СЛАВНОЕ МОРЕ

Газета "Flash!"

«Потому что устав на бегу, проклинал этот город я тысячу раз, а покинуть вовек не смогу». И многие жители Усть-Каменогорска, наверное, в душе согласятся с этими строчками из известной песни в исполнении Михаила Боярского.


Сколько раз в задушевных разговорах мы произносили и произносим: «Да, нужно валить отсюда!». И, прежде всего, из-за экологии, да и многих других причин. Но сами понимаем, что «валить» совсем не хочется. И причин такого «нехотения» много. Одна из них, и едва ли не самая главная – это природа нашего края.


Недавно довелось пройти на комфортабельной «Ракете» по водохранилищам – сначала Усть-Каменогорскому, а затем после шлюзования на Бухтарминской ГЭС – по Бухтарминскому. По Бухтарминскому прошли еще и на теплоходе. И хотя мне посчастливилось попутешествовать по миру, повидать разные моря (Черное, Средиземное, Адриатическое, Сиамский залив Индийского океана), все равно восхищаешься нашими рукотворными морями.

Усть-Каменогорское водохранилище, расположенное между Усть-Каменогорской и Бухтарминской ГЭС, конечно, не такое величественное, как Бухтарминское. Но глаз, не отрываясь смотрит на проплывающие мимо горы, тянущуюся параллельно железнодорожную ветку на Зыряновск, и многочисленные дачные поселки, рассыпанные по крутым берегам. Сколько же труда вложено в обустройство этих мест! Вот оно – наглядное величие прекрасных послевоенных лет, десятилетий. Когда страна не только вылечила послевоенные раны, но и совершила мощнейший рывок вперед. Когда была заложена не только индустриальная мощь, которой, по сути, мы пользуемся до сих пор, но и неуклонно улучшалась повседневная жизнь народа.

Уже в 1948 году возобновилось строительство Усть-Каменогорской ГЭС, прерванное Великой Отечественной войной. А в декабре 1952 года был запущен в эксплуатацию первый гидроагрегат. ГЭС не только обеспечила электричеством Восточный Казахстан, но и дала рождение поселку Аблакетка, на долгое время ставшему образцовым социалистическим городком. Некоторое время Усть-Каменогорская ГЭС была крупнейшей гидростанцией Советского Союза, а себестоимость электричества долго оставалась самой низкой в стране -0,18 – 0,22 копейки за киловатт/час.

А уже в 1953 году началось строительство еще одной уникальной ГЭС – Бухтарминской. Первая турбина была запущена в 1960 году, а свой нынешний вид станция обрела в 1966 году. Вместе со станцией возникло и великолепное рукотворное море. Как говорят источники в энциклопедиях, подпор воды распространился на 100 км, поглотив и озеро Зайсан, ставшее частью водохранилища. Площадь водохранилища 5500 км², объём 53 км³, длина более 500 км, наибольшая ширина 35 км, средняя глубина 9,6 м. В долинах рек Бухтарма, Нарым и Мончекурской впадине – заливы длиной 30 – 50 км и шириной до 10 км. Вот оно какое, наше море!

Жители города стали получать участки для строительства дач на берегу Усть-Каменогорского водохранилища. Получить участок в этом месте считалось счастьем. Природа прекрасная, отдыхай, купайся, загорай. Никаких проблем с дорогой не было. Курсировало три поезда – алматинский, зыряновский и дачный, причем последний состоял из 12 вагонов. А кто не хотел трястись по «железке», добирался на теплоходе, который причаливал к каждому дачному массиву. Лето стало благодатной порой для горожан, построивших дачи у моря.

А на берегах Бухтарминского водохранилища начали активно строить базы отдыха промышленные предприятия и организации. Наверное, не было больше такого места в СССР, где бы располагалось такое количество баз отдыха. Кроме, конечно, Черного моря. Отдохнуть «на Бухтарме», «на море», считалось для трудящихся ВКО обычным делом. Не говоря уже об отдыхе «дикарями». Вот так индустриальное развитие области, наращивание ее энергетического потенциала, изменили жизнь и быт людей, внесли в повседневную реальность новое, интересное, веселое, заманчивое.

Остаются эти традиции и сейчас. Все так же берега искусственного моря усеяны домиками баз отдыха, немалая часть которых теперь перешла в частную собственность. Здесь же и приметы нового времени – крутые дома богатых и влиятельных людей. Они горделиво высятся прямо на берегу, прямо у воды, вопреки всем водоохранным нормам. Крутые построили свои дома так, чтобы не утруждать свое сановное тело длительным переходом к воде. Чуть ли не сразу из особняка – и в прохладную гладь водохранилища! Или на катер – и рассекать по водной глади.

Стоимость отдыха на более или менее благоустроенных базах на берегу водохранилища вполне сопоставима с отдыхом в трехзвездочном отеле в Турции. И ведь базы не пустуют. Едут отдыхать не только восточно-казахстанцы, но и россияне. Есть даже приезжие из Москвы, Питера. Особенно много наших бывших земляков, уехавших на жительство в Россию, Украину, Германию. Уехали, а душа тянется к родным местам, снятся им по ночам горы, сосны, рукотворное море. Наверное, даже серпантины Осиновского перевала снятся. И вместо Лазурного берега или турецкой Анатальи, едут они вновь и вновь на Бухтарминское водохранилище.

Когда выйдешь на теплоходе в акваторию искусственного моря, конечно, поражаешься его размерам. Море уже не кажется рукотворным, настолько оно величественное. А при мысли, что все-таки эта красота создана совместным творением природы и человека, где вклад человека – это гигантские плотины гидроэлектростанций, проникаешься восхищением и уважением к человеку – творцу.


В последнее время гораздо более привлекательны совсем другие профессии и другие работы, чем, например, работа тех же гидростроителей. Редко кто задумывается над простым вопросом: а что могут дать стране, обществу деятели типа «купи-продай»? Или деятели, зарабатывающие на колебаниях курсов акций, на так называемом фондовом рынке? Посмотрите хотя бы российские сериалы. Кто там в главных героях? В лучшем случае дизайнеры, риэлторы, адвокаты. А где же те, кто создает материальные ценности? Ведь посмотрев в телевизоре на красивую жизнь этих представителей «сферы обслуживания» мы едем отдыхать на водохранилище, созданное полвека назад руками рабочих и мозгами инженеров. А что оставит будущим поколениям наше время? Что оставит в память о себе нынешнее поколение 2000-х – 2010-х годов? Супермаркеты, торговые дома, офисы, непонятные скульптуры?

Бухтарминская ГЭС была полностью построена за 13 лет, с 1953 по 1966 годы, но запущена в работу уже через 7 лет после начала строительства. Уже 22 года, как на постсоветском пространстве господствуют рыночные отношения. И что хотя бы равного по масштабам было возведено за эти два десятилетия? Не только в Казахстане, а на всех просторах бывшего Союза? Ничего. В России только достраивают Бурейскую ГЭС, начатую еще в советское время. Зато успели загубить мощнейшую в мире Саяно-Шушенскую станцию, похоронили в потоке воды более 70 человек, погибших страшной смертью. Какое же право имеют нынешние правители хаять, очернять ушедшую эпоху? Сами – то они что могут? У них даже новые жилые дома разрушаются через 2-3 года, складываясь как карточный домик.

«Ракета» входит в распахнувшиеся ворота первой шлюзовой камеры. Все пассажиры прильнули к иллюминаторам. Начинается уникальное зрелище – шлюзование. По отметкам на боковой стене видно, как поднимается уровень воды. Вроде бы медленно, неторопливо, но когда посмотришь на сомкнутые створки ворот следующей шлюзовой камеры, то подъем ощущается очень хорошо, динамично. И вот вода добралась уже до уровня ворот. Еще чуть- чуть, и ворота начинают медленно, словно по велению волшебной палочки, открываться. Створки постепенно расходятся, и вот матрос уже бежит на палубу, отцепляет трос, и «Ракета» передвигается в следующую камеру. Теперь можно смотреть, как только что отворенные ворота начинают закрываться. Еще 15 минут – и мы в следующей шлюзовой камере. Всего их четыре, и все шлюзование занимает около часа. Но время проходит очень быстро. Наблюдать за этим чудом инженерной мысли очень интересно. И взрослым, и детям.

– Какая махина! Как она сдерживает такой напор воды! А вдруг прорвет?

– Не прорвет! Раньше строили на совесть, не воровали!

Примерно такой разговор можно услышать у иллюминаторов. Конечно, кто-нибудь обязательно упомянет о том, что к строительству ГЭС привлекали заключенных. 20-летняя пропаганда, всякие «Архипелаги ГУЛАГи», конечно, сделали свое дело, создали для определенной части населения с еще несформированными взглядами на жизнь мнение, что все в Советском Союзе было, дескать, построено трудом заключенных. Конечно, заключенных привлекали на большие стройки. А что в этом плохого? Вся страна работала, напрягала силы, а заключенные что, отлеживаться должны были за народный счет? Это сейчас зэки маются от безделья, а тогда все трудились. Труд был и правом и обязанностью. Может быть, на строительстве Бухтарминской ГЭС и они бетон месили. Хотя в те годы, когда она строилась, уже вряд ли, другие времена наступили. Но, наверное, никто даже не подумает, что спроектировали и воплотили в жизнь это уникальное сооружение, также как и Усть-Каменогорскую ГЭС, лишь зэки. Это, прежде всего, результат инженерной мысли, таланта, творческого полета, вдохновения конструкторов, проектировщиков, инженеров, прорабов, мастеров! Всех тысяч и тысяч работников, создавших не только уникальные плотины, но и турбины, генераторы, трансформаторы, другое оборудование! А зэки, что зэки. Если они и были, то только на подсобных работах: бери больше, кидай дальше.

Наблюдая за шлюзованием, думаешь – ведь в те времена не было компьютеров. Проектировали все с помощью карандаша и линейки, а расчеты вели с помощью тоже линейки, логарифмической. Кстати, увлекательное занятие – овладеть работой с логарифмической линейкой. Мне тоже довелось одну курсовую работу в бытность учебы в энергетическом техникуме рассчитывать с помощью этой линейки. А вот вторую рассчитывал уже на калькуляторе. Стоил он тогда сумасшедшие деньги – 50 рублей. Я заработал на практике и купил. Стало проще, но не так интересно. Так вот, с помощью логарифмической линейки спроектировали такие уникальные плотины, которые стоят уже более полувека! А какой технический прогресс для тех времен! Ведь ворота шлюза открываются и закрываются автоматически при наступлении определенного уровня воды! А как рассчитаны и изготовлены сами ворота! Это же чудо! Это я к тому, что главное, все-таки, не компьютеры или какое – то другое приспособление. Главное – это люди. Ведь тот же компьютер можно использовать для разных целей. Можно спроектировать уникальную электростанцию, а можно залазить на чужие банковские счета и воровать деньги, или распространять порнографию. Компьютер – это инструмент. А как им воспользоваться – решает сам человек.

Напомним, что когда начали строить Бухтарминскую ГЭС, прошло всего 8 лет после окончания кровопролитнейшей и самой разрушительной войны в истории человечества. А Усть-Каменогорскую продолжили строить уже через 4 года после войны!

Наконец, открываются ворота последнего шлюза – и «Ракета» стремительно вырывается на простор. Вот тут и ощущаешь, на какую высоту удалось подняться с помощью шлюзов! А на обратном пути – наоборот, опускаешься вниз, на нижний бьеф.

Больно видеть по берегам водохранилищ следы разрухи и упадка. Вот на правом берегу мелькают виды Серебрянска, некогда чудесного города. А теперь мы видим пустые, полуразрушенные дома, с зияющими глазницами окон. В городке пустынно, уныло. А ведь в этих домах жили люди, любовались по утрам чудесным видом на Иртыш, могли пройтись к берегу и совершить утренний заплыв. А теперь – разруха. И это тоже плод деятельности людей. Не слоны же или инопланетяне разрушили все это.

А вот на левом берегу Огневка, некогда прекрасный рабочий поселок. Видны осиротевшие корпуса обогатительной фабрики, тоже полуразрушенные, стоят одиноко пустые дома. Разруха пришла сюда без войны, без внешней агрессии. Это наш взбесившийся мозг, в который умелые манипуляторы вложили слова «Так жить нельзя!», разрушил нашу прежнюю жизнь. А так, как мы живем сейчас – можно жить?

«Ракета» пришвартовывается к причалу Аблакетка. Наше путешествие окончено. Да, и «Ракет», еще курсирующих по водохранилищам, осталось раз-два, и обчелся. Практически весь речной флот ВКО ушел на металлолом. Хорошо, что нашлись предприниматели, которые сохранили хотя бы частичку былого величия водного транспорта Иртыша.

Перед выходом на причал хочется сказать спасибо предыдущим поколениям. Они создали это чудо – наше море. Без каскада ГЭС на Иртыше сейчас нам пришлось бы очень худо. Мы не то что купаться, плескаться и отдыхать, мы бы не смогли нормально и вдоволь водички попить. После развала Союза Китай стал забирать иртышскую воду на своей территории самым наглым образом. Когда была советская держава, в Пекине об этом и подумать не могли. А теперь на нашу территорию воды поступает намного меньше. И Восточному Казахстану спастись от водного коллапса помогают именно плотины трех ГЭС, три водохранилища. Россиянам намного сложнее, у них дефицит воды ощущается уже в районе Омска, где теперь также хотят строить плотину. А нам еще жить можно. Кстати, и в этом отличие Усть-Каменогорска от других городов Казахстана. У нас мы открываем водопроводный кран, даже не задумываясь, что воды может и не быть. И мы можем пить чистую и прохладную воду прямо из-под крана. А ведь это величайшее благо. Недаром эксперты говорят, что грядущие глобальные конфликты разгорятся именно из-за дефицита водных ресурсов. И произойти это может уже в ближайшие десятилетия. У нас, слава Богу, воды пока еще много.

И прежде чем выйти уже на городской асфальт, давайте еще раз обернемся к реке, к водохранилищу, поклонимся воде, и воздадим должное труду и заботам наших отцов и дедов. Спасибо им!



Денис ДАНИЛЕВСКИЙ