ГОРНЯКИ СКАЗАЛИ: «БАСТА!

Газета "Flash!"

Ситуация на Артемьевском руднике стабилизировалась, в результате конструктивного диалога между участниками акции протеста и местной исполнительной властью.


Стороны нашли-таки компромиссное решение: шахтеры вышли на работу, получив гарантии неприменения к ним санкций за протестную акцию и обещание рассмотреть их требования о повышении заработной платы, об оплате проезда шахтеров, работающих вахтовым методом, а также о пересмотре положения о лишении премии при несчастных случаях.

После того как аким Восточно-Казахстанской области Бердыбек Сапарбаев, областной прокурор Багбан Таймбетов, а также председатель правления корпорации «Казахмыс» Эдуард Огай спустились на 500-метровую глубину к шахтерам и, выслушав их требования, призвали за стол переговоров, состоялось собрание рабочих.

Представители власти, органов надзора и руководство корпорации ответили на все вопросы шахтеров. В результате переговоров принято решение о создании двух рабочих групп, которые до 15 февраля должны разобраться в этой ситуации

– В состав рабочих груп включим представителей из числа участников трудового спора, представителей работодателя, профсоюза, контролирующих органов (прокуратура), местной исполнительной власти и СМИ. Это делается для того, чтобы все было прозрачно,- сказал аким области Бердыбек Сапарбаев.

Рудокопы ночной смены, которые устроили акцию протеста и отказались покидать место работы, забаррикадировав себя в недрах шахты, остались удовлетворенными результатами переговоров. Проходчик с 10 – летним стажем Сеитбаттал Далелханулы не скрывает, что так же как и многие другие рабочие с волнением ждет результата рабочей комиссии.

– Ситуация действительно серьезная. Мы хотели, чтобы руководство нас услышало и приняло меры. Сегодня нам обещали, что наши требования рассмотрят. Зато вопрос о премии уже решили. Будут делать перерасчет за декабрь. Мы понимаем что это внутренний вопрос Казахмыса. Просто надеялись на поддержку и понимание областного руководства. Вмешательство которого дало нам гарантию и защиту властей. Аким области помог поставить точку в непростом споре с руководством корпорации, – рассказал С. Далелханулы.


Напомним, что основными требованиями участников трудового спора были: повышение заработной платы, оплата проезда шахтеров, работающих вахтовым методом и отмена положения о лишении премии при несчастных случаях.

По словам заместителя прокурора ВКО Нурлана Бижанова, который возглавит одну из рабочих груп, главное – не допустить нарушения законодательства. Результат проверки доложат руководству области до 15 февраля. После чего будет принято окончательное решение.

Председатель правления корпорации «Казахмыс» Эдуард Огай призвал всех не усугублять ситуацию и сказал, что готов принять всех, у кого есть вопросы».

Такое сообщение поступило от Информационного центра ВКО. Компетентный источник рассказал нам некоторые подробности этих событий.

Точкой кипения горняков стала внутренняя норма корпорации, устанавливающая просто драконовское правило: если происходит несчастный случай, то премии лишают всех подряд. А премия, как оказалось, составляет едва ли не половину зарплаты, если не больше. Так, если заработок горняка на Артемьевском руднике в общей сложности выходит в 150-180 тысяч тенге, то в случае лишения премии, получать мужикам придется всего лишь по 60-70 тысяч. Что и произошло с зарплатой за декабрь 2013 года. Поэтому главным и стало требование об отмене этого положения.

На руднике работает много горняков из Жезказгана. Они, в свою очередь потребовали оплачивать за счет корпорации проезд в Восточный Казахстан и обратно. По их словам, на дорогу им приходится тратить около 20 тысяч тенге. Вполне справедливое требование. Ведь не по вине рабочих был остановлен медеплавильный завод, и сворачивается работа на рудниках. Почему же они должны из своей скудной зарплаты тратиться еще и на дальнюю дорогу?

Характерно, что горняки категорически отказались разговаривать с руководством местного филиала «Казахмыса». Вести диалог они были готовы только с акимом области Бердыбеком Сапарбаевым и руководителем корпорации Эдуардом Огаем.

Надо отдать должное главе региона. Уже около пяти вечера он вместе с Огаем и другими высокопоставленными лицами спустился в забой и смог убедить горняков выйти на поверхность и возобновить работу. Конфликт, благодаря личному вмешательству акима, смогли погасить быстро, оперативно. Но именно погасить. Совсем не факт, что пожар в трудовых взаимоотношениях корпорации «Казахмыс» не вспыхнет вновь, и, может быть, с еще большей силой.

Ведь совсем недавно, 9 января, состоялся многолюдный митинг работников Березовской обогатительной фабрики. Напомним, что в декабре на фабрике обрушился бункер, заваливший рабочего. Человек погиб, а работа была остановлена – металлоконструкции здания деформировались, что очень опасно для жизни. Страсти в Верх-Березовке удалось погасить только обещанием трудоустроить всех работников в другие подразделения.

Что означает обрушение на фабрике и гибель горняка? Только то, что руководство «Казахмыса» не вкладывает средства в обновление и усиление техники безопасности. Казахмысовцы продолжают выжимать все соки из доставшейся почти даром еще советской производственной базы. Да еще и штрафуют рабочих за несчастные случаи по принципу круговой поруки.

Республиканская печать сообщает, что «Казахмыс» готовится к сворачиванию своей деятельности в Жезказганском регионе. Причем об этом заявляется на самом высоком уровне. Так министр регионального развития Болат Жамишев сказал, что «продолжительность работы горно-металлургического комплекса составит не более 13-15 лет». Причина очень проста – истощение запасов руды. А новые геолого-разведочные работы не ведутся. Поэтому правительство уже рассматривает планы по дальнейшей жизни региона без цветной металлургии. Судя по этим планам, ставка делается на замещающие производства (птицефабрика, швейное производство, туристическая отрасль (!), ЖКХ и другие). И уже в ближайшее время на это направят 350 млрд. тенге бюджетных денег! Интересная картина: «Казахмыс» выжал, все что можно, и спокойно уходит, а проблемы, им созданные, будут решаться за счет народных денег! А что касается замещающих производств – эту сказку слышали рабочие Иртышского медеплавильного завода в Глубоком. Где они, эти производства?! Не сбылась и сказка о пожизненных выплатах работникам ИМЗ. Их просто перестали платить уже через полгода!

Кстати, и владельцы «Казахмыса» распродают ставшую ненужной им собственность. Так, еще в 2010 году В.Ким продал 11% акций корпорации государству в лице фонда «Самрук-Казына» по вполне сходной цене в 1 млрд. 342 млн. долларов. Сейчас цена этих акций снизилась почти в 10 раз! Но государственные денежки уже уплачены.

Напомним, что именно из-за событий в поселке Глубокое в 2003 году лишился должности аким области Виталий Метте, правивший регионом 6 лет. Доведенные до отчаяния медеплавильщики вышли на многотысячный митинг. Собралось почти 5 тысяч человек, половина населения поселка. А в конце митинга народ неожиданно дружно и с энтузиазмом запел «Интернационал». Такого поворота событий Виталию Леонидовичу простить уже не могли, и через несколько дней вышел указ о его отставке. Как бы «Казахмыс» не «подложил свинью» и нынешнему акиму, также проработвшему в ВКО уже немалое время – пять лет.

Глава области, прокурор и другие чиновники смогли на этот раз оперативно хотя бы пригасить огонь. Отрадно, что чиновники не остались равнодушны к требованиям народа. И это естественно. Никто из них не хочет потерять свой пост, если будет хотя бы намек на повторение жанаозенских событий.

Но лучше помнить о нуждах народа каждый день, а не только тогда, когда разгорается конфликт, пожар. И заставить наших магнатов, олигархов делится хотя бы малой частью своих сверхприбылей. Народ у нас непритязательный. Есть хлеб – да и ладно. Но злоупотреблять народным терпением не стоит. Любое терпение небеспредельно, и когда-нибудь заканчивается. Кстати, воодушевленные примером горняков Артемьевского рудника, рабочие других предприятий, где есть напряженность, могут начать требовать к себе акима области. И придется ему тогда взять на себя роль главного пожарного.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ