Полуправда хуже лжи!

Газета "Flash!"

Не так давно одна из городских газет- «толстушек» в заметке «Кто дымит?» выдала информацию о выявленных превышениях допустимой концентрации (ПДК) в районе Промплощадки в ходе проверки 11-23 мая 2011 г. Из статьи следовало, что совместная проверка природоохранной прокуратуры, Гидрометцентра и Иртышского департамента экологии выявила «виновников загрязнения» и привлекла их к ответственности: УК Металлургический комплекс «Казцинка» был оштрафован на 300 тысяч тенге, УК ТЭЦ — на 8,6 миллиона.



Бросался в глаза смачный подзаголовок: «Выбросы в воздух превышают ПДК в 7 раз!», сочиненный в явно популистских целях. Неискушённый и слабо разбирающийся в аспектах экологических проблем читатель, «переварив» такую информацию, наверняка воскликнет: «Так их! Мало ещё оштрафовали!» Ну а мы, дабы не идти на поводу у обывателя, эту информацию решили перепроверить, и разослали официальные запросы вышеозначенным «виновникам». И оказалось, что опубликованная газетная «бомба» была вдоволь нашпигована сырым, и не вполне достоверным материалом. Потому и не взорвалась с большим шумом, который, видимо, планировали её заказчики и устроители, а «пшикнула», и затухла. Однако, в этой публикации были моменты, которые не могли не насторожить: всю её пронизывала чёткая антиказцинковская направленность. Одни факты были, что называется «притянуты за уши», другие излагались настолько предвзято и тенденциозно, что можно было только диву даваться профессиональной «неподготовленности» подобных «сочинителей»! Например, заметка заканчивалась вопросом журналиста к экологам: «Планируется ли мониторинг «Казцинка» после запуска медеплавильного завода?» Из чего явно читатель автоматически должен сделать вывод, что виновник всему – «Казцинк», ведь об УК ТЭЦ и иных загрязнителях подобных уточнений произнесено не было. Да и судя по всему другие «виновники загрязнения воздуха» авторов и инициаторов данного опуса особо не интересовали. Налицо однобокий, односторонний подход к проблемам загрязнения атмосферы Усть-Каменогорска.

В последнем номере газеты «Flash!» от 18 августа 2011 года в статье «Мониторинг по заказу» мы постарались дать объективную и чёткую картину загрязнения нашего воздуха. Напомним вкратце, что одним из самых опасных элементов, поступающих в атмосферу Усть-Каменогорска, является диоксид азота (вещество 1 класса опасности), вызывающий развитие онкологических заболеваний. Он является производным деятельности теплостанций (около 6000 тонн в год), автотранспорта (порядка 7000 тонн в год) и в малых долях – частного жилого сектора (около 0,5 тонны в год). Его выбросы 2 ПДК в день. Но если экологические проверки на ТЭЦ периодически проводятся (хотя пока не привели к значительному снижению выбросов диоксида азота), то автотранспортом практически никто всерьёз не занимается. Убедительная картина явственно видна на улицах нашего города, переполненных всевозможными «развалюхами», списанными в цивилизованных странах, и купленных за границей нашими автовладельцами и автоперевозчиками за бесценок. Последним, очевидно, плевать на здоровье сограждан, которые они губят обильными выхлопами своих «рыдванов» и «тарантасов», но поражает бездействие власти, спокойно взирающей на подобную рухлядь!

В июле нынешнего года мне довелось побывать в Стамбуле, и за несколько дней пребывания в старой турецкой столице сделал невольный вывод: самочувствие было отличным! И это при том, что население Стамбула свыше 20 млн. человек (почти вдвое больше Москвы), число автомобилей – соответственно десятки тысяч моделей всевозможных марок. На улицах – частые заторы, «пробки». Но, даже прогуливаясь по тротуару, вдоль мощного, восьмирядного потока машин – ни жжения в горле, ни привкуса копоти во рту, ни иных противных симптомов, столь знакомых на улицах Усть-Каменогорска, там не ощущалось. Мои наблюдения в течение двух недель отметили немаловажный факт: АБСОЛЮТНО ВСЕ автомобили на дорогах Турции НОВЫЕ. Расспросы автомобилистов подтвердили это – все водители в один голос заявили, что просто не понимают, как «развалюха» может оказаться в Турции! И за этим хорошо прослеживается политика государства, которое ввело жёсткий запрет на ввоз и эксплуатацию «старья». Местные муниципальные чиновники в любом, даже крошечном городке, строго контролируют выполнение всех распоряжений правительства на этот счёт, включая качество бензина. Всюду стандарты «Евро-5». Поэтому увидеть там длинный чёрный шлейф выхлопа от автобуса или легкового автомобиля – картина просто нереальная!

Иной, и весьма невеселый «пейзаж» почти ежеминутно наблюдаешь на улицах Усть-Каменогорска: жутко дымящие автобусы, старые «Скании» и особенно китайские жёлтые маршрутные «Четвёрки» и «Десятки», буквально окучивают чёрными клубами стоящих на остановках. Что уж говорить про всевозможные грузовики, и даже потрёпанные «легковушки». Отсутствие контроля за средствами передвижения сразу бросается в глаза! Похоже, что власти, дорожные и санитарные полицейские на всё это просто махнули рукой. Практически никто не занимается и качеством бензина, вызывающего множество нареканий. Но лично я не слышал о регулярных проверках местных автозаправок ни со стороны Департамента экологии, ни со стороны «общественников»- экологов, вовсю кричащих о борьбе за экологию. Отсюда вывод: все проверки проводятся избирательно. На кого надо – «наедут», на кого не надо – закроют глаза. «Королей бензоколонок» и вышестоящее «бензиновое лобби» трогать, похоже, опасно. Да и не велено! Об этом свидетельствует следующий факт. В Усть-Каменогорске много лет подряд наблюдается сильно превышение ПДК по бенз(а)пирену и фенолу (см. «Flash!», №16 (212) от 18.08.2011 г.). Но эти вещества даже не включили в список компонентов, которые будет отслеживать система экологического мониторинга, широко «пропиаренная» властями в СМИ. А Гидрометцентр, ничтоже сумняшеся, исключил в 2010 году бенз(а)пирен из таблиц своей отчётности, в которых отмечаются самые опасные выбросы в воздух. И, о чудо, «автоматически» находящийся на втором-третьем местах сернистый ангидрид выходит в лидеры! Думается, что это было сделано по указанию «сверху». Вот и верь нашим метеорологам!

Ещё в числе наиболее опасных веществ, выбрасываемых в воздух, есть бериллий и плавиковая кислота. Это производные УМЗ, но и их система городского мониторинга тоже почему-то не будет отслеживать. И чиновники, и дилетанты-журналисты вовсю напирают на диоксид серы, вещество III класса опасности, производимое «Казцинком». И хотя «Казцинк» осуществляет ежегодное снижение этих выбросов в атмосферу (ныне уже 1,1 ПДК вместо 4 ПДК в начале столетия!), его по-прежнему выставляют чуть ли не главным виновником и погубителем областного центра. Это – популистский и далеко не научный подход.

Если кто-то решит, что я – за «Казцинк», то могу сказать – да, я за! Но именно в той части, чтобы всем доставалось по заслугам, каждой сестре – по серьге. Не прибывая ни минуты в наивности в части того, что металлургическое производство – не сахарная фабрика, могу чётко сказать – скрыть их воздействие на природу сложно. Да и ведь по какой-то странной причине они этого и не делают! Вот берут и возят нас, журналистов, по своей территории и показывают всё, как есть. Не подбирая дни, не останавливая производство. И где у них ещё есть слабые места – говорят об этом. Хотя, конечно, могли бы нас «парадным путём» возить, как это делают многие их соседи.

А теперь вернёмся к весенней проверке, проведённой Гидрометцентром и Департаментом экологии, и «разложим по полочкам» всё, что было связано с нею. Для начала процитируем ответ за подписью исполнительного директора АО «AES» УК ТЭЦ Ж.Жумадила. Поблагодарив за обращение к нему по столь важным вопросам, он пояснил:

— В настоящее время с целью снижения выбросов оксидов азота на АО «AES Усть-Каменогорская ТЭЦ» производится реконструкция горелочных устройств с применением технологии подачи пыли высокой концентрации под давлением. (Подача пыли высокой концентрации в топку позволяет уменьшить температуру в факеле её горения и, следовательно, уменьшит образование оксидов азота на 20%). На сегодняшний день применение данной технологии реализовано на двух котлоагрегатах высокого давления, а также, согласно программе модернизации, продолжаются работы по внедрению данной технологии на котлах высокого давления.

Семь из девяти котлоагрегатов АО «AES Усть-Каменогорская ТЭЦ» оснащены эмульгаторами II поколения конструкции Ю.А. Папарина. Продолжаются работы по монтажу эмульгаторов на оставшихся 2-х котлоагрегатах (по одному в год). Монтаж эмульгаторов позволяет добиться степени золоулавливания более чем 99,1% и увеличения улавливания окислов серы до 5-7% без введения специальных реагентов…

…Реализация вышеуказанных природоохранных мероприятий позволяет привести показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствие требованиям Технического регламента.

Внеплановая проверка соблюдения экологического законодательства РК действительно была проведена в сроки с 26.05.2011 г. по 15.06.2011 г. ВК филиалом ГУ «Иртышский департамент экологии». В результате выявленных в ходе проверки нарушений было наложено административное взыскание, нами, в свою очередь, в полном размере возмещён причинённый ущерб.

Отсюда следует, что на УК ТЭЦ признают результаты проверки, и отмечают её справедливость в отношении их предприятия. Весной-летом нынешнего года там производился плановый ремонт, и ТЭЦ перешла на более низкую трубу. Соответственно, отсюда сильное превышение всех норм, так как дым рассеивался невысоко от земли, прямо на головы сотрудников УМЗ и «Казцинка», а за забором – город… Диоксида азота в воздухе оказалось в 6,6 раза больше нормы! За это администрация УК ТЭЦ заплатила штраф 2 млн. тенге, и «возместила ущерб в размере 6,6 млн. тенге». Всего 8,6 млн. тенге. Цифры впечатляют! На их фоне сумма штрафных санкций в отношении «Казцинка» – 300 тысяч тенге – выглядит менее серьёзной. Но, не взирая на это, инициаторы приснопамятной статьи и УК ТЭЦ, и «Казцинк» явно предвзято «подмели под одну гребёнку». Как говорится, «до кучи»!

От экологов на «Казцинке» нам удалось узнать следующее. Проверка, проведённая Иртышским департаментом экологии, на самом деле проходила с 6 мая по 14 июня 2011 года и была весьма «насыщенной». Обычно, как показывает практика, замеры производят 1 раз, но тогда их делали 5 раз – и никаких превышений и отклонений от норм не нашли! (Для сведения: всего на предприятия 160 источников выбросов, их все проверяли). Лишь на шестой раз экологи обнаружили-таки незначительные превышения норм на 2-х источниках. Повторяем: из 160! Там произошёл технологический сбой, ликвидированный в считанные минуты, но за это время показания на двух трубах по диоксиду серы превысили норму на 13%, по оксиду углерода в 2 раза. За эти, мы подчеркнём, незначительные, кратковременные и быстро устранённые нарушения «Казцинк» заплатил штраф 107 788 тенге (а вовсе не 300 тысяч!). А как же остальные 196 тысяч тенге, упомянутые в вышеуказанной статье, спросите вы? Так вот – они штрафом за превышение выбросов не являются. Ни юридически, ни фактически. На градирне случился небольшой кратковременный пожар по вине подрядной организации, производившей сварочные работы. Пожарные его быстро локализовали и потушили (за 15 минут), сгорела всего лишь полимерная обшивка, и стоимость ущерба составила 8 805 тенге. Тем не менее департамент экологии оштрафовал и за это, хотя по сути не имел права: в таких случаях штраф выписывают пожарные, причём, должны это делать в отношении непосредственных виновников, то есть тех же подрядчиков. Таков закон. Но «Казцинк» оплатил и этот штраф. А ещё в те самые 300 тысяч тенге вошли штрафные санкции за то, что 1 тонна строительных отходов всего одни сутки пролежала на необорудованной площадке. Мусор, как мы понимаем, выбросами в воздух никак не является, а его уборка – дело сугубо внутреннее на любом предприятии. Последний факт особенно красноречиво подчёркивает особо пристальное внимание именно к «Казцинку». Такое впечатление, что претворяется в жизнь установка: «Найти хоть что-нибудь любой ценой!». Вот, к примеру, интересно бы спросить у сотрудников Департамента: а какую сумму заплатил за свой известный всему городу пожар УМЗ? Кто-то знает эти цифры?

Параллельно с проверяющими из Департамента экологии, вокруг «Казцинка» почти полтора месяца кружили лаборатории Гидрометцентра. Они перемещались вдоль санитарно-защитной зоны, и лишь однажды в районе административного здания ТОО «Казцинк» обнаружили превышение по диоксиду серы в 7 ПДК, по диоксиду азота в 6,6 ПДК, по фенолу в 7,6 ПДК. Но насколько можно верить их данным в свете вышеизложенного? Следует отметить, что здание заводоуправления «Казцинка» находится рядом с УК ТЭЦ, кроме диоксида азота выбрасывающей и диоксид серы, через забор от УМЗ. Специалисты считают, что в тот день из-за «розы ветров» все окрестные выбросы и надуло в ложбину к административному корпусу. В жилых районах города таких превышений не было, а значит, фактически все выбросы остались в Промзоне. Кроме того, вещество фенол, о котором мы упоминали выше, ни к «Казцинку», ни к УК ТЭЦ отношения не имеет никакого. Помимо автотранспорта он является производным всевозможных лако-красочных производств. Нелишне вспомнить, что вокруг ТЭЦ и «Казцинка» великое множество СТО и различных мастерских, фирм. Встречаются и небольшие заводики. Все они воздух явно не озонируют, однако ни об одной экологической проверке этих производств до сих пор не слышно. Очевидно, господа проверяющие действуют по принципу: «А что с них взять?» Вот и вся пресловутая «объективность»!

Что касается медного производства ТОО «Казцинк», о котором уже родилось столько слухов и сплетен, то можно сказать достоверно одно: это новое производство будет безопасней и надёжней любого старого. Хотя и за старыми «казцинковцы» надзирают бдительно. По этому поводу мы специально обратились к начальнику службы по поддержке производства УК МК ТОО «Казцинк» Казтаю ТАКЕЕВУ, и вот как он прокомментировал ситуацию:

– Мы сами денно и нощно мониторим медеплавильный завод. Осуществляется ежечасный контроль, все данные тщательно анализируются. Выясняем в деталях: какой процесс на что конкретно влияет,… какие возможны отклонения. Но их пока не было! Завод функционирует с 11 июля на 10% мощности. К концу нынешнего года планируется запустить его на 20-30% мощности, и лишь к концу 2012 г. – на проектные показатели.

– Ваш собственный, заводской мониторинг – он достоверен и точен?

– Уверяю – абсолютно! Понимаете, нам самим, без оглядки на государство, выгодно знать всю правду. Автоматизация у нас полная, так что человеческий фактор сведён до минимума. Контроль ведёт ИТР-персонал, прошедший обучение за рубежом. Плюс – контроль со стороны иностранцев. Да-да! Коллеги из Австралии, Германии, Финляндии и Японии, поставившие нам своё оборудование и технологии, отслеживают его в работе. Живут здесь. Они посменно, изо дня в день, дежурят рядом с нашими специалистами. Без них – ни шагу! Автоматические приборы-датчики уже стоят на трубах медьзавода, а скоро будут стоять и на всех трубах цинкового и свинцового производств. Кроме того, мы установили видеокамеры, показывающие «картинку» каждой трубы. Так что надзор у нас двойной. Медное производство – суперсовременное производство.

Кстати, в канун Дня города, 29 августа, в Усть-Каменогорске с большом помпой презентовали Центр экологического мониторинга. Расположился он в Промзоне: пр. Абая, 181/3. По мнению властей, внедряя его, они рассчитывают получить «расширенную и углубленную картину, необходимые данные, которые позволят оперативно влиять на экологическую ситуацию». В планах – увеличить число приборов-анализаторов для областного центра (пока их задумано установить 13), и даже есть желание делать мониторинг воздуха в других городах области – в Риддере, Семее, Зыряновске. И не просто делать, а показывать народу все результаты замеров в режиме on-line. Аким г.Усть-Каменогорск И.Абишев, выступивший на открытии Центра, заявил:

– Уже сейчас установлено восемь постов замеров, а контроль по воздушному бассейну идёт по шести ингредиентам: хлору, формальдегиду, диоксиду серы, угарному газу, то есть тем, которые имеют наши промышленные гиганты – УМЗ, Казцинк, ТМК.

Странно, но в перечне гигантов-загрязнителей, которые озвучил аким, не прозвучали ещё двое виновников отравления наших легких – УК ТЭЦ и Согринская ТЭЦ, выбрасывающие в воздух сверхопасный диоксид азота. Да и про само онкоопасное вещество почему-то не было сказано ни слова! Названы были далеко не самые опасные ингредиенты. При этом невольно возникает вопрос: а как будут контролировать УМЗ, если производные завода – бериллий и плавиковая кислота – тоже отсутствуют в списке шести основных компонентов, подлежащих проверке системы мониторинга? Такое впечатление, что городские власти и приближенные к ним «общественники»-экологи заранее и поимённо знают всех «виновников-отравителей», а городская система мониторинга воздуха им нужна чисто для соблюдения формальностей и исполнения каких-то только им одним известных целей. Каких – думаю, скоро будет ясно. Лично мне всё это напоминает старый детский анекдот:

Садятся играть в карты медведь, волк, лиса. И медведь сразу же категорически заявляет: «А кто будет мухлевать – того сразу будем бить по наглой рыжей морде!»

Вам смешно? А вот мне при такой постановке вопроса как-то не очень…

Повторюсь, хоть и не люблю я этого: я за равный ответ всех перед законом. И если «газят» все – то все и должны отвечать, а не по принципу: он – мой сват, брат, тесть – его не трону, а есть признанный «козёл опущения» – ему и припишем. Конечно, «им» выгодно это делать. Но разве мы-то с вами просто покорные овцы, чтобы вот так взять и верить тому, что нам так усиленно пытаются вбить в мозг?



Сергей ВАСИЛЬЕВ