Странное право

Газета "Flash!"

Статья 35 Конституции Республики Казахстан гласит: «Граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Однако пользуются ли граждане своим правом? Этот вопрос обсуждался на круглом столе, организованном Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности, при поддержке Казахстанского представительства «Национального демократического института международных отношений» и Представительства ГОА фонд им. Фридриха Эберта в Казахстане.

«Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц», завершаем цитату из Конституции. И эта норма как раз не позволяет воспользоваться гражданам своим правом, так как чиновники в любых собраниях могут видеть только угрозу.

Закон также не совершенен. В нем не отделены «котлеты от мух», и под массовыми акциями даже подразумеваются любые действия, совершаемые гражданином в публичном месте. Разрешительный порядок уже заранее обрекает всякое движение на провал. Да и разрешение могут получить только группа лиц, а отдельно взятый гражданин разрешения на шествие получить не сможет.

Да, действительно, ограничения должны быть. И они предусмотрены в итоговом документе совещания ОБСЕ, где сказано: «Любые ограничения… предписываются Законом и соответствуют международным стандартам». Только вот понятия о стандартах у нас с заграницей разные!

Например, согласно международным стандартам, ограничения должны быть пропорциональны рискам и угрозам; главенствует принцип возможности получить право на собрание в требуемом месте; неудобства населению не являются поводом для запрета; власти обязаны защищать проводящих собрание; наказание должно быть пропорционально угрозам; допускается задержание или разгон демонстрантов, но эти меры пропорциональны угрозам. Это лишь часть требований стандартов. Практика показывает, что данные стандарты не применяются в Казахстане.

Ну, и, конечно же, граждане также серьезно относятся к заявкам, насколько несерьезно к правам человека относится бюрократический аппарат. Из 28 собраний, за которыми велось наблюдение Бюро по правам человека, только в 8 случаях подавались заявки на их проведение, в 5 случаях они были получены (3 проведены без разрешения), а в 20 случаях заявки даже не подавались.

В общем, пропредседательствовав больше полугода в ОБСЕ, мы дожили только до очередного доклада о несовершенстве нашего законодательства, а также о боязни чиновничьего аппарата возникновения серьезной оппозиции, которое и заключается в подавлении любых попыток «спустить пар населению». А это уже серьезно, если учесть правовой беспредел в отношении отдельных категорий граждан, каковая категория ежегодно увеличивается. Идет накопление недовольства. И есть вероятность превышения «критической массы». Что может привести к катастрофическим последствиям.



Алексей БОЖКОВ