Прошедший чемпионат мира по футболу (ЧМ) подтвердил верность учения Карла Маркса о том, что «действующей общественно-экономической формации всегда соответствует обслуживающаяеё политическая надстройка». В переводе с немецкого, научного языка, на русский, разговорный – что-то вроде «каков поп, таков и приход». Мировой спорт и его самая популярный вид – футбол – давно уже переросли рамки «народной забавы для миллионов», превратившисьв составную часть мировой экономики и политики.
Вызывая собой ажиотаж у сотен миллионов человек (финал ЧМ смотрели 1, 5 миллиарда людей (!), почти треть взрослого населения планеты!), футбол способен оказать мощное влияние на общественное настроение, которое тут же подхватывают политиканы всех мастей, переводя футбольный страсти в предмет пропагандистского и финансового ликвидного товара.
Политология предмета
Действительно, какую картину мы наблюдаем в сегодняшнем мироустройстве? Её можно назвать – «Золотой век неоколониализма». А что тогда считать «золотым веком простого колониализма»? Визитной карточкой минувшей эпохи является Ост-Индийская компания. Напомним в кратких чертах суть её деятельности.
Созданная в начале 17-го века, компания была юридически неправительственной организацией, ведущей торговлю, или бизнес, как принято говорить сейчас. Не имея полномочий, свойственных государству – объявлять войну, аннексировать чужие территории, насаждать там выгодные для себя порядки, менять правительства и т.д., тем не менее, фактически этим компания и занималась. Но, не под имперским лозунгом – «Правь, Британия, морями!», раздражающим мировое общественное мнение и выставляя нацию «просвещённых мореплавателей» в ранге мировых узурпаторов, а под «прогрессивным и демократическим» флагом – поборников «общества равных возможностей для всех народов», через развитие торговли, культурной цивилизации и прочей демагогии. Под маской «взаимовыгодного сотрудничества и торговли», без применения тотальных конкистадорских ужасов. В основном при помощи подкупа местных элит, превращение их, заражённых коррупцией и космополитизмом, в послушное орудие колониальной экспансии, удалось без «шума и пыли», всего за пару столетий, выкачать из Индии – страны, стоявшей до этого неизмеримо выше Европы по культурному наследию и экономическому богатству – все живительные соки, превратить её в отсталый край с нищим населением. Сохраняя при этом формальности о «независимости» индийских княжеств.
А что мы наблюдаем сейчас? По сути, господство той же, ставшей уже глобальной, Ост-Индийской компании. Поменялись лишь масштабы деятельности, названия управляющих компаний и организационная структура. Теперь огромный мировой спрут, имеющий много аббревиатурных имён – МВФ, ВТО, МБРР и прочая и прочая, также выдавливают остатки соков из экономик и культур «суверенных государств». Человечество становится безликим, в прямом понимании этого слова. Всё подчинено, управляется и направляется по единым лекалам и образцам для подражания. Вместо разнообразия и самобытности национальных красок – однородная, послушная серость, в «мышиный цвет», удобный при пошивке униформы – школьной, солдатской (в Германии обожают этот цвет), рабоче-батрацкой.
Футбольное отображение
– Всё это, может и интересно, но причём здесь футбол? Чемпионат мира при чем? – задастся вопросом, читатель, привыкший внимать в футбольных известиях «маленькие футбольные хитрости» – типа: склоки внутри команды, судейские заговоры и подставные матчи.
Но здесь речь идёт о другом футболе. Футболе – как зеркале, в котором отображаются мировые проблемы. Какие же краски, полутона и нюансы высвечиваются на футбольном портрете по окончании ЧМ? Попробуем их разглядеть.
Сама игра и её тактика. Здесь никаких революционных изменений, подобных 1958 или 1974 годам, не произошло. Всё было ожидаемо. Продолжение развития «тотального» футбола. Ещё больше возросло значение умения вести игру компактными группами, выполнять «высокий прессинг», выжимать максимум из стандартных положений. Все усилия тренерской мысли были направлены на выстраивание тактической модели под умение и физическое состояние игроков в конкретном матче. Поэтому почти все научились менять тактическую модель по ходу турнира, сообразуясь с конкретным соперником, собственной усталостью, травмами и дисквалификациями игроков и т.д. Рассуждать в данной заметке о футбольных пропорциях: 4+3+3, 4+4+2 и т.д. мы не станем, оставим это «великим» экспертам с телеканала «Россия-2» Бубнову и Ловчеву.
Противостояние футбольных школ: латиноамериканской, западноевропейской, африканской и т.д. Вот здесь, со всей очевидностью можно говорить о нарушениях традиций и изменении привычного равновесия в силах. И это уже очевидная тенденция.
Впервые в истории уникальная по своей зрелищности и колориту латиноамериканская школа футбола терпит третье подряд фиаско. Западная Европа уходит в солидный отрыв, и судя по всему, пропасть в дальнейшем будет только увеличиваться. Не надо по этому поводу тешить себя иллюзиями, что это случайное совпадение, «бразильский казус» и т.д. Всё намного серьёзнее.
Если кто-то утешается, что Аргентина при удачных обстоятельствах могла выиграть в финале у Германии и этим восстановить равновесие, то это заблуждение. Упадок южноамериканцев слишком очевиден и присутствует давно. Поэтому даже если Аргентине бы и повезло, то общей оценки о господстве западноевропейских команд он бы не исправил.
Этот шаг, вполне закономерный, начинался задолго до последнего ЧМ и начинался исподволь. Вот его основные вехи. Примерно на рубеже 70-х-80-х годов прошлого столетия мировая рыночная система перешла на методы неоколониального управления миром. То есть, без юридического влияния на страны «третьего мира», а лишь путём их финансового закабаления. По этому пути стали настраиваться и попутные экономические институты, в том числе и спортивные, которые к тому времени окончательно расстались с невинным статусом любительства и перешли на рельсы бизнеса. В спорт, особенно в футбол, потекли громадные средства. Любопытно сравнить. Покупка самого лучшего футболиста ЧМ-74 Йохана Кройфа, обошлась тогда «Барселоне» в 1 млн. долларов и это было мировой сенсацией («Да мир сошёл с ума!» – кричали тогда газеты). Сейчас суммы за лучших футболистов выросли в десятки и сотни раз (за Халка питерский «Зенит» выплатил 60 млн. евро – и это на фоне кричащей нищеты народа в России, за Бейла из «Реала» – даже 100 миллионов!). Самые богатые игроки в мире имеют совокупный доход в более чем 100 миллионов долларов в год. Криштиану Роналду, не выигравший со сборной ни одного титула и забивший на трёх ЧМ два гола(!), является на сегодняшний день самым высокооплачиваемым футболистом в мире, с годовым доходом в 250 миллионов долларов!
Такую финансовую махину нужно постоянно «кормить», ибо она уже давно превратилась в работающий по замкнутому циклу финансовый проект, напоминающий знакомую «пирамиду». Нужны новые ресурсы. Много ресурсов, чтобы спекулируя, платить деньги по старым счетам и раздувать новые финансовые пузыри.
Для начала, с подачи прежнего руководства ФИФА (Международная федерация футбола) с бразильцем Авеланжем во главе, началось внедрение мировых корпораций в футбольную жизнь. Корпорации (Адидас, Кока-Кола и другие, в том числе и производящие алкогольную продукцию) стали диктовать ФИФА свою политику, основанную, прежде всего, на прибыли. Как любой другой бизнес, он потребовал вложений в новые ресурсные проекты. Нужно было увеличить поступление дешёвой рабочей силы из провинции. Тогда началось освоение африканского и азиатского рынков, по подготовке рабочего футбольного контингента. Ради этого раздули представительство этих регионов в ЧМ. Раздули сам финальный этап ЧМ до 32 сборных команд (ранее было 16 сборных, с 1982 года – 24, а позднее – 32), превратив его в долгоиграющую телепостановку (Это сколько же рекламы можно продать за целый месяц миллиардной телевизионной аудитории и сотнях тысячах болельщиков на стадионах!). Вложив в это хозяйство миллионы, теперь ФИФА и стоящие за ним корпорации черпают из этого колодца миллиарды.
Если кто-то скажет: «что в этом плохого, нельзя считать деньги в чужом кармане, это законный бизнес, к тому же способствующий развитию игры во всём мире», то, с этим можно согласиться лишь отчасти.
Определённый толчок к развитию, конечно, был. С его помощью усилился приток игроков в Европу. Но выиграла ли от этого сама игра? Вряд ли. Вот данные представительства игроков ЧМ по странам, где они играют за клубы: Англия – 110 футболистов, Италия – 81, Германия – 73, Испания – 62, Франция -41… Бразилия -3 (!), из них два запасных вратаря, Уругвай -0 (!), Аргентина -3. Игроков везут в Европу пачками, причём, начиная иногда с подросткового возраста (Лионеля Месси – в 14 лет). Они теряют свою национальную идентичность, в том числе и футбольную. В Европе их приучают играть по местным схемам и привычкам. Раз в четыре года, собранные вместе, плохо взаимодействующие друг с другом, а то и вовсе незнакомые, потерявшие природные навыки в игре, они становятся малоконкурентными с богатой Европой, собирающей футбольные сливки. Затем, когда они становятся уже плохо окупаемыми в Европе, они едут гастролировать по япониям, австралиям и катарам. Таков удел подавляющего большинства латиноамериканских игроков. Так пропадает выдающаяся футбольная школа, превращаясь в обычный инкубатор посредственностей.
А сколько надежд было на Африку? Все ожидали, что вот-вот представители чёрного континента станут на ЧМ третьей реальной силой. Однако и здесь пахнет безысходностью. В случае с Африкой особенно просматривается изощрённость по вымыванию талантов и ослаблению конкурентов. Заметили, что Африка в основном славится своими нападающими – ЭТО О, Дрогба, Мила и т.д. Но почему-то (!), всегда африканские команды страдают от отсутствия классных защитников и игроков средней линии, отчего гармоничной игры им добиться не удаётся. Всё потому, что таков характер африканского экспорта игроков в Европу. Она закупает преимущественно нападающих и «не находит» представителей других линий. В итоге – Африка со своей разбалансированной игрой не конкурент.
Теперь скажите, похожа такая стратегия западных стран на промысел Ост-Индийской компании в 17-19 веках?
СССР, СНГ, Россия…
В двух словах о единственном(!) представителе бывшего СССР и всего восточноевропейского блока, участвующим на ЧМ – России. Чтобы кто не говорил и не плевался в её адрес, нужно осознать, что такое выступление нельзя назвать провалом. Это в Бразилии, Испании, Англии и Италии – провал. Для России это просто подтверждение её нынешних возможностей. Тренер и игроки сделали всё, на что были способны. Требовать от них чуда не корректно. Да и выглядела их игра убогой только по впечатлениям групповой стадии ЧМ, с обилием голов, открытий. Как дело дошло до плей-оф, судя по тому качеству, какое показали команды в нём, стало складываться ощущение, что российская сборная выглядела бы там не хуже некоторых. Может, и к лучшему, что не повезло вратарю, удача не помогла, а так бы всё списали на «значительный прогресс», и гордились бы этим, а главное – сделали бы неправильные выводы из такого «прогресса». Вспомним эйфорию 6-8 летней давности. Украина в восьмерке сильнейших на ЧМ-2006 г. При этом старались не упоминать про общий 0:7 от Испании и Италии. Россия – призёр Евро-2008, с общим 1:7 от Испании. Просто это наш уровень, где мы не являемся даже «грядкой» для европейской футбольной кухни, в отличие от той же Южной Америки или Африки. Наоборот, россияне пытаются и у себя иметь жалкое подобие европейской футбольной кухни, гнобя ради этого собственные чахлые побеги, ввязываясь в общемировую гонку футбольных «вооружений», вкладывая сумасшедшие деньги в легионеров. Давно пора избавляться от такого имиджа.
О состоянии футбола в Казахстане в этой статье я не говорю. Тут и говорить не о чем. Уровень Казахстана: это страны – карлики вроде Люксембурга, Андорры или Фарерских островов. Только там играют любители, учителя, почтовые служащие, плотники, а у нас профессионалы, на которых тратят миллиарды бюджетных денег. Короче, как и во всем у нас, футбол по – казахстански – это только «понты», и, возможный «распил» денежек.
Сергей МИХЕЕВ