, наверное, Интерпол подключать? Пока его запросим, пока дождёмся от него ответа, пока он приступит к операции по принуждению обнаруженного им ТОО к выполнению прерванных обязанностей по починке водозабора, уже лето наступит. Конечно, при таком раскладе не миновать жителям посёлка употребления воды в период весеннего паводка – мутной, не очищенной. Да хоть такой, а то вдруг и её не будет из-за аварии? Ведь резервных линий руководством посёлка не предусматривается. Зачем они? Живём ведь в век оптимизации расходов.

Операция «Повадившийся лис»


Да, жизнь не стоит на месте! Конечно, не везде. Вот история с водозабором застопорилась. Но есть и другие, динамично развивающиеся истории! И ведь как устроен мир – всё рядом!

Оставим до лучших времён историю с многострадальным первомайским водозабором и перейдём к истории следующей, развивавшейся параллельно первой. Так вот, пока ещё драма с ремонтом водозабора не дошла до исчезновения подрядчика, в другом месте посёлка стали разворачиваться таинственные события…

Под покровом хмурого осеннего ненастья происходил демонтаж одной из трёх веток водовода, тянущихся от станции по фильтрованию воды к посёлку. Что в этом плохого? Зачем целых три ветки? Популярно объясняем. Во-первых, чтобы имелась возможность дать хороший напор воды в посёлок. Мало ли что, а вдруг пожар. Да и летом, в сушь, не помешает хорошему поливу огородов, на которые сегодня многие первомайцы и уповают, вынужденные при практически закрытом заводе выживать за счет натурального хозяйства. Во-вторых, как резерв, на случай выхода из-за поломок или аварий, других веток водовода.



В этой траншее когда-то лежал исчезнувший водопровод

Из трёх водоводов – один старый и постоянно аварийный, другой, хоть и помоложе, но небольшого диаметра. Третий был самый основной – он относительно молод (1988 года установки), здоров (из советского толстостенного чугуна, со сроком износа от 50 до 100 лет), могуч (диаметр 300 мм и протяженность более 3 км). Читателю остаётся лишь догадаться с одного раза, какой именно водовод был приговорён к умерщвлению. Причём найти главного инициатора этого одиозного проекта не удалось. На словах выясняется лишь то, что между первомайским филиалом «Водоканала» и местной фирмой, специализирующейся именно на демонтаже всего и вся в посёлке, был якобы заключён некий «договор» по разбору работоспособного водовода. Причём, поселковые руководители упорно хотят убедить всех в никчёмности и ненужности для посёлка Первомайский данного инфраструктурного объекта, при этом затрудняясь ответить на такие вопросы: по чей инициативе было принято данное решение? На какие бюджетные деньги осуществлялся демонтаж? Сколько было выручено средств от продажи многих тонн рабочего металла и куда они пошли? Эти же вопросы были заданы в официальном обращении газеты акиму Шемонаихинского района, ответа на который до сих пор нет.

Журналист, конечно, не узкий специалист по водоснабжению. Но удалось переговорить с такими авторитетными в посёлке специалистами, причастными когда-то к установке и эксплуатации данного водовода, как Валерий Суббота и Виктор Дьяченко. Они рассказали, что этот водовод был нужен посёлку, и мог бы нести свою полезную службу ещё долгие годы. Но водовод исчез. Куда делось сокровище?

Таинственные дела происходили на планете в минувшем году. Бесследно исчез «Боинг» малайзийской авиакомпании более чем с двумя сотнями пассажиров на борту. Как такое может произойти, при всевидящем оке спутников? Говорят, что при желании разведка и правители глобального миропорядка могут из своих кабинетов заглянуть к каждому из нас в спальню. А тут громадный самолет исчез, как иголка в стоге сена. В Первомайском, конечно, не столь загадочные явления, но тоже весьма интересные – то подрядчик исчезает, то целый еще хороший и работоспособный водопровод… Может, местная радиация влияет, и все это просто бесследно растворяется? Наверное, стоит позвать к нам журналистов настоящего мистического телеканала ТВ-3. Пора загадки Первомайского выносить на мировой уровень. Шутки – шутками, но некогда один из самых привлекательных для жизни и работы посёлков нашей области превращается из года в год в заброшенный пустырь со снесёнными домами, заброшенным производством, инфраструктурой. Жители поселка пьют жидкость, отдаленно напоминающую воду, при отсутствии очистных сооружений, и под бодрые рапорты чиновников о выполнении государственной программы «Ак Булак».

Сергей МИХЕЕВ