Воспитанников Жакии Чайжунусова часто приглашают на встречи с педагогами, учащимися и студентами в детские дома, школы, колледжи, ВУЗы, музеи. Им есть что вспомнить, есть о чем рассказать.
Куралай КОНТАРБАЕВА, воспитанница детского дома:
– Сейчас Казахстан – многонациональное государство, которое живет в мире и согласии. Свой вклад в это внес и Жакия Чайжунусов. Он воспитывал детей в интернациональном духе, и сам интересовался культурой разных народов. Благодаря его умелому руководству мы жили в дружном коллективе, как в единой семье. Он любил, когда мы выступали на сцене с одной песней, которая звучала на нескольких языках. С нами воспитывалась девочка Майра Наурызбаева, у которой был красивый голос. Когда она пела на украинском, татарском, русском и казахском языках, все замолкали. Остались в памяти праздничные мероприятия, которые Жакия ага организовывал к юбилеям детского дома. Из Семипалатинска к нам приезжали балетмейстеры и музыканты, нам шили костюмы.
В детдоме нас учили всему. Например, старших девочек отправляли в младшие группы, чтобы мы учились управляться с малышами. Такой опыт необходим каждой будущей маме. Мальчики занимались в столярной мастерской, учились подшивать валенки! Каждое лето я занималась огородничеством и даже была награждена бронзовой медалью Выставки достижений народного хозяйства СССР. Наш труд всегда ценился по достоинству.
Ахат ГАЛИЕВ:
– Мы все дружно жили, учились и работали. По-особому, с пользой проводили свои каникулы. Взрослые дети работали на сенокосе, дрова готовили на зиму, а младшие классы летом отдыхали в лагере. Знаете, в Детском доме нас научили не только ценить друг друга, но и трудиться. Мы работали на пришкольных участках, дежурили в столовой, сами топили печь, в общем, жили как в обычных домах, семьях. А Жакия Чайжунусович был аккуратным, требовательным человеком. К детям относился по-отцовски. Я помню, что каждый год 1 сентября он лично выдавал каждому новую одежду, всех одевал, обувал, отправлял в школу. У нас всегда царили дисциплина и порядок. Я не видел, чтобы мальчишки хулиганили, потому что все были заняты своими делами. У нас не хватало времени на плохие привычки. Каждый занимался уроками, участвовал в художественной самодеятельности.
Нуржанат ОРАЗБЕКОВА:
– Я попала в детский дом в марте 1953 года. Жакия Чайжунусович, обратившись ко мне на казахском, спросил, знаю ли я русский язык. Узнав, что нет, сказал: «Учи русский язык, будешь в Москве учиться, станешь бастык». Тогда я даже не знала, что такое Москва. А когда я закончила 11 классов, он вызвал меня в кабинет, и говорит: «Нуржанат, помнишь, я тебе говорил, что в Москве будешь учиться? Вот и время пришло». Так мы с подругой Диной поехали в Москву. Поступили обе в кооперативный техникум. После завершения учебы работала лаборантом, кассиром, а позже прошла все ступени карьеры до заместителя начальника управления заготовок облпотребсоюза. Затем стала директором центрального ресторана. Оглядываясь назад, уверена: Жакия Чайжунусов – это человек большой души, отец, подаривший нам путевку в жизнь, который продолжал заботиться о нас на протяжении всей жизни. Смогла бы я учиться в Москве? Стать директором? Иметь свою семью? Все навыки, которые он нам прививал, пригодились в жизни, а главное – он научил нас добру, взаимопомощи.
Алексей ТРУНОВ, профессор Восточно-Казахстанского государственного Университета, пока был жив, часто вспоминал доброго наставника: – Жақия аға был удивительным человеком. Он смог всем нам подарить отцовскую любовь. Не стоит скрывать, в то время среди нас были и трудные дети. Но он смог найти путь к сердцу каждого из нас, и смог каждого сделать человеком. Он воспитывал своих учеников только мудростью, душевным теплом. Мы жили дружно, как дети одной семьи. Может поэтому, воспитанники этого детского дома военных и послевоенных лет все хорошо владели казахским языком. Даже друг с другом разговаривали по-казахски.
Профессор Университета им. Шакарима М.С. Панин сравнивает педагогический путь Ж.Чайжүнусова с богатым сокровищем для каждого учителя и воспитанника, и говорит: «Мы любим изучать все чужое. Может это и правильно. Но когда есть свой казахский Макаренко, как Жақия аға, почему бы не использовать его трудовой опыт во благо народа».