Государство и бизнес: встретимся в суде?

Газета "Flash!"

Почему так часто происходят судебные разбирательства между государственными органами и бизнес-структурами? На этот вопрос попытались найти ответ участники «круглого стола», организованного Восточно-Казахстанским областным судом. «Круглый стол» состоялся накануне Дня конституции. Кроме судей на него были приглашены представители юридических служб ряда акиматов, налоговых управлений, управления энергетики и ЖКХ ВКО, Совета директоров, Ассоциации строителей, Союза промышленников и предпринимателей.



Во вступительном слове председатель ВК областного суда Мухамеджан Пакирдинов отметил, что наша страна твердо идет по пути построения демократического, правового государства.

– В этом направлении работает и судейский корпус ВКО. Особое внимание в работе судов Востока уделяется гласности и прозрачности. И эта целенаправленная работа уже дает свои плоды. Количество жалоб на действия судей уменьшилось по сравнению с прошлым годом на 25%. Значит, судейский корпус идет в правильном направлении, – сказал председатель облсуда. – В этом же плане – и нынешний «круглый стол». Обжалование действий государственных органов, равно как и иски государства в отношении бизнес-структур – это нормальное явление для демократического общества. Путем свободного обмена мнениями хотелось бы выявить причины таких судебных разбирательств, выработать рекомендации для того, чтобы таких разбирательств было меньше. Особо хотелось бы услышать мнение предпринимателей.

Модератор «круглого стола», председатель кассационной коллегии ВК облсуда Анарбек Рамазанов отметил три главных направления судебных споров государства и бизнес-структур: это вопросы государственных закупок, обжалование действий госорганов и споры по налогу на добавленную стоимость при сделках с лжепредприятиями. По каждому из них состоялось отдельное обсуждение.



Государственные закупки

Судья специализированного межрайонного экономического суда по ВКО Бауыржан Тайтолеуов в своем выступлении обратил внимание, что много споров по госзакупкам вызывает процедура заключения договора. По закону договор должен быть заключен в 5-дневный срок после объявления итогов конкурса. Но зачастую бывает так, что поставщик отказывается от заключения договора. Это происходит потому, что поставщик, ознакомившись с реальными требованиями к работе, понимает, что выполнить ее он не сможет. Так, проводился конкурс на услуги специализированной охраны. На сайте госзакупок заказчик разместил объявление об общем объеме. Но когда победитель выяснил, что охрану нужно вести не на одном, а на трех постах, он решил отказаться от этой работы. Заказчик подал на него в суд о признании недобросовестным участником госзакупок и иск был удовлетворен. Поставщик предоставил свое ценовое предложение, тем самым продемонстрировал согласие выполнять этот объем работ. Ему нужно было заранее узнать все подробности у заказчика. Частенько в погоне за объемом работ поставщики участвуют в конкурсах, не очень задумываясь о своих возможностях, во всем соглашаются с заказчиком. А потом идут судебные разбирательства. Часто споры возникают из-за несоответствия поставляемого товара предъявляемым требованиям, или из-за нарушения сроков поставок. Судья считает, что в закон нужно внести изменения, и признавать недобросовестным участником госзакупок только за существенные нарушения.

Судья апелляционной судебной коллегии ВК облсуда Ераман Утешев призвал к ответственному подходу обе стороны госзакупок. Предпринимателям нужно быть подготовленными, если нет возможности содержать юриста, то хотя бы консультироваться в период участия в конкурсе. Не нужно бездумно принимать все условия заказчика, лучше выяснить все вопросы до подачи заявки. Заказчикам, в свою очередь, необходимо более качественно подходить к составлению заявки, особенно к технической спецификации, чтобы участникам конкурса было все предельно понятно, и они могли оценить свои возможности. Особенно тщательно нужно подходить к составлению проектно-сметной документации. 30% судебных споров происходят потому, что в документации нет тех видов работ, которые затем начинает требовать заказчик. Особенно это относится к строительству. Несоответствие ПСД влияет на сроки работ. Был такой случай, когда в ПСД срок строительства определялся в 23 месяца, а акимат в договоре поставил 4 месяца, загнав поставщика в заведомо невыполнимые условия. В итоге стройка остановилась, а стороны втянулись в затяжной судебный спор.

Судья ВК областного суда Айгуль Джалгабаева заметила, что часто разбирательства по госзакупкам происходят из-за несоблюдения условий договора или изменения условий договора. Нередко заказчики выставляют некорректные объявления на портале. А потом требуют при заполнении договора больше, чем было заявлено в объявлении. Особо внимательно нужно относиться к процедуре госзакупок предпринимателям. Ведь цена ошибок очень велика: в случае признания недобросовестным участником предприниматель лишается права участия в госзакупках на 18 месяцев, а в случае невыполнения условий договора – на 30 месяцев.



Обжалование действий госорганов

Заявление в суд на обжалование действий госорганов (именно заявление, а не иск) подается в течение 3-х месяцев, с момента, когда стало известно о нарушении. О порядке рассмотрения таких заявлений и о судебной практике рассказала судья специализированного межрайонного экономического суда Сауле Кабидолдина. Такие дела выделяются в особое производство. Порядок рассмотрения таких дел регламентируется нормативным постановлением Верховного Суда от 24.12.2010 г. №20. Обжаловать действие или бездействие госорганов можно в том случае, если нарушены права, созданы препятствия для деятельности или возложена незаконная ответственность или обязанности. При этом особо оговаривается, что не обжалуются действия или бездействие президента.

За I полугодие 2011 года в СМЭС по ВКО поступило 320 таких заявлений, по ним принято 138 решений.За такой же период прошлого года таких заявлений было 300, принято решений 123. Рост количества заявлений говорит с одной стороны об улучшении правовой грамотности населения, готового отстаивать свои права даже в судебном споре с госорганами, с другой – о росте доверия к судебной системе. В заявлениях обжалуются решения госорганов, уведомления налоговых комитетов, таможенных органов, действия антимонопольного комитета. Особенно часто обжалуются уведомления налоговых комитетов, а также решения местных исполнительных органов по земельным вопросам. Нередко акиматы затягивают рассмотрение заявлений о выделении земли, нарушают сроки, тогда в их адрес выносятся частные определения. Бывают случаи, когда акиматы оказываются неправы. Так, глава одного крестьянского хозяйства обратился с заявлением на акимат Глубоковского района. На принадлежащий ему земельный участок были выданы правоустанавливающие документы другому КХ. Суд восстановил справедливость и вынес частное определение в адрес акимата Глубоковского района и «Восток НПЦзем». Причем, как отметила судья, такие нарушения в земельных вопросах – сплошь и рядом.

Начальник юридического управления налогового департамента по ВКО Оксана Лезгиева внесла предложение, чтобы уведомления налоговых органов камерального контроля не являлись предметом судебных разбирательств. Такие уведомления никак не нарушают права предпринимателей. Налоговики лишь сообщают о выявленных недостатках и предлагают их добровольно устранить. А дело предпринимателя – соглашаться с этим или нет. Никаких санкций за неисполнение этого уведомления не следует. Но представители судейского корпуса с этим не согласились. Если есть право обжаловать, предприниматель волен им воспользоваться.



Лжепредпринимательство

– Часто фирмы, закупая товар у лжепредприятий, что называется, «попадают», – говорит судья специализированного межрайонного экономического суда Алия Кусманова. – Они реально покупают реальный товар, проводят его по всем документам, ставят на учет товарно-материальных ценностей. Но затем выясняется, что купили-то они его у лжепредприятия. И им придется платить за этот товар налог на добавленную стоимость. Поскольку лжепредприятие его не заплатило. А НДС подлежит зачету только в том случае, если он уже ранее был оплачен. НДС не может быть зачтен ниоткуда. Да, все понятно, что страдают добросовестные предприниматели, что определить является ли продавец лжепредпринимателем или нет, практически невозможно. Но ничего не сделаешь, НДС в таком случае приходится платить.

Оксана Лезгиева особо отметила, что лжепредпринимательство бьет по бюджету. Лжефирмы не платят налоги, а те, кто покупает у них товары, когда им начисляют НДС, редко его выплачивают. Они выбирают путь банкротства. Она также сообщила, что с 21 июля 2011 года в налоговое законодательство внесены изменения. Теперь НДС в случае покупки товара у лжепредприятия придется платить в том случае, если сделка признана незаконной. Это намного облегчает положение бизнеса. Ведь теперь у них есть шанс, что сделку можно будет признать законной.

Собравшиеся отметили, что такие «круглые столы» имеют большое значение. Обмен мнениями, практическим опытом – просто неоценим. Еще лучше – если рекомендации таких обсуждений дойдут до законодателей, будут воплощены в законах. Судьи лишены права законодательной инициативы. С такими вопросами к парламентариям должны обращаться общественные объединения. К сожалению, общественность как раз и не приняла участия в этом обсуждении. А жаль. Мнение самих предпринимателей было бы весьма важным. Но они не пришли. А потом будут жаловаться на произвол, на «зажим». А ведь нужно проявлять большую активность. Ведь впереди в областном суде намечены обсуждения других, не менее важных проблем.



Денис ДАНИЛЕВСКИЙ