Дело о врачах – «вредителях».

Газета "Flash!"

58 лет спустя после знаменитого «дела врачей», вошедшего в историю Советского Союза, похожее дело о «врачах-вредителях» состряпали силами акима города и партийцев «Нур Отана» в Усть-Каменогорске.



Аким в поход собрался

В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, когда на глазах у всего изумлённого мира разворачивалась драма развала Советского Союза, в числе аргументов сторонников этого развала звучал и такой: «Правящая партия (КПСС) занимается несвойственными ей хозяйственными функциями, лезет во все внутрихозяйственные дела, сковывает инициативу». Да, такой грех у партии был. Излишняя, повседневная опека и вмешательство в производственные и хозяйственные дела частенько шли не на пользу, а во вред.

Прошло 20 лет. И мы становимся свидетелями возрождения явления под названием «вмешательство партии в хозяйственные дела». Наиболее карикатурное выражение такого вмешательства мы могли наблюдать совсем недавно в Усть-Каменогорске, когда по инициативе акима города Ислама Абишева началась кампания «партийного контроля учреждений здравоохранения».

Создалось впечатление, что Ислам Алмаханович только и ждал, когда его выберут председателем городского филиала партии «Нур Отан». Чуть ли не на следующий день после этого торжественного события он заявил, что раньше, будучи только акимом города, он не мог контролировать работу больниц. Ведь финансируются они из областного бюджета и подчиняются областным структурам. Но вот теперь, став главой городской парторганизации, он наведёт порядок в здравоохранении! И тут же, по мановению его руки, группы партийного контроля или партийные посты, двинулись в поход. Причём, в первую очередь – в диагностический центр ВК областного медицинского объединения.

Странно, что став первым секретарём горкома партии (если говорить по терминологии КПСС), Ислам Алмаханович не обратил свои взоры на проблемы коррупции или преступности, где действительно нужны идеологические меры. Мог бы он начать и решительное обуздание цен. Для начала поставив партийный пост хотя бы на муниципальном рынке, где на ценниках – одна стоимость, а продают совсем по другой, на сотенку-другую дороже. Можно было бы вызвать «на коврик» и устроить хороший партийный разнос беспредельщикам из РЭКа и «Шыгысэнерготрейда», умудрившимся взять оплату за электричество в декабре по январскому тарифу. Да мало ли ещё где можно применить принципиальный партийный подход и поговорить с руководителями как нур-отановец с нур-отановцем. Но Ислам Алмаханович начал именно с медицины. Почему – попытаемся разобраться чуть позже. А пока – обо всём по порядку.

Атака на диагностический. Как это было

Вообще-то в самом стремлении главы города и главы городской парторганизации разобраться в ситуации, сложившейся в здравоохранении, ничего плохого нет. Другое дело – способы, которыми это разбирательство проводится. Можно вынести этот вопрос на заседание акимата, на депутатскую комиссию или сессию городского маслихата. В конце концов – на заседание партийного бюро. В данном же случае был выбран совсем другой способ – вероломного вторжения. Почему-то именно диагностический центр стал объектом пристального внимания городских и областных властей после смены руководства как в Усть-Каменогорске, так и в облздраве. Многие помнят прошлогоднюю эпопею с инициативой разделения диагностического центра и областной больницы, что, по сути, означало бы ликвидацию областного медицинского объединения. Эту «реформу» затеяли аким города Ислам Абишев и печально известный бывший начальник управления здравоохранения Кайрат Иманбаев, «засланец» из Астаны. Те события сотрудники диагностического центра до сих пор вспоминают с содроганием.

— Тогда, в течение почти 9 месяцев, под предлогом ликвидации очередей, наш коллектив практически ежедневно, с 6 утра, подвергался психологическому прессингу. Приходила целая орава каких-то проверяющих в сопровождении прессы, телевидения, и без всяких разрешительных документов начинали провоцировать больных, чтобы они на камеру сказали хоть что-нибудь плохое о работе центра. Расчёт был тонок и прозрачен – ведь в консультативный отдел приходят больные люди!- рассказывают врачи Диагностического центра.

Но этого было мало.

— Тон разговора проверяющих с медработниками поражает и шокирует. В присутствии больных проверяющие устраивали разносы врачам, проработавшим десятки лет, уважаемым в городе и области, медсёстрам, персоналу, что вообще недопустимо по канонам медицинской этики. В нас заведомо видели каких-то врагов, хотя даже преступник не может считаться виновным, пока его не осудили. Общественному мнению усиленно внушали мысль, что в диагностическом окопались одни воры и мздоимцы. Таких оскорблений мы не слышали за всю свою жизнь,- продолжают врачи.

Прошлогодняя атака «реформаторов» завершилась так же неожиданно, как и началась. Медики вздохнули с облегчением. Но, как оказалось, успокоились они рано. В конце января последовало новое вероломное вторжение в диагностический центр. Теперь уже под флагом партийного контроля.

— Каждое утро в консультативном отделе, регистратуре, кабинетах присутствовали работники городского акимата, представлявшиеся представителями партии «Нур Отан». При этом, как и в прошлом году, они не предъявляли удостоверяющих их документов. Но записывали на диктофоны свои беседы с больными, без разрешения фотографировали изнутри диагностический центр – непонятно для какой цели. Более того, эти анонимные проверяющие требовали предъявить всю медицинскую и финансовую документацию! Требовали даже списочный состав коллектива с указанием размера зарплаты и… национальности работающих! Зачем? Как мы могли им предоставить документацию, если они не предъявляют никаких документов, а их проверка, по сути, незаконна! – продолжают свой рассказ врачи.

Действительно, порядок проверок вроде бы регламентирован законами, постановлениями правительства. Среди проверяющих органов, насколько известно, не называются группы или комиссии партийного контроля. В финансовом плане государственные предприятия, каким является диагностический центр, контролирует управление, которое так и называется – финансового контроля. Что касается качества медицинских услуг, то и здесь есть государственный орган – Комитет по контролю за качеством медицинских услуг. Есть ещё и Комитет по оплате медицинских услуг. Так что проверяющих и контролирующих структур предостаточно. Если назвать ещё налоговый комитет, финансовую полицию, прокуратуру, просто полицию, пожарных, СЭС и т.д. – то проверяющих окажется наравне с работающими, если не больше. При чём здесь ещё партийные посты? На самом деле создаётся опасный прецедент. Теперь что, любой член партии «Нур Отан», назвавшись членом комиссии партийного контроля, может прийти и творить что угодно? А на каком юридическом основании? В Конституции у нас пока ещё нет статьи 6, где бы говорилось о том, что партия «Нур Отан» является руководящей и направляющей силой общества. Выходит всё, что сейчас творят так называемые посты партийного контроля – это беззаконие и произвол, самодеятельность. Общественный контроль – это, конечно, хорошо. В демократическом обществе это важный атрибут участия народа в управлении государством. Но тогда нужно принимать закон о таком контроле, а то можно таких дров наломать! Пока же, думается, он должен осуществляться только на законных основаниях. Любая партия (не только «Нур Отан») или общественная организация вправе обратиться в соответствующий контролирующий орган с просьбой провести проверку. Единственное, на что пока могут претендовать партийцы и общественники – на включение по согласованию в состав проверяющих их представителя.

Если мы не упорядочим такие вот проверки, то они могут стать настоящей дубиной для борьбы и даже расправы с неугодными. А давайте представим себе такую ситуацию. Парторганизация ВК областного медицинского объединения (кстати, самая крупная среди медицинских учреждений) на своём собрании решает организовать пост партийного контроля в городском акимате. Приходит в акимат и начинает выяснять, почему очереди на приём к чиновникам, почему ответы на обращения граждан даются в виде формальных отписок, почему чиновники невежливы и безразличны к посетителям, требовать финансовую документацию, заходить в кабинеты и стоять за спиной каждого чиновника, фиксируя, чем он занимается… Какова картина? Кстати, почему бы действительно главе городской парторганизации не начать с себя и не установить пост партийного контроля в акимате? Только не «Нур Отана», а пост, допустим, Коммунистической партии или «Азата»? Пусть бы чиновники почувствовали, как работали врачи, ощущая за спиной невесть откуда свалившегося проверяющего. И ещё один момент – сотрудники городского акимата под видом проверяющих находились в диагностическом центре в рабочее время. А в этот самый момент их, наверняка, ждали посетители, документы, ждала их непосредственная работа, которая называется оказание государственных услуг. Для этих услуг, кстати, утверждены государственные стандарты их оказания. Вот и вопрос для уполномоченных проверяющих и контролирующих структур – почему госслужащие в своё рабочее время не занимались своей непосредственной работой?

Однако, продолжим печальный рассказ врачей:

— На все наши вопросы эти непонятные проверяющие давали один ответ: «Не ваше дело. Мы вас выведем на чистую воду!» Работа консультативного отдела, лабораторий и кабинетов была парализована, персонал находился на грани срыва и увольнения. Мы почувствовали резкое изменение отношения к нам больных. Дело дошло до того, что отдельные больные, под воздействием проверяющих и прессы, стали обращаться к врачам с нецензурной бранью. А почему бы и нет, если проверяющие-госслужащие так себя ведут, невзирая на кодекс этики госслужащего? Практически ежедневно, пока партийные посты оккупировали здание ДЦ, там же находились и пресса с телевидением. Ситуация обострилась до такой степени, что юрист ДЦ потребовал покинуть помещение и запретил общаться с пациентами. Все действия проверяющих он квалифицировал как мелкое хулиганство и грозил вызвать полицию. С юридической точки зрения, если отбросить эмоции, наверное, эта оценка близка к истине.

Завершилось всё это действо грандиозной пресс-конференцией, где партийцы разоблачили и медиков, и руководство как диагностического центра, так и всего областного медобъединения. И подробно разъяснили в чём суть наспех состряпанного дела «о врачах-вредителях». А суть его в том, что как сказал аким города, глава городской парторганизации Ислам Абишев на отчётной встрече с населением, врачи-то, возможно, в ДЦ и хорошие, но вот менеджеры, управленцы – плохие. Такую оценку Ислам Алмаханович дал тем, кто удержал лечебные учреждения от полного развала в лихие 90-е, когда выделяемых средств не хватало даже на бинты. Что ж, как говорится, это по-нашему, по-партийному. Видимо, Ислам Алмаханович намекает, что нашим главврачам было бы неплохо поучиться у своих коллег из Шымкента. Вот там менеджеры так менеджеры. Правда, сотню детей СПИДом заразили, но это так, издержки.

Сам Ислам Алмаханович обслуживается и лечится именно в консультативном отделе диагностического центра. Почему-то не в обычной поликлинике, а именно у плохих, как он выразился, менеджеров.



Всё гораздо сложнее

Да, внезапное вторжение комиссий, разборки под прицелом телекамер и фотоаппаратов, громкие заявления, пресс-конференции – всё это, конечно, красиво. Какая-нибудь старушка, глядя на телеэкран, скажет: «Правильно. Так их, этих врачей, давить надо. Молодец, Ислам Алмаханович. И правду говорят, пусть всегда будет акимом, вот как он за народ». И, может быть, даже смахнёт нахлынувшую слезинку.

Если бы все проблемы медицины решались вот такими наскоками да хлёсткими фразами… Но, увы, волшебной палочки нет даже у Ислама Алмахановича и его партийных постов. Судите сами.

За последние 15 лет, начиная с 1995 года, в Усть-Каменогорске были ликвидированы 4 женских консультации; поликлиника МСЧ-22, обслуживающая до тысячи взрослых и детей; стационар на 70 коек МСЧ-22; детская поликлиника по ул.Ворошилова (здание передано департаменту юстиции ВКО); детская больница по ул.Мызы, ранее там был стационар с поликлиникой, поликлинику перевели на ул.Ауэзова; поликлиники по ул.Грузинская и ул.Солнечная; 5-я горбольница с поликлиникой ТМК в районе Согры; поликлиника СЦК и другие. Впечатляющий список, не правда ли? Между тем, население города меньше не стало. По ряду болезней заболеваемость в Усть-Каменогорске в 1,5 – 2 раза выше, чем в среднем по Казахстану. К ликвидации больниц добавилась и нехватка врачей. По области дефицит врачей составляет 540 человек.

Важнейшее звено медицины – первичное. Однако, семейно-врачебные амбулатории слабо справляются со своими задачами. Оснащены СВА в среднем на 30%, не хватает лабораторного, функционального и другого оборудования. А ведь именно первичное звено направляет больных на дальнейшее обследование и лечение в тот же диагностический центр. Недоработки первичного звена и создают очереди и нервозность. Необследованный больной, направленный без элементарных анализов, проходит уже в самом ДЦ больше обследований, даже самых примитивных, которые должны быть проведены по месту жительства. А это снова очереди, трата времени.

Такие необследованные больные поступают даже из Усть-Каменогорска. О районах и говорить нечего. Укомплектованность врачами-терапевтами в отдельных районах составляет 50-55%. В Курчумском районе, например, вообще нет акушер-гинекологов. Узких специалистов в Уланском районе всего 36,5% от необходимого. И это пригородный район. Оборудование в сельских лечебницах устаревшее, а если есть новое – не всегда найдутся специалисты для обслуживания. Слаба и мотивация врачей СВА – подушевое финансирование составляет всего 124 тенге с человека.

Выходит, что в диагностическом центре сходятся все эти потоки нерешённых, кричащих проблем. Системных проблем. И чтобы решить все эти проблемы, нужно делать многое. Строить новые больницы, укомплектовывать их врачами, предоставлять медикам жильё, достойную зарплату, заниматься системой организации здравоохранения на местах. А это гораздо сложнее, чем кавалерийские наскоки проверяющих или громкие, хлёсткие заявления.14 февраля Ислам Абишев сам посетил диагностический центр (был он и в самом начале всей этой истории). Обойдя все 9 этажей, он пообещал в этом году выделить до 1 сентября 15 квартир для врачей Усть-Каменогорска и выделить средства ДЦ для приобретения ещё одного оборудования для обследования. Может быть, с этого стоило и начинать? А так, если даже эти обещания и будут выполнены, то не послужат даже слабой компенсацией тех моральных страданий, которые понесли врачи за время атаки на диагностический центр. А то, что от врачей в ходе проверки не поступало жалоб, как говорится в пресс-релизе Усть-Каменогорского филиала НДП «Нур Отан» — то это от лукавого. Кто же будет жаловаться, и самое главное – куда и на кого? Кстати, и при подготовке этого материала мои собеседники пожелали не называть своих имён.

Версии

Итак, давайте, всё-таки, разберёмся, почему именно диагностический центра был выбран Исламом Абишевым для атаки. Ведь в той же левобережной клинике, куда, вроде бы переместился партийный пост после диагностического, партийцы поработали куда меньше – всего день. Да и не было никаких громких заявлений, пресс-релизов, хотя в этой клинике есть и очереди, и другие проблемы, не менее острые, чем в диагностическом.

Версия первая. Аким города, начав резкую атаку на самую видимую верхушку медицинского айсберга под названием диагностический центр, зарабатывает себе популярность. Видимо, чтобы на следующем отчёте снова прозвучали предложения оставить его навсегда во главе города. Напомним, что ранее уже звучало предложение присвоить Исламу Алмахановичу звание «Почётный гражданин Усть-Каменогорска».

Версия №2. С учётом того, что нынешняя атака на диагностический центр – уже вторая за столь непродолжительный срок, можно предположить, что аким города таким образом хотел бы сместить нынешнего генерального директора ВК областного медобъединения Юрия Приходько и поставить на его место своего человека, скорее всего, южанина. В прошлом году такая попытка, видимо, предпринималась через идею о разделении ВКОМО и диагностического центра. В этом году – через идею «врачи хорошие, но менеджеры плохие». Наверное, даётся недвусмысленный намёк, что пусть диагностический возглавит хороший менеджер, не обязательно медик, желательно выходец с юга. А Приходько может стать замом по лечебной части, пусть занимается лечением, а финансами будет заниматься «хороший менеджер».

Версия третья. Не исключено, что аким Усть-Каменогорска затеял какую-то сложную, многоходовую игру со своими далеко идущими целями. Смотрите, какая получается любопытная картина. Все СМИ, включая республиканские, трубят о том, что Ислам Абишев находит массу недостатков в работе учреждений здравоохранения. А ведь здравоохранение финансируется из областного бюджета, значит, и подчиняется акиму области. Красиво получается – выходит, что глава области не смог увидеть эти недостатки, а глава города не только смог, но и активно их исправляет. Говоря другими словами, Сапарбаев – плохой, а Абишев – хороший. Благодаря шуму в СМИ, о сложившейся ситуации наверняка знают высшие аналитики из Астаны. А какие они могут сделать выводы: только что были аварии и срыв теплоснабжения в Семее, Риддере, Курчатове, порыв водопровода в Зыряновске, а тут ещё такой шум вокруг здравоохранения. Как бы не совсем справляется Бердыбек Машбекович. Тут – выборы на носу, а после президентских выборов обычно следуют серьёзные кадровые перестановки. Почему бы не назначить нового акима области, да и кандидатура подходящая вроде бы уже есть… И главное – народ в восторге от этой кандидатуры. Чувствуете, какая может быть закулисная сторона у дела «врачей-вредителей» в Усть-Каменогорске? Конечно, это только предположение, но очевидцы говорят, что при посещении диагностического центра Ислам Абишев обронил такую фразу: «Я наведу порядок в здравоохранении области». Может, наговаривают на акима города, а может и вырвалась у него «оговорка по Фрейду». Психологи так называют вроде бы случайную оговорку, но в которой выражены скрытые, подсознательные стремления или мечты человека.

Да, много закручено вокруг дела «врачей-вредителей», многое стоит за атакой на диагностический центр. А вот если бы спросили, например, врачей, о чём они мечтают, то медики наверняка бы сказали так, причём без всякого Фрейда – дайте возможность спокойно работать, дайте здравоохранению области подняться после «иманбаевщины», дайте передохнуть, набрать воздух полной грудью. Так может действительно дать медикам вздохнуть?

Денис Данилевский