КУРЧУМСКИЙ СТАНДАРТ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

Газета "Flash!"

Посещением Курчумского района завершилась в этом году работа областной выездной инспекционной комиссии по осмотру социальных объектов и их уровня адаптации (наличие стандартных пандусов, поручней, входных групп и т.д.) для маломобильных групп населения – инвалидов, ветеранов. Комиссия продолжит свою работу уже в следующем году, а пока можно подвести некоторые итоги.


Но прежде чем делать обобщённые выводы по самой программе и ходу её выполнения в целом по области, обрисуем положение по программе в Курчумском районе, прежде всего в райцентре.

Курчумский порядок


Не касаясь в данной заметке других социально-экономических тем по району, о чём речь пойдёт уже в следующем году, заострим внимание на состоянии государственных социальных объектов в райцентре – административных зданиях, школах, спортивных и культурных учреждениях и т.д.

В целом можно считать Курчум чуть ли не образцовым райцентром, с точки зрения заботы властей о внешнем облике таких объектов. Из всего перечня зданий, выбранных для осмотра комиссии, не нашлось ни одного, к которому возникли бы вопросы.

Знакомство с райцентром началось с районного акимата. Бывшее здание райкома партии преобразилось ныне до неузнаваемости в лучшую сторону.


Причём отделка здания на новый лад коснулась не только фасада, на что зачастую только и хватает возможностей по модернизации старых зданий, но и внутренних помещений. Не сведущий человек, впервые попавший в Курчум, вполне может принять здание районного акимата за новостройку. Естественно, здание акимата отвечает всем стандартам по адаптации инвалидов. И ещё один приятный штрих к портрету главного здания района – оно уютно внутри. По коридорам – диваны под кожу, оранжереи из комнатных растений, картины в рамках и т.д.

Двигаемся дальше по райцентру – все здания социального значения выглядят на голову краше жилого фонда. Школы, помещения музея и библиотеки, другие присутственные объекты – или новые, или капитально отремонтированные, или, по крайней мере, свежепокрашенные, подбелены, и выглядящие молодцевато. Чувствуется особо внимательный надзор по содержанию государственно-имиджевого сектора строений райцентра.

Но не только на поддержание в надлежащем виде относительно старых объектов нацелена районная власть. Она работает и над расширением культурной инфраструктуры райцентра. В стадии завершения строительства находится архитектурный комплекс – Мемориал Славы. На нём представлены все герои района, отметившиеся своими подвигами и достижениями во славу родного региона и всей республики.

Полным ходом продолжается обустройство ландшафтного природного парка, который будет вторым в райцентре, насчитывающем всего около 10 тысяч населения. Для примера, в областном центре, в посёлке Аблакетка, сравнимом по численности населения с Курчумом, уже не осталось и следа от единственного парка посёлка, бывшего когда-то подлинным украшением микрорайона.


Ещё одно решение районных властей показалось нам ценным, причём настолько, что имеет смысл популяризировать его и в масштабах всей области. Дело в том, что в райцентре, как и в любом другом населённом пункте, есть заброшенные строения, которые могли бы послужить хорошую службу, и которые крайне не рационально списывать раньше срока с хозяйственной деятельности. Нужно просто найти им другое применение. Таким примером может послужить здание бывшей станции по ремонту сельскохозяйственной техники. Сама станция давно умерла, а здание, просторное и крепкое, из бетонных плит, осталось. Тогда районное руководство задумало перепрофилировать его во дворец спорта. Сейчас там идёт полным ходом ремонт, по окончании которого он примет под своей кровлей молодёжь района, увлекающуюся физкультурой и спортом.

В таком просторном помещении можно играть даже в мини-футбол, не говоря уже о других видах спорта. Главное в этом проекте по возрождению здания, возможно, даже не само решение о его перепрофилировании, а серьёзная работа с областными управлениями образования, физкультуры и спорта. Именно продвижение проекта, его логическая проработка является порой камнем преткновения для полезных начинаний в регионах. Неумение представлять и обосновывать свои предложения являются настоящим бичом в реализации многих проектов и программ регионального развития.

Курчумцы наглядно показывают на примере возведения своего дворца спорта, что и такие, масштабные для района проекты, можно успешно решать.

Что касается дальнейших перспективных планов социально-экономического порядка, речь о которых пошла в разговоре с руководящими работниками районного акимата, то информация об этом ожидает читателей в ближайших номерах газеты.

Отметим, регион очень богатый своими природными ресурсами, которые на данный момент используются далеко не на полную мощность. Есть планы по наращиванию этих мощностей, но об этом уже сообщим в новом году.

Пока же попрощаемся с Курчумом, с его главными для нас гидами в этой поездке – Разиёй Умубаевой – заместителем акима Курчумского района, и Сандугаш Такеновой – начальником отдела занятости и социальных программ района, поблагодарим их за помощь в работе комиссии и поговорим напоследок о самой программе по адаптации социально значимых объектов.

Стремление к стандартам


Стремление к международным стандартам качества жизни, тем более касающееся людей с проблемами передвижения, понятны и обоснованны. Наша жизнь прежде была лишена стремления к удобству и комфорту, да и не до того зачастую было в истории бурного XX века. Всё было нацелено на быстрое строительство и развитие, пусть и по спартанским стандартам. Но пришла идеология нового века с его подчас гипертрофированным стремлением к комфорту. Вот на такой волне и стала зарождаться программа по адаптации объектов к маломобильным группам населения, как одному из критериев оценки качества жизни в той или иной стране. Казахстан, имея стратегическую цель войти к 2050 году в число наиболее передовых стран, не мог не обратить внимания на реализацию такой программы. Это можно только приветствовать, ибо это комфорт «для кого надо комфорт», перефразируя известную фразу из кинофильма.


Нужно сказать, что побывав в десятке районов нашей области, комиссия отметила в целом положительную динамику по обустройству зданий к современным требованиям. Конечно, не везде гладко, доходит и до курьёзов, о которых сообщалось в предыдущих статьях – то пандус выведут на пустырь, то уклон у него такой, что без мотора не поднимешься, но в целом реакция местных властей, осуществляющих продвижение этой государственной программы – здоровая, рабочая. Нет сомнения, что ещё больше будет сделано в следующем году, что вкупе с новым строительством, где стандарты адаптации внесены уже на обязательном уровне, даст нам возможность заявить в скором времени, что мы подтянулись до определённого мирового уровня. Только не нужно гнаться за лидерством и устраивать «большие скачки», помня из истории, чем это обычно заканчивается. Пора трезво оценивать своё место в мировой иерархии, понимая, что лучше быть тридцатым, сороковым в табеле о рангах, но зато прочно, основательно, чем пыжиться, гробя колоссальные средства, дабы доказать своё временное нахождение в призёрах. А такие шаги, больше напоминающие саморекламу, уже делаются. Иначе чем объяснить, что всерьёз обсуждается вопрос об оснащении металлопандусами объектов в областном центре, стоимостью более 1 миллиона тенге за каждый (по слухам, цена на них ещё выше). Причём, что удивительно, в нашем городе – одном из центров цветной металлургии, нет предприятия, которое могло бы производить такие пандусы. Все они импортного производства, видимо выгодного для некоторых заинтересованных лиц.

Или другой пример. В одном из оздоровительных центров города для нужд инвалидов закупили импортную (опять же), коляску с движком, при помощи которого коляска может транспортировать инвалидов по ступенькам этажей здания. Здорово! Однако вот по полу коридоров, застеленных ковровыми дорожками, такая коляска уже двигаться не может. Их нужно сворачивать для каждой поездки. В общем, аппарат ограниченного использования, но цена впечатляющая – под полтора миллиона! Вопрос открытый – можем мы позволить себе такие расходы, или всё же пустить их на более насущные проблемы по адаптации зданий, или нужды маломобильных групп населения? Пока такие факты показывают не столько заботу о них, сколько рекламную кампанейщину. Об этом стоит подумать накануне нового финансового года, при этом, не забывая и о главном – продолжении программы по адаптации социально значимых объектов, где наряду с её необходимостью и полезностью, присутствовала бы и бережливость по расходованию бюджетных средств.

P. S.

В заключение серии публикаций в этом году, посвящённых теме по адаптации социально значимых объектов к нуждам маломобильных групп населения, автор хотел бы особо поблагодарить руководителя Департамента комитета труда, социальной защиты и миграции по ВКО Сатекова Булата Калимовича. Без его участия и инициативы написание этой серии было бы делом трудно выполнимым. Он деликатно давал возможность журналисту не ограничивать свою работу узкими рамками участия в комиссии по данной тематике, а помогал расширить эти рамки, для более общего ознакомления с регионами в которых побывала возглавляемая им комиссия.

Сергей МИХЕЕВ