Даже московские режиссеры и артисты восхищаются зданием драматического театра в Усть-Каменогорске. Если поднять подшивки областной газеты, и посмотреть материалы культурной рубрики 20-30-40 – летней давности, обязательно найдутся интервью самых именитых служителей Мельпомены, бывавших в областном центре ВКО с гастролями, где они расхваливают этот старинный дом в самом центре города. Причем, восхищаются не только с присущей деятелям искусства эмоциональной оценкой, но и с профессиональной точки зрения. Действительно, у нас получилось просто уникальное сочетание театра и помещения, в котором он расположен.
Сначала политические ссыльные, среди которых были такие известные личности, как Евгений Михаэлис, Орест Костюрин, решили на собственные средства возвести в уездном городке Народный дом. В этот дом они вложили не только деньги, но и душу, спроектировали и построили его с такой любовью, что здание и по сей день является архитектурным украшением города. Народный дом стал первым очагом культуры в городке, славившемся огромным количеством кабаков и трактиров. Первые спектакли в этом здании стали ставить еще в 1920 году. Конечно, когда в Усть-Каменогорске создавался профессиональный театр, он разместился именно в Народном доме.
Особая атмосфера старинного исторического здания, небольшой, уютный зал, камерность, просто витающая в воздухе некая отстраненность от будничной суеты, остающейся там, на улице – все это восхищало, и восхищает всех театралов – и артистов, и зрителей из других городов. Недаром главный режиссер театра Андрей Воронин называет это место «намоленным», «наигранным». Особенно прекрасен этот уголок города в октябре, накануне начала нового театрального сезона. Парк, частью которого является здание театра, сияет золотым убранством деревьев. Даже моросящий осенний дождь не портит настроение, разве что больше навевает философских размышлений. В этом пока еще сохранившемся под натиском рыночных отношений центральном историческом районе – тихо. Шумные улицы и проспекты в некотором отдалении, нет высоких зданий и современных конструкций в стиле хай-тек. Словом, это действительно, некая духовная точка, духовная пуповина Усть-Каменогорска. Театр и его здание уже давно превратились в единое целое.
И вот, это единство может быть разорвано. Разорвано по-живому.
– Мы все радовались, когда в городе началось строительство казахского драматического театра, – рассказывает главный режиссер Восточно-Казахстанского областного драмтеатра имени Жамбыла Андрей Воронин. – С 2000 года, с момента создания казахской труппы театра, мы работали в одном здании. Были определенные неудобства, но мы выходили из положения, понимая, что это временно, все равно наступит момент, когда будет построено здание для казахского театра. О необходимости строительства было много разговоров, как со стороны общественности, так и со стороны властей. Но дело сдвинулось с мертвой точки с приходом в область Бердыбека Сапарбаева. При новом областном акиме стройка развернулась полным ходом. На Левом берегу, по проспекту Сатпаева, уже практически готово новое современное просторное здание. Мы уже готовимся поздравлять наших коллег, наших друзей, соратников из казахской труппы с новосельем. Наконец-то они смогут расправить крылья и пойти в самостоятельный творческий полет, который, не сомневаемся, будет прекрасным. Мы гордимся, что почти 15 лет работали вместе, и уверены, что будущий казахский областной драматический театр станет одним из лучших в стране, получит и международную известность, и признание.
Но все может быть и по-другому. Если будут воплощены в жизнь планы чиновников от культуры – о переселении в новое здание казахского драмтеатра на Левом берегу и русской труппы. Вот что по этому поводу думает Андрей Воронин.
– Со всех высоких трибун самые разные руководители, начиная от акима области, говорили о том, что новое здание предназначено именно для областного казахского драматического театра. Об этом неоднократно сообщалось в средствах массовой информации. Сейчас даже обсуждается вопрос, чье имя будет носить новый театр – известного казахстанского поэта Оралхана Бокея или бывшего директора нашего театра Рустема Есдаулетова, скончавшегося пять лет назад, светлая ему память. И вдруг мы узнаем, что есть намерение разместить в построенном здании и нашу русскую труппу. Эти намерения нам совершенно непонятны. Получается, что все усилия руководства области по выбиванию средств из бюджета на возведение такого современного красивого здания, по самому процессу строительства пойдут прахом! Потому что вновь не будет ни полноценного областного казахского драмтеатра, ни полноценного областного русского драмтеатра! Вновь оба сложившихся, самостоятельных творческих коллектива будут делить одну сцену, и испытывать прочие неудобства, совсем не способствующие творческому процессу. Не будет двух театров, а останутся всего лишь две труппы. Русский театр, который сейчас юридически является русской труппой, любим и популярен в городе. Именно в это здание, здание исторического Народного дома, ходили и продолжают ходить десятки и сотни тысяч жителей и гостей нашего города. Ходят уже поколениями, приводят своих детей, приобщая их к искусству. Мы убеждены, мы знаем, что переселение русского театра из его исторического здания на новое место неизбежно повлечет отток зрителей, неизбежно и увольнение немалой части работников театра. Зачем все это нужно? Неужели лучше разрушить театр?
Андрей Васильевич приводит примеры других городов Казахстана, где прекрасно работают в отдельных зданиях казахские, русские и другие театры, приносящие на сцену театральное искусство других народов, проживающих в Казахстане.
– Далеко за примером ходить не надо. В Семее казахский театр имени Абая и русский имени Достоевского. Недавно открыли новый казахский театр в Шымкенте.
В кабинет главного режиссера заходят посланцы Карагандинского русского драматического театра имени Станиславского. С 23 октября в Усть-Каменогорске начинаются гастроли этого театра.
– Кстати, о гастролях. Приезжающие к нам театры выбирают именно наше здание и нашу сцену, – поясняет Андрей Васильевич. – Хотя им предлагают, например, зал и сцену Центрального дома культуры. Но гости отказываются, хотя там и гораздо большая вместимость. Они выступают у нас.
Здесь же будут давать свои спектакли и карагандинцы. Интересуемся, а как у них дела?
– До 2008 года, пока строилось новое здание казахского театра имени Сейфуллина, у нас много лет под одной крышей работали две труппы. Но в 2008 году новый казахский драмтеатр открылся и полноценно функционирует самостоятельно. Поэтому мы были удивлены, когда узнали, что у вас планируют объединить две труппы в новом здании, – рассказывают представители Карагандинского театра.
– К сожалению, наверное, руководители культурной отрасли не совсем понимают специфику нашего театра. Ведь именно под эту сцену, под этот зал и подбирался, складывался годами наш репертуар, именно под эту камерность, когда ощущается единение зала и артистов, особенно остро зритель сопереживает происходящее на сцене. Здесь лучше всего ставить классику, русскую и зарубежную, где, может быть, не столько внешнего эффекта, а больше внутреннего смысла. Зрители ценят наш репертуар, есть такие, кто ходит за сезон по 2-3 раза на один спектакль. На большой сцене нового театра нам придется пересматривать свой репертуар, кардинально его менять. На это нужны годы, – делится своими тревожными мыслями заведующая литературной частью Светлана Антонова.
– Не годятся для большой сцены нового театра и наши декорации. Они сделаны именно для небольшой сцены и небольшого зала, – поясняет заведующая постановочной частью Ирина Сахарова. – В случае переезда в новое здание эти декорации и реквизит окажутся просто ненужными, а это труд нескольких поколений нашего театра. И еще один момент. Мы можем давать гораздо больше спектаклей, со вторника по воскресенье. Сейчас мы не можем расширить число постановочных дней из-за того, что сцена используется двумя труппами. Но это вынужденная, объективная ситуация. И мы, и казахская труппа ждали открытия нового театра, чтобы эта проблема разрешилась раз и навсегда. Но, получается, что в случае переезда в новое здание казахской и русской труппы, все останется по-прежнему? Мы также как и раньше, будем разделять дни?
– Может быть, планы чиновников продиктованы и благими пожеланиями – дескать, зачем находиться в старом здании, если есть новое, просторное, современное? Но в том-то и дело, что театр может полноценно и творчески работать только в отдельном здании. Для артистов, зрителей, для искусства, наконец, будет лучше, если русский театр останется в своем прежнем, родном и для нас, и для завзятых театралов, здании. Только вот как объяснить это тем, кто призван принимать решения, – вопрошает Андрей Воронин?
Коллектив театра пытался донести свои тревоги и просьбы, написав коллективное обращение акиму ВКО Бердыбеку Сапарбаеву. Но артисты сомневаются, что обращение попало именно к главе области. Ответ пришел из управления культуры, архивов и документации. Вот что в нем говорится: «На сегодняшний день строительство нового театра не завершено, и говорить о переезде театра преждевременно. Также не уместны разговоры о продаже здания театра имени Жамбыла, так как оно является памятником культуры республиканского значения и состоит в реестре под №58. На основании изложенного повода для разговоров по поводу переезда в новый театр русской труппы театра имени Жамбыла не имеет основания».
– Ведь нам твердо не сказали, что мы остаемся в прежнем здании, в ответе говорится лишь о том, что разговоры о переезде «преждевременны». Если таких планов нет, почему не дали четкий и ясный ответ? – возмущается Андрей Воронин.
– Нам обязательно нужно встретиться с акимом области. Но нас не записывают на прием к нему. Говорят, что следующий прием будет 4 ноября, вот тогда, мол, и приходите. Но почему не записать нас заранее, чтобы глава области уже знал предмет разговора? Мы очень надеемся на эту встречу – говорит Светлана Антонова.
А пока посланцы театра повезли обращение по сложившейся ситуации в Союз театральных деятелей Казахстана.
– И еще один очень важный момент. Наверное, найдутся желающие попытаться приплести, притянуть «за уши» к этой истории национальный вопрос, – рассуждает Андрей Васильевич. – Дескать, не хочет русская труппа работать под одной крышей с казахской. Найдутся такие кликуши, и демагоги найдутся. Сразу хочу пояснить. Никакого национального вопроса тут нет и в помине. И не может быть никогда. Мы с нашими коллегами из казахской труппы проработали и прожили бок о бок 15 лет. И никаких проблем никогда не было. Мы стали не просто друзьями, коллегами за эти годы, а по-настоящему породнились. Мы – профессионалы, люди искусства. И думаем только об искусстве. А для искусства нужно, чтобы в городе было два полноценных театра!
Да, наверное, действительно чиновники от культуры думают, что артистам будет лучше в новом здании. А может быть, ими руководят и другие мотивы. Уже ходят слухи о продаже здания «нужным людям». Но это было бы уже слишком даже по нынешним временам. Похоже, намерения другие. Так, в кулуарах поговаривают, что в здании театра имени Жамбыла планируется разместить областной Дом дружбы. Действительно, в действующем Доме дружбы, находящемся еще в одном историческом здании города, стало тесновато. Но зачем решать этот вопрос за счет театра? Почему бы не построить новое, современное здание Дома дружбы? Например, в Левобережном парке, где расположена этнодеревня? Кстати, аким области критиковал этнокультурные центры за слабую работу именно в этнодеревне. Построить можно в рамках государственно-частного партнерства, которое очень хорошо развивается именно при Бердыбеке Сапарбаеве. Прекрасных примеров такого партнерства немало – это и новая мечеть, и дворец единоборств, и легкоатлетический манеж, и великолепный плавательный бассейн, и новая поликлиника в Согре. Ведь в каждой диаспоре есть очень богатые люди, влиятельные. Всем миром и можно построить.
Говорят, что театр начинается с вешалки. Но в любом случае он начинается с подписи чиновника, визирующего документ об открытии, или, наоборот, закрытии театра. Кстати, уже мало кто помнит, что был у нас в области в 1996 году такой аким – Кажмурат Нагманов. Так вот, он вполне серьезно хотел закрыть театр. Публично, на разных совещаниях говорил: «А зачем тратить деньги на содержание театра? Зачем он нужен? Я вот за всю жизнь ни разу в театр не ходил, и ничего, живу». Было и такое.
Какое решение примет чиновник, от которого зависит судьба театра? Под каким постановлением он поставит свою визу? Где русский областной театр драмы имени Жамбыла встретит свое 80-летие? Или к этому времени будет уже совсем другой театр, ничего общего не имеющий со своим знаменитым предшественником?
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ