ДОВЕРИЕ ЧЕРЕЗ РЕАЛЬНЫЕ ДЕЛА

Газета "Flash!"

– Обычно все новое, особенно технологии, особенно, если это связано с экологией – проходит трудно, встречает непонимание, недоверие, настороженность. И это естественно, у людей срабатывает чувство самосохранения. Но когда эта настороженность превращается в стену непонимания, когда не хотят слышать никаких аргументов, фактов, цифр – это уже становится не позицией, а позой, иногда – нарочито демонстративной. При таком подходе мы никуда не продвинемся, – сказал в своем выступлении на общественных слушаниях в Зыряновске вице-президент по производству ТОО «Казцинк» Юрий Гусев.



Именно такую «стену непонимания» и «возвела» в Зыряновске инициативная группа, выступившая категорически против проекта переработки на Зыряновском горно-обогатительном комплексе мышьяксодержащих отходов Усть-Каменогорского металлургического производства и дальнейшего их складирования на хвостохранилище комплекса. Как только об этом проекте стало известно, инициативная группа сразу же призвала горожан «подняться против превращения Зыряновска в могильник ядовитых отходов». При этом, кроме громких лозунгов, никаких других аргументов инициативная группа не приводила. Предложение руководителей «Казцинка» о конструктивном диалоге, в ходе которого компания выразила готовность предоставить все необходимые расчеты, было отвергнуто. И хоть и вошли некоторые инициативщики в состав мониторинговой комиссии, проводившей независимую общественную экологическую экспертизу проекта, даже заключения привлеченных группой экспертов в этой области их не удовлетворили. К слову, среди этих инициативщиков – продавец, пенсионер, рабочий и юрист, которые заняли жесткую оппозицию – «не верим и всё!». Через комментарии и рассылки в Интернете город был взбудоражен слухами и пророчествами о грядущем «апокалипсисе» Зыряновска от мышьяка. Более того, как рассказывают горожане, в своей активности инициативная группа перешла все дозволенные рамки – сбор подписей против проекта велся даже среди школьников. Каким образом инициативщики могли пройти в школы и собирать там подписи у детей – вопрос, конечно, интересный.

В такой ситуации руководство «Казцинка» осталось верным своему твердому, раз и навсегда установленному принципу – открытости, прозрачности, готовности к диалогу и ответам на самые неудобные вопросы.

Уже за 20 минут до начала зал, где проводились общественные слушания по проекту складирования отходов, был забит до отказа. Горожане, не попавшие в зал, стояли на улице и через громкоговорители следили за ходом слушаний. Правда таковых оказалось только 12 человек (из них половина – это организаторы мероприятия плюс два сотрудника полиции, которые были здесь для обеспечения общественного порядка). 16 мая на суд общественности вынесли технико-экономическое обоснование проекта и предварительную оценку воздействия на окружающую среду. Главный эколог ТОО «Казцинк» Борис Колпаков особо подчеркнул, что после окончательной доработки проекта будут проведены еще одни общественные слушания.

Итак, суть проекта в том, что мышьяксодержащие отходы УК металлургического комплекса будут доставляться в Зыряновск и на местной обогатительной фабрике перерабатываться в малотоксичное соединение – скородит. А уже скородит станут складировать на действующем хвостохранилище Зыряновского ГОКа. Кстати, 80% всех мышьяксодержащих отходов «Казцинка» получается именно из руды Малеевского рудника, расположенного неподалеку от Зыряновска. В Усть-Каменогорске такие отходы перерабатывают в арсенит и арсенат. Сразу возникает вопрос – почему не продолжать складировать переработанные отходы на хранилище Усть-Каменогорского металлургического комплекса? Не получается ли так, что областной центр от таких отходов избавляют, а в Зыряновск их просто «сбагривают»?

Все дело в том, что у «Казцинка» давно выработано правило: все техногенные отходы – это, фактически, дополнительные месторождения полезных ископаемых. Нужно только умело подойти к их использованию, получить технологию переработки и извлечения ценных компонентов – и эти, на первый взгляд вроде бы бесполезные и даже вредные горы отходов превратятся в новое сырье. А ведь сырьевая база Зыряновского горно-обогатительного комплекса постепенно исчерпывается. Рудные запасы рассчитаны до 2030 года. И хотя «Казцинк» немалые средства вкладывает в геологоразведку, тем не менее, вторичное сырье из техногенных отходов будет хорошим подспорьем, подстраховкой, гарантией того, что в 2030 году Зыряновский комплекс не остановится, а город не умрет. Юрий Гусев по этому поводу сказал так:

– 100 млн. тонн отходов на хвостохранилище – это наше будущее. У нас уже есть хороший опыт переработки отходов в Риддере. Через 2 года там завершится переработка отходов хвостохранилища 1926-1953 годов хранения. Затем начнем перерабатывать отходы, накопленные с 1953 года.

Совершенно очевидно, что проект затеян вовсе не для того, чтобы «обидеть» Зыряновск и перевести туда отходы. Цель в другом – продумать будущее градообразующего производства и самого города.

Кстати, по классу опасности скородит можно было бы складировать, просто вываливая его в хвостохранилище (так разрешено складировать вещества III класса опасности). Но в таком случае скородит со временем размывается (смешивается) с хвостами флотации. И, естественно, теряются ценнейшие компоненты для вторичной переработки. Поэтому было решено пойти по более сложному, но более экономически эффективному и экологически безопасному пути.

О строительных особенностях проекта рассказал его разработчик из Санкт-Петербурга Анатолий Бабич. Выделенный объем действующего хвостохранилища позволит проводить складирование в течение 16 лет. Проводится оно будет картовым методом – скородит уложат в 8 карт, каждая из которых рассчитана на 2 года. Для исключения попадания скородита в грунт и в подземные воды поверхность будет покрыта геомембраной – полимерным прочным материалом. Складирование будет производиться в 5 ярусов. Большегрузная техника для этого использоваться не будет. Разработаны специальные подъемные механизмы, которые станут опускать мешки весом в 1,5 тонны. Пустоты между мешками для большей устойчивости будут закладываться. Затем хранилище законсервируют, покроют защитным двухметровым слоем.

Особо стоит отметить, что до начала реализации проекта проведены большие подготовительные работы. Так, внедрена система полного водооборота, разработан перехват подземного стока, исключающие попадание каких-либо вредных выбросов в местные речки.

Аким Зыряновского района Ермак Салимов возглавил общественную группу, которая с помощью независимых экспертов изучила все предоставленные разработчиками проекта расчеты и документы, а также учла мнения и предложения, замечания горожан, поступавшие в общественную приемную. И вынесла свое заключение, о котором сообщил глава района: проект соответствует установленным экологическим и санитарным нормам и не нанесет вреда экологическому состоянию города и района. При этом Ермак Салимов передал разработчикам все пожелания и замечания горожан, чтобы они были учтены на дальнейшем этапе проектирования.

Кроме группы, проводившей общественную экспертизу, проект изучила еще и мониторинговая группа, куда также вошли представители общественности. Мониторинговая группа получила заключение пяти независимых экспертов: при строгом соблюдении всех норм и правил проект не представляет опасности. Об этом доложил представитель группы Александр Самосий.

Не обошлось и без острых вопросов. Зыряновцев прежде всего интересовало, есть ли опасность разрушения хвостохранилища при сильном землетрясении. Не прорвет ли в таком случае дамбу, не пойдут ли в город потоки вредных веществ?

Горожанам не стоит беспокоиться, – убеждены разработчики проекта. Конечно, сегодня, после трагедии в Японии, остро стоит вопрос сейсмоустойчивости промышленных и жилых объектов. По действующим нормам, запас прочности у такого типа хвостохранилища должен быть 1,26. Реальный запас прочности 1,32-1,35. Хранилище рассчитано на 7-балльное землетрясение, а дамба – на 8-балльное. Хвостохранилище эксплуатируется с 1968 года, и никаких техногенных аварий за эти годы не произошло.

Представители поселка Малеевский, расположенного неподалеку от рудника, выразили опасение, что ветер будет нести к ним отходы в виде пыли и мелких частиц. Также они подняли вопрос о качестве питьевой воды в поселке. Никакого серьезного влияния на воздушный бассейн складирование скородита не окажет. Скородит будет складироваться в абсолютно герметичных мешках. Для самого процесса складирования большегрузная техника привлекаться не будет. Продуманы меры, чтобы во время строительства минимизировать образование пыли от проезжающих машин и строительных работ. Что касается питьевой воды, этот вопрос будет решаться местными исполнительными органами в рамках государственной программы «Чистые воды».

– Очень важен вопрос доверия населения к предприятию, к градообразующему предприятию, – сказал вице-президент ТОО «Казцинк» Юрий Гусев. – А доверие можно завоевать только через конкретные дела. Думаю, что «Казцинк» доказал, что проводит политику реальных дел. Много было хорошего в советское время. Но при решении экологических вопросов тогда преобладала экономическая составляющая, их отодвигали на потом. И многие экологические проблемы достались «Казцинку» еще с того времени. И наверное никто из присутствующих не скажет, что эти проблемы не решаются. Возьмем хотя бы введение бесцианидной технологии. Ветераны предприятия помнят, что раньше использовали 3 тонны цианида за смену. А сейчас используется 3 тонны в месяц.

Скородит является веществом III класса опасности. Но, в данном случае, хранить его будут как вещество I класса опасности. Получается тройная степень защиты. Скородит сам по себе нерастворимое вещество. Его будут складывать в нерастворимые мешки, которые опустят на хранение в непроницаемое ложе. Даже далекому от технологических тонкостей человеку понятно, что при таких мерах предосторожности какие-либо чрезвычайные ситуации исключены.

Техногенные отходы – это не только будущее комплекса, но и настоящее. Ведь проект переработки мышьяксодержащих отходов в скородит и его хранение на хвостохранилище дает более 100 дополнительных рабочих мест зыряновцам.

По окончании общественных слушаний каких-либо непонятных вопросов уже не было. Информация была предоставлена исчерпывающая. И разработчики проекта, и заказчик в лице ТОО «Казцинк» убедили собравшихся в его безопасности и своей полной ответственности за реализацию проекта в действительность. Все желающие могли остаться и поговорить с руководителями проекта в индивидуальном порядке. Но, те же участники инициативной группы, пошумевшие в ходе слушаний, не воспользовались этой возможностью. Видимо, и у них не нашлось вопросов.

Казцинковцы вновь показали образец открытости и ответственности. Компания весьма дорожит своей репутацией экологически ответственного предприятия. К сожалению, не все проводят такую политику, не все хотят следовать этому примеру. В городе Усть-Каменогорске сейчас разворачивается много проектов, так или иначе влияющих на окружающую среду, облик областного центра. Но при этом никто не собирается обсуждать эти проекты с горожанами, с общественностью, прислушиваться к народному мнению. Это весьма хлопотно, долго. Но ведь иного пути для завоевания доверия народа нет. Это понимают в «Казцинке» и идут по этому пути.



Денис ДАНИЛЕВСКИЙ

Зыряновск – Усть-Каменогорск