Депутаты занялись экологией. Ради дела или накануне выборов?

Газета "Flash!"

Сессии ВК областного маслихата обычно проходят довольно скучно и предсказуемо. А как еще может быть в атмосфере однопартийности? Ведь из 43 депутатов только депутат Александр Тюменцев не состоит в партии «Нур Отан».



Но на последней сессии, состоявшейся 27 сентября, наметилось некоторое оживление. В повестку дня был внесен вопрос об экологическом состоянии области. Доклад делал председатель комиссии по экологии, депутат Бауржан Сулейменов. Комиссия посетила ряд промышленных объектов в Глубоковском районе, объекты «Казахмыса» в Шемонаихинском районе, Усть-Каменогорскую и Согринскую ТЭЦ, и УК металлургический комплекс «Казцинка». Вот что отметил депутат Омарханов по ситуации в Усть-Каменогорске:

– На ТОО «АЕS Согринская ТЭЦ» пока увеличения выбросов пыли и газа не происходит, однако, по результатам года, скорее всего, будет значительное превышение объема выбросов 2010 года. Отмечено снижение качества угля, уже выходящее за технические пределы. Снижается теплотворная способность, повышается зольность и содержание серы.

На Усть-Каменогорской ТЭЦ происходит рост объема выбросов в атмосферу двуокиси азота и двуокиси серы. Убедительных объяснений этого явления администрация не представила, так как рост объема выбросов значительно опережает рост количества сжигаемого угля. На станции ведется работа по установке усовершенствованных форсунок на котлы и по установке эмульгаторов нового типа на системы пылеулавливания. Установка новых эмульгаторов улучшит улавливание твердых частиц, но на объемах выбрасываемых газов никак не скажется. Проблема очень актуальна, так как в общем объеме выбросов двуокиси азота по городу доля станции составляет 71,4%. Когда прекратится рост выбросов – неизвестно. Объяснение происходящего единственное – снижение качества угля, уже выходящее за технически допустимые пределы. Проблемы с углем такие же, как и на Согринской ТЭЦ, поскольку поставщики угля одни и те же.

Все котлы были рассчитаны на потребление углей Кузнецкого бассейна, зольность которых составляла 10-12%. Зольность углей, потребляемых теперь, составляет, по разным источникам, 15%, 19%, и даже до 25%. Пока не будет решена проблема с использованием высококачественных углей, выбросы будут расти, и никакие технические усовершенствования с этим не справятся.

Нужно сказать, что такие же угли используются на котельных АО «УК тепловые сети» и также происходит рост выбросов.

При посещении обеих ТЭЦ выяснилось, что ими рекультивировано и передано государству, то есть администрации города, по крайней мере, три старых золоотвала. Экологический мониторинг одного из них осуществляет Согринская ТЭЦ. Какая организация контролирует и поддерживает техническое состояние остальных двух – из информации, представленной в комиссию, пока непонятно.

На момент посещения «Казцинка» медный завод еще не работал, да и в полную силу он не работает и до настоящего времени. Проводились наладочные работы и отрабатывалась технология работы отдельных участков. Эти работы не оказывали и не оказывают существенного влияния на состояние воздушного бассейна города. Однако на предприятии существуют проблемы, связанные с эксплуатацией действующих сернокислотных производств. В целом комиссия отмечает, что на предприятии проводится значительная работа по снижению эмиссий в окружающую среду. Например, выбросы сернистого ангидрида с 76 тыс. тонн в 2001 году снижены до 28 тыс. тонн в настоящее время. На предприятии планируется дальнейшее снижение выбросов и, примерно через год, планируется достигнуть объема выбросов на уровне 1 ПДК. Для оценки динамики выбросов других веществ требуется дополнительная информация. Но нужно отметить, что у населения Усть-Каменогорска существует стойкое убеждение, что уже продолжительное время, как состояние атмосферного воздуха города ухудшилось и продолжает ухудшаться, и это обстоятельство напрямую связывается с деятельностью «Казцинка». С этим нужно разбираться отдельно.

Рассказал председатель депутатской комиссии и о посещении объектов «Казахмыса». Депутатов возмутило, что руда с Артемьевского рудника перевозится самосвалами прямо по улицам Шемонаихи, мимо школы. Кузовы машин не укрываются, автомобили не моются. Шлейфом пыли окутана большая часть города. Никаких мер «Казахмыс» не принимает.

Еще более печальное положение на хвостохранилище обогатительной фабрики. Здесь отсутствует бетонная защита, оно не заполнено водой, система дренажа не способна перехватить все стоки. Никто не контролирует – сколько и какого качества воды уходит в подземные воды и в реку Уба! А ведь Уба впадает в Иртыш! Также никакого контроля нет и на Шемонаихинском карьере. Наверное, все-таки, неспроста Шемонаихинский район среди лидеров по онкозаболеваниям.

Эти вопиющие факты наводят на мысль о двойных стандартах наших контролирующих и природоохранных ведомств. Департамент экологии и природоохранная прокуратура могут 40 дней «пастись» у «Казцинка», как было этим летом, или на его территории, в надежде найти хоть какое-нибудь нарушение. Но не видят беспредела со стороны «Казахмыса». Уже сколько написано и сказано о провозе руды через Шемонаиху – и молчок, как возили, так и возят. А разве состояние Убы не должно волновать наших экологов? Но, судя по приведенным фактам, совершенно не волнует, также как и состояние карьеров, рудников и хвостохранилищ «Казахмыса». Интересно, почему такое разное отношение к предприятиям?

Слушая о состоянии «казахмысовского» хвостохранилища, вспомнилось, какие бурные дебаты вызвало только намерение «Казцинка» о захоронении скородита – вещества 3-его класса опасности на хвостохранилище Зыряновского ГОКа. Сразу же и наши коллеги-журналисты раздули шум на весь мир, что «Казцинк», дескать, собирается превратить Зыряновск в могильник ядовитых отходов мышьяка! И даже сейчас, когда различные варианты захоронения абсолютно безопасного скородита, с тройной – четверной степенью защиты, изучены чуть ли не под увеличительным стеклом, все равно в республиканской печати появляются материалы о грядущем «апокалипсисе». А вот тот факт, что из хвостохранилища «Казахмыса» под Шемонаихой в Убу чуть ли не самотеком течет неизвестно что – не волнует ни экологов, ни пишущую братию. Странно, не правда ли? Всегда легче назначить одного «виноватого», и долбить его постоянно. А на других просто не обращать внимания. «Козел отпущения» – то уже есть.

Кстати, на сессии также был поднят вопрос о захоронении скородита. Его подняла депутат Рая Рахимова. Как главный детский врач области Рая Жангалиевна, конечно, обеспокоена вопросами экологии, и постоянно поднимает эти проблемы. Но, все-таки, логичнее было бы, чтобы этот вопрос подняли депутаты из Зыряновска и Зыряновского района. Но как раз у них оснований для беспокойства и нет, они владеют гораздо большей информацией. Секретарь Зыряновского маслихата Галина Денисова проинформировала и акима области и своих коллег по областному маслихату, что районные депутаты активно участвуют в работе мониторинговой группы. Народные избранники уверены, что будет выбран самый приемлемый вариант захоронения, который не нанесет никакого ущерба и будет самым безопасным. А различные обращения в органы власти пишет т.н. «инициативная группа», состоящая из бывшего работника «Казцинка» Максима Проскурякова и его жены.

Впрочем, депутаты от области могли бы задать вопрос и по качеству медицинского обслуживания, о котором каждый из нас знает непонаслышке. Равно как и задать вопрос: чего же это с такой отчаянной настойчивостью медики всех мастей в нашем регионе ставят в вину экологию? Или они все стали разом экологами и могут компетентно определять, что источником заболевания является именно радиация или вдыхаемый воздух? Либо так тоже проще? Ведь, наверное, верным барометром качества медицины является то, что постоянные вереницы жителей региона всё больше и больше едут в Астану, соседние Новосибирск и Барнаул. Что почему-то в этих же городах наши горожане рожают вполне успешно и вполне здоровых детей… Неужели в этом только экология виновата?..

Наряду с докладом председателя комиссии, в котором чувствовалась большая предварительная работа, не обошлось и без выступлений, больше смахивающих на популизм. Так, депутат Амангельды Кажибаев разнес в пух и прах и контролирующие органы, и предприятия – загрязнители. Контролирующие органы он справедливо упрекнул в том, что они или беззубые, или у них не хватает полномочий. Но это были только общие слова. Кстати, о полномочиях. Депутаты часто жалуются, что у них, дескать, полномочий мало. Смею заверить по собственному опыту, благо, был когда-то депутатом, что полномочий хоть и не совсем достаточно, но вполне хватает, чтобы поставить перед исполнительной властью любой вопрос. И ничто не мешает тому же Амангельды Кажибаевичу не говорить общими фразами, а поставить конкретный вопрос перед министром охраны окружающей среды о работе Иртышского департамента экологии, а перед Генеральным прокурором – о работе ВК природоохранного прокурора. Ну, а с ведомством Чернецкого – еще проще, его назначает аким области. Мог бы Амангельды Кажибаевич в депутатском запросе спросить министра, как на должность главного эколога области попадают люди, которые затем подвергаются уголовному обвинению? В свое время, мы, депутаты УК гормаслихата II созыва, ставили вопрос об освобождении от должности начальника отдела ЖКХ Каширина, начальника городского УВД Андронова. Да, снять их не получилось, но краснеть, бледнеть и попотеть им на трибуне пришлось. А какой резонанс имело наше письмо 10 депутатов с требованием об отставке акима ВКО Виталия Метте! Приезжал представитель Администрации Президента, было серьезное разбирательство. Мы называли конкретные фамилии и должности, а не отделывались фразами о «беззубости» власти. Зубы-то как раз показывали мы, и все знали, что с городским маслихатом нужно считаться!

Так же общими фразами депутат сказал и о предприятиях-загрязнителях. Дескать, все они сейчас находятся в собственности иностранцев, их хозяева живут далеко за границей, и им наплевать на местных жителей, а здесь предприятиями управляют наемные менеджеры, которые выполняют волю своих хозяев. И опять никакой конкретики. Ведь предприятие предприятию рознь. И если Амангельды Кажибаевич так обеспокоен передачей предприятий иностранцам, то, что мешает ему инициировать обращение от депутатского корпуса о возвращении из собственности американской компании АЕS той же Усть-Каменогорской ТЭЦ, о вкладе которой в загрязнение атмосферы города рассказал депутат Омарханов? Вот это было бы дело, конкретное дело, и от мнения региональных депутатов правительство просто так бы не отмахнулось. Но проще отделываться общими фразами. Любая конкретика чревата неприятностями, затрагивает интересы конкретных людей, агашек. А они нужны, эти самые неприятности?

Вот, к примеру, почему бы не взять и не позвать на сессию маслихата хозяев двух местных самых крупных автопарков, чьи «телеги» откровенно травят город, а заодно с ними и тех чиновников, которые разрешают таким автобусам ездить по задыхающемуся областному центру?! Да и тех, кто даёт заключение о технической пригодности таких автобусов… Вот-то было бы потешно посмотреть, как бы нас убеждали в экологической чистоте черных клубов дыма, коими покрывают дороги эти перевозчики! А таких предприятий у нас – десятки, сотни… Но за каждым – агашка, его – не тронь… Вот и выходит, что в борьбе за общее здоровье всем им проще возводить одного виновника на плаху.

Популизмом попахивало и от выступления еще одного депутата, предложившего ежеквартально заслушивать отчеты об экологии. И сам депутат, наверное, понимал, что это только слова. А вообще, смысл этой активизации депутатов хорошо выражен в словах Кажибаева, что «избиратели должны знать, что и депутаты озабочены экологией». Вот здесь-то, наверное, и «зарыта собака». Ведь в следующем году – выборы в маслихаты. И не потому ли озаботились депутаты экологией лишь на пятом году своего депутатства? Нужно очки набирать перед электоратом, а экология – самая благодарная и самая безопасная для этого тема. Здесь можно побравировать громкими фразами, взяв пример с российской ЛДПР и ее лидера Владимира Жириновского, уже 20 лет зарабатывающего проходные проценты в Госдуму именно на громких фразах.

Когда на сессии заслушивали первый вопрос о развитии сельского хозяйства в области, я все время ждал, задаст ли кто-то из депутатов вопрос о сохранности урожая, особенно в свете последнего заявления премьера о том, что часть урожая обречена сгнить на полях. Но нет, никто не задал. О хлебе, видимо, не так запомнится избирателям, как об экологии.



Денис ДАНИЛЕВСКИЙ