Права человека: как пройти этот путь?

Газета "Flash!"

В Департаменте юстиции ВКО состоялось обсуждение выполнения рекомендаций Универсального Периодического Обзора по Казахстану и Национального плана действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009-2012 годы.





Универсальный периодический обзор (УПО) – это механизм Совета ООН по правам человека, предполагающий рассмотрение ситуации в области прав человека государств – членов ООН раз в четыре года. Впервые Казахстан прошёл процедуру Универсального периодического обзора в феврале 2010 года, в ходе которой представители государств – членов ООН рассмотрели доклад о ситуации с правами человека в нашей стране и представили рекомендации.

Вкратце механизм УПО выглядит следующим образом: каждая страна, взявшая на себя обязательства по соблюдению международных правил в этой области, заявляет о предпринятых действиях в целях улучшения ситуации и выполнения своих обязательств в области прав человека. Рабочая группа по УПО, состоящая из 47 членов Совета ООН по правам человека, рассматривает данный обзор, сличает его с собственной информацией, полученной из различных агентств системы ООН, а также от неправительственных, общественных организаций, национальных правозащитных институтов и других заинтересованных сторон. Затем на общей информационной базе рабочая группа по УПО рассматривает и утверждает доклад по состоянию выполнения обязательств в отношении прав человека в данной стране и даются рекомендации – советы по дальнейшему совершенствованию правозащитной системы в целом в данной стране. Государство, прошедшее УПО, заявляет свою позицию по адресованным ему рекомендациям и делает соответствующие замечания, или же берёт на себя обещания по их выполнению. Так, по обзору Республики Казахстан, который состоялся в феврале 2010 года, Казахстан поддержал 102 рекомендации, 19 остались без ответа, а 7 рекомендаций не были приняты к выполнению.

Здесь необходимо сказать, что создание единого мирового правового поля, с максимально возможным унифицированным законодательством — процесс исключительно сложный, трудный и долгий. Он проходит в русле общемировой тенденции глобализации по всему спектру государственных и человеческий отношений, будь то экономика, законодательство, культура и т.д.

Всё большую роль в мировой жизни стали играть наднациональные управленческие структуры, за которыми уже прорисовываются осязаемые контуры общемирового правительства с единым центром и широкими полномочиями. Как и всё новое, этот процесс несёт в себе как положительные, так и отрицательные моменты.

К первым, надо полагать, относится возможность обрести гарантии на понимание, помощь и защиту своих проблем у всего мирового сообщества, не оказаться сброшенным в пучину отсталости, беззакония и тирании. С другой стороны иногда беспардонное вмешательство и навязывание чужеродных элементов правовых норм и обязательств, стандартов поведения (зачастую двойных), оказывает негативное и даже драматическое влияние на народы отдельных стран и целых регионов (кричащие примеры: Ирак, Афганистан, Ливия). Только учитывая все реалии современного международного взаимодействия, необходимо выстраивать собственную позицию и давать оценку различным рекомендациям, в том числе и в такой деликатной области, как права человека. Каждый шаг в этом направлении должен быть осторожным, взвешенным и поэтапным, потому как плохо просчитанное внедрение теоретических мировых (читай – западных) моделей может привести к непредсказуемому сценарию развития событий.

Для примера приводим читателям тему для дискуссии, прозвучавшую на рассматриваемой встрече. Известный правозащитник в области прав заключенных, директор ВК филиала Казахстанского международного бюро по правам чееловека Куат Рахимбердин сообщил, что на данный момент в РК имеется более 600 закрытых учреждений (тюрьмы, колонии, детские дома, ПНД и т.д.) и по количеству лиц, содержащихся в них, наша страна находится по прежнему в лидирующей по этому показателю группе. Несмотря на выполнение международных рекомендаций и обязательств, направленных на дальнейшее проведение курса по либерализации и гуманизации уголовно-исправительной и пенитенциарной системы, говорить о снижении остроты по этой проблеме пока рано, хотя Казахстан и опустился с 3-го мирового места в 90-х годах на 22 место в 2010 г., по удельному количеству заключённых ко всему населению страны. На данный момент в РК насчитывается более 55 000 заключённых, из них? находится в ВКО. По прежнему высоким остаётся уровень рецидива, который составляет более половины от всего количества преступлений. Уголовно-исправительная система до сих пор основана на казарменном, лагерном режиме, доставшимся от предыдущих эпох. Обслуживающий персонал исправительной системы сохраняет свой охранно-репрессивный уклон.

В связи с этим Совет ООН по правам человека настойчиво рекомендует Казахстану дальнейшее реформирование уголовно-исправительной системы в целях приведения её в полное соответствие со стандартными международными правилами. В частности: полная отмена смертной казни, исключение применения пыток и наказаний со стороны сотрудников правоохранительных и исправительных органов, часто применяемых для получения «добровольных признаний», изменение системы набора персонала в исправительные учреждения, перевод его с милитаристского на гражданский базис, предоставление общественным наблюдательным комиссиям неограниченного права осуществлять проверки без предупреждения, запрет дискриминации в отношении лиц с наркотической зависимостью, расширение сферы применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, внедрение альтернативных мер государственного принуждения и т.д. Выполнение данных и иных рекомендаций Совета ООН по правам человека, по их мнению, должны значительно повысить рейтинг Казахстана по соблюдению им норм прав человека.

Что ж, рейтинг – дело хорошее, только готово ли наше общество безболезненно для себя принять и выполнить данные рекомендации. Продвигая либеральные отношения для одной группы населения, не нарушим ли этим право на безопасную жизнь большинства законопослушных граждан? И не случится ли когда-нибудь такой же случай, когда по просьбе отдельных «униженных и оскорблённых» граждан будет создан уважительный повод для прямого вмешательства во внутренние дела суверенного государства? Прецедентов на этой почве в начавшемся веке было уже предостаточно.

Хорошо, что все эти вопросы и проблемы активно обсуждаются общественными объединениями и НПО. Так, только в ходе этого «круглого стола» были высказаны самые различные мнения и предложения. Назигуль Ахметкалиева, руководитель центра «Феникс», также говорила о гуманизации содержания в местах лишения свободы, подняла вопрос о реализации права на свободу мирных собраний, об изменении законов по бытовому насилию. О правовой грамотности госслужащих говорила представитель фонда ЗУБР Юлия Наттарова. О несовершенстве законов о браке и семье, о проблеме взыскания алиментов подняла вопрос председатель объединения женщин-инвалидов «Биби-ана» Кульзипа Куниярова. Только в заинтересованном диалоге всего гражданского общества можно прийти к наиболее приемлемому для нашей страны пути по продвижению к международным нормам в области прав человека. В этом вопросе важно не слишком отставать, но и торопиться не следует.



Сергей МИХЕЕВ